Как я провел лето: богослужебные заметки

Этот год особый, сентябрь побаловал нас летней погодой. Даже на первые дни октября тепла хватило. Слава Богу! Ну, в октябре-то лето кончилось. На Покров снежок выпадал, но тут же растаял. Самое время писать сочинение по теме «Как я провел лето». Пока учился я в школе, лето было огромным – 3 месяца. Каждый день был вместительным, наполненным множеством удивительных событий. Теперь вот сам обучаю вчерашних школьников. Теперь в июне-июле учебный год заканчиваем и приемные экзамены ведем. На отпуск остается один август – вот и преподавательское лето. Про август, пожалуй, и напишу.

Опытные братия и сослужители знают: православному священнику надо так уйти в отпуск, чтобы раз в неделю в храме Божием оказаться обязательно. В этом году с этим проблем не было, мой отпуск прошел в Подмосковье. Правда, без неожиданностей все равно не обошлось. Сначала я решил поехать в один храм, но потом поневоле пришлось менять решение. И второе решение было необычное. Второй храм был старообрядным приходом Русской Православной Церкви. Даю краткие пояснения для тех, кто слабо знает тему.

200 лет назад Священноначалие нашей Церкви сделало шаг навстречу старообрядцам – были организованы единоверческие приходы. В них служили по дониконовским книгам законно рукоположенные батюшки. Таким образом, те христиане, которым были дороги старые обряды, могли их придерживаться в Церкви с канонической иерархией. Слава Тебе, Господи! Часть старообрядцев пришли в единоверие, образовали старообрядные приходы нашей Церкви.

У меня старообрядческих корней нет, но я человек любопытствующий, в свое время о единоверии что-то читал. И вот, надо же – внешние обстоятельства меня подтолкнули собраться на службу в единоверческий храм. По Интернету я выяснил телефон настоятеля храма, отца Алексия. Позвонил, представился, сказал, что сейчас в отпуске, хотелось бы попасть на службу. Батюшка, как мне показалось, несколько удивился, но вполне добродушно объяснил: «Перед литургией служится полунощница и часы, начало службы в 7.00. Автобус иногда ходит не по расписанию, лучше ехать на электричке». Мы немного поговорили, оказалось, у нас есть общие знакомые. И на хорошей ноте попрощались до завтра. Ранний подъем меня не пугал. Несколько напрягало то, что электричка приходит к самому началу службы, времени у меня – только добежать до храма. А предыдущая электричка для меня не вариант, она в 2 часа ночи идет. Посмотрел я карту местности, подумал, что храм легко найду и успею до полунощницы. И не угадал.

По дороге я сделал три ошибки, свернул не туда, спросить особо не у кого было. В результате на полчаса я все-таки опоздал. Неприятно, конечно. Дисциплинированные священники, дай Бог им здоровья, приучили меня следить за тем, чтобы не опаздывать. А тут такая незадача. Прости, Господи. Вошел в храм, двуперстно перекрестился, подошел к священнику, извинился за опоздание. Отец Алексей отнесся спокойно, с пониманием. Он служит, я стою – молюсь.

В тот день было немало необычного. Например, запомнились особые варианты чтения знакомых молитв

Конечно, полунощница на обычное августовское воскресенье для меня новость. Я привык, что среди приходских служб полунощница появляется Великим постом – на Пасху. Что такое полунощница? Со студенческой скамьи помню Пасхальную полунощницу, как можно ее забыть? После длинной службы на Великую субботу днем отдохнешь, а к ночи бежишь в храм. Читают Деяния Апостолов, потом начинается красивейшая Полунощница – перед Плащаницей Христовой. На девятой песни канона Плащаница чинно заносится в алтарь. Воцаряется тишина. Все поглядывают на часы, вот уже двенадцать. В алтаре звучит: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Сначала едва слышно, потом громче, потом – во весь дух. И вот мы уже идем крестным ходом вокруг храма, христосуемся. В распахнутые двери проходим в храм, начинается заутреня, вся сияющая пасхальной радостью, а за ней литургия. Вспомнишь, мурашки по телу.

Но то на Пасху, – сначала отмеченная печалью полунощница, и сразу же Праздников праздник. Здесь же другое, в летнее воскресенье я на полунощницу попал. Правда, признаюсь, полунощницу я не только по весне вспоминаю. Лет 20 назад я прочел, что наши утренние молитвы не такие уж древние. 300 лет назад на Руси вместо утренних молитв читали полунощницу. Действительно, несколько утренних молитв явно из полунощницы взяты. Греки и до сих пор дома читают каждое утро полунощницу. Конечно, не все греки это делают, у них тоже есть сокращенное утреннее правило. Я греческое правило слушаю иногда, а иногда полунощницу читаю вместо утренних молитв. Чтобы на одном и том же тексте молитвословий за десятки лет «глаз не замыливался». Так что полунощница у меня не только весной.

В православных монастырях, конечно, и летом полунощницу в храме совершают. Но здесь, в старообрядном православном приходе, все-таки не монахи, а обычные местные жители и дачники, это приходской храм... В тот день было немало необычного. Например, запомнились особые варианты чтения донельзя знакомых молитв на славянском: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вó веки векóм». Нам привычнее, конечно, «во вéки векóв».

Подчеркнуто аскетичное убранство храма, землистых цветов иконы, на все многочисленные пуговицы застегнутые облачения, чисто восковые свечи

Сегодня я решил посмотреть, почему «векóм»? Есть мнение, что этот дательный падеж, «векóм», характерен для церковно-славянского языка, в отличие от греческого (там родительный падеж). Что касается «вó вéки», то здесь наоборот, церковно-славянский совпадает с греческим. Это явление мне и самому понятно было, энклитика называется. Предлог «вó» и существительное «вéки» как бы сливаются в одно слово с одним смещенным ударением – «вóвеки». В молитве Отче наш энклитика есть, по-славянски вроде бы как обычно: «да святится имя Твое». А по-гречески «имя» – это «óнома», «Твое» – это «Сý». А когда два слова («óнома», «Сý») как бы сливаются, то ударение смещается: «ономáсу». Соображения про энклитику я в тот же день радостно сообщил отцу Алексию, он ничего не ответил. Деликатно промолчал…

Что сказать о той воскресной службе? Полунощница, часы третий, шестой и девятый (его на приходах часто сокращают), литургия продолжались около четырех часов. Это характерно, скорее, для наших монастырских служб. Пение старообрядное было, конечно, не партесное. Древнее пение, по крюкам, наречное, очень аскетичное. По этому поводу вспоминается история из Апофтегм, как отдельные древнеегипесткие подвижники не одобряли пение тропарей, потому что были сторонниками «неразвлеченной молитвы». А пение молитв, как они считали, отвлекало монахов от молитвенного подвига, уводило в мир эстетических наслаждений.

Все службы на престольный праздник продолжались около 11 часов, это если считать от служб накануне престола и в сам престольный день

Прибавьте подчеркнуто аскетичное убранство храма, землистых цветов иконы, на все многочисленные пуговицы застегнутые облачения, чисто восковые свечи. Священник не носил наперсного креста, камилавка у него была не циллиндрическая, а с закруглением наверху, как на книжных иллюстрациях про русскую старину. Женщины стояли не только в платках, но и в повойниках. Многие ли знают, что это такое?

Я бы сказал, монашески-аскетичная служба была в единоверческом храме. Во всяком случае, такое было мое восприятие. Если кто не согласен, прошу высказать свои мнения, интересно будет прочитать.

Прошло несколько дней, на престольный праздник я снова приехал в тот храм. Только теперь уже постарался и в сам день быть на месте, и накануне – приехать на торжественную вечерню, павечерицу, утреню и первый час. Повечерие (павечерица), опять-таки, у нас на приходах вполне встречается, но только Великим постом. А здесь это более повседневное явление. Прибавим к этому множество земных поклонов, которые совершаются очень дисциплинированно духовенством и мирянами, в строго определенные моменты. Руки касаются не пола, а коврика-подручника. Поклоны, поклоны… как будто Великий пост, как будто я на великопостное говение в монастырь приехал.

Служба накануне праздника была долгой, началась она в 2 часа дня. Не в 5 и не в 6, даже не в 4, а в 2. Закончилась вечером. При этом выяснилось, что священник в полдень отслужил малую вечерню один, чтобы не удлинять общую службу. Итого, все службы на престольный праздник продолжались около 11 часов, это если считать от служб накануне престола и в сам престольный день. От малой вечерни до литургии и водосвятного молебна службы заняли почти полсуток. У нас на престольный праздник и накануне его службы могут продолжаться до 6 часов, едва ли более.

Этот регион в Подмосковье издавна населяли старообрядцы, и сейчас их потомки здесь живут

В сумме 11 часов службы на большой праздник! Должен сказать, не в первый раз мне такое видеть довелось. На Афоне я как-то попал на 14-часовую службу, был престольный праздник в монастыре Ксенофонт. И та большая служба, Панигир, прошла за один раз, без перерывов, что еще труднее. О похожем многочасовом богослужении я читал в истории Русской Церкви, когда рассказывалось про жизнь православных XVII века. Да, много существует богослужебных традиций и обычаев в Церкви. И все-таки Церковь одна, едина, как Един Господь наш Иисус Христос. Благодарение Богу!..

Конечно, за чаем я спросил отца Алексия, почему он выбрал такой путь? Ожидался ответ типа: «Бабушка молилась по-древлеправославному и меня приучала потихонечку». Но нет, старообрядческих корней у священника не было начисто. А был просто интерес к старообрядному благочестию, чистый от расколоучительства. Интерес этот был сильный, с семинарской скамьи. Спросил я и о прихожанах. Отец Алексий рассказал мне, что этот регион в Подмосковье издавна населяли старообрядцы, и сейчас их потомки здесь живут.

Благодаря одной местной женщине, Устинье Григорьевне, собралась храмовая община, в которой служит отец Алексий. Раба Божия Иустиния имела старообрядческие корни, занимала активную жизненную позицию, работала на ответственных должностях, кажется, председателем колхоза. Много делала для своих родных мест. Благоустраивала территорию, насаждая аллею дефицитных тогда голубых елей. Создавала местный музей воинской славы, в память о тех, кто прошел Великую Отечественную войну. В 1990-е гг. она стала активно заниматься созданием храма в родных местах. Сначала получили под храм двухэтажный деревянный дом, стали его приспосабливать. Потом уже отстроили каменную церковь. И люди к храму собирались тоже в основном со старообрядческими корнями. Для них это родная старина, самая дорогая им форма церковной жизни. Но были и те, у кого корней нет, но это им близко.

На престольный праздник после водосвятного молебна все прошли в церковный дом за праздничный стол. Сначала сели мужчины, потом женщины. Разместились чинно, настоятель вел хлебосольный стол. Но не думайте, что все от начала до конца было сурово-сверхаскетично. На каком-то этапе застолья в руках пожилого мужчины с окладистой бородой появилась гармонь, зазвучала старинная русская песня. Одна песня сменяла другую, были и веселые. Одну он не стал допевать, оборвал: «Там конец грустный». Для праздника неподходящий...

Потом гармонь попросил сидевший в «президиуме» прихожанин. Он несколько смущенно сказал, что в свое время стеснялся играть на инструменте при матери, но сегодня, в праздничный день, вспоминая ее, хотел бы исполнить одну вещь собственного сочинения. И звуки полились, было заметно, что автор и исполнитель волнуется, играет от души, хочет поделиться чем-то дорогим для него. Люди это оценили, отозвались, кто-то после произнес задумчиво: «Есть еще в народе таланливые люди». Да, есть, слава Тебе, Господи. Потом тот же прихожанин исполнил несколько знакомых мне с детства бойких наигрышей, радостных, вдохновляющих…

Жду следующего лета. Бог даст, опять приеду в этот единоверческий приход. Помолиться, причаститься Святых Таин, пообщаться с единоверцами.


Священник Павел Сержантов
Источник: Православие.ру

03.11.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.