Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество (Священномученик Симон Охтенский)
Одно из поповских согласий старообрядчества, признающее юрисдикцию Русской Православной Церкви, получило название Единоверия или Православного старообрядчества. Единоверцы сохраняют старообрядческий богослужебный устав, древнерусский быт, находясь при этом в общении со всей полнотой Вселенского Православия.
Прошлое
Стремление к обретению церковных Таинств и священной иерархии существовало в старообрядчестве с самого начала раскола Русской Церкви и вследствие оскудения священства дораскольного поставления. Внутри старообрядчества формируется низовое движение о прошении у господствующей церкви единомысленного епископа, восстановления трехчинной иерархии и отмены несправедливо наложенных клятв на старый обряд. Со временем ожесточение Синода Греко-Российской Церкви в отношении старого обряда было преодолено, и в 1800 году были приняты так называемые "Платоновские" правила. Эти правила позволяли старообрядцам присоединяться к Русской Церкви и даровали им священство. Однако переход из новообрядчества в Единоверие был на тот момент строго запрещен. Конечной целью такого положения Единоверия являлся его впоследствии полный переход на новый чин, что в корне не устраивало самих единоверцев. Следующие 118 лет Единоверия прошли в постоянной борьбе за право называется православным и занять достойное месте в сокровищнице мирового Православия. В 1918 году на поместном соборе Русской Церкви единоверцам, наконец, даруется единомысленный епископ. Через несколько лет число этих епископов значительно возрастет, но уже в 1937 году указом митрополита Сергия (Старогородского) последний единоверческий епископ отправится на покой. Единоверческие приходы закрываются, монастыри пустеют, начинается полный упадок единоверческого движения. К концу 1980-х гг. останется всего два действующих единоверческих прихода. Параллельно с этим, в 1971 году сбываются трехсотлетние чаяния православных старообрядцев – клятвы против старого обряда снимаются, и единоверцам даруется полная внутрицерковная свобода. В 1990-е гг. начинается возрождение исторических единоверческих приходов, появляются также и новые, в том числе и сформированные полностью из новообрядцев. Новые общины растут, рукополагаются священники, открываются и реставрируются храмы.
Настоящее
Единоверие сегодня – это более 30 приходов и общин, где свято соблюдается древнерусский богослужебный чин и приходской быт. С каждым годом количество таких приходов в Русской Церкви неуклонно растет. Существуют общины, где местными иерархами на постоянной основе совершаются архиерейские службы по древнему чину. Несмотря на сложившиеся исторические и определенные богослужебные различия между единоверческими приходами, все они объединены любовью к идеалам Святой Руси.
Будущее
Православные старообрядцы XXI века видят свое предназначение в том, чтобы сохранить и донести до широкой православной общественности ту «сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви» (Патриарх Алексий II): каноническую икону, молитвенное знаменное пение, полноту церковного устава и традиционное русское благочестие. Не исключается и проповедь среди старообрядцев, находящихся вне канонического общения со Вселенским Православием, но исключительно через уважительный и дружеский диалог. Как и любое старообрядческое движение, Единоверие подразумевает активное участие мирян в церковной жизни, поэтому то, какое место займет Православное старообрядчество в современном мире, зависит во многом и от Вас, единоверцев. Приходите к нам и узнайте больше о традиционном Русском Православии!
«Многие единоверцы стремятся совершенно отделиться в своем быту от православных. Конечно, в настоящие дни многие из православных стремятся во всем подражать еретическому Западу, а посему и замечается общее развращение, и если они таковых удаляются, то это весьма похвально. Но нужно, чтобы над этим удалением преобладала преданность вере и любовь. Тогда это будет похвально и разумно. Тогда, кроме взаимной любви, ничего у нас не будет...» Митрополит Антоний (Храповицкий)
«Старообрядчество есть собственно протест русского православного народа против внесения архипастырями идей и дисциплины папизма в теорию и практику отечественной церкви. Старообрядчество ... есть народный протест против посягательств чужеземности на русскую народность, так возмутительно обнаруживших себя в “запретительной клятве”, продиктованной греческими проходимцами и киевскими латинистами, господствовавшими тогда на Москве...» Иерей Иоанн Верховский
«База единоверия ― крепкие крестьяне, городской торговый люд от богатых купцов до лоточников‑разносчиков, казаки. Многие не приняли советскую власть. Часть единоверцев эмигрировала, часть (казаки, купечество и простые верующие люди) примкнула к Белому движению. Петроградские единоверцы влились в ряды “непоминающих”, то есть не поддержали Декларацию митрополита Сергия и не поминали на службах архиереев, которые ее подписали. Для единоверия характерен высокий уровень бескомпромиссности (это идет, разумеется, от старообрядческих корней), а гибкость не характерна.» Иерей Пётр Чубаров