Беседа с отцом Алексием Гугливатым, настоятелем единоверческой Спасо-Преображенской общины в г. Куровское Московской области.
– Доброго здоровья, отче. Расскажите, что из себя представляет такое явление, как «гуслицкое старообрядчество»?
– Доброго здоровья! Старообрядчество в Гуслицах существует издавна. Население здесь автохтонное, то есть живущее на одной территории много столетий подряд. Люди отсюда не переезжали. В XX веке здесь появилось определённое количество «лимитчиков», то есть тех, кто приезжал сюда из других областей, чтобы работать на фабриках, предприятиях и чтобы получить здесь подмосковную прописку. Но всё равно эти люди видны и заметны. Они не вошли в общий строй здешнего населения, и местные по-прежнему определяют их как приезжих. Гусляки же преимущественно все старообрядцы. Причём это старообрядцы, не принявшие никоновых реформ начиная с самого XVII века. Живут здесь испокон веков и хранят свою веру.
Особенность Гуслиц ещё и в том, что, находясь под боком у Москвы, в этих местах не было таких сильных гонений, как, например, во многих других старообрядческих центрах – Ветке, Керженце и др. Мы знаем, что там старообрядцев выгоняли с нажитых мест и перегоняли на другие. В Гуслицах же гонения были примерно такого рода: могли прийти в какую-то моленную, закрыть её, опечатать, а старообрядцы возьмут и соберутся в другой. Какие-нибудь иконы соберут, найдут, новые напишут… И, в принципе, таким образом старообрядцы существовали здесь относительно спокойно. Я даже думаю, что многие подобные закрытия этих, что называлось, раскольничьих моленных в XIX веке больше проводились ради определённого миссионерского плана. Потому что по-другому никак не объяснить то, что здесь, близ столицы, существовал настолько крупный центр старообрядческого раскольничьего движения – и без каких-либо серьёзных для себя последствий.
– Как обстояли дела с единоверием в этих землях?
– Что касаемо единоверия, то в Гуслицком крае оно было представлено тремя приходами: приход храма Крестовоздвижения Господня в деревне Селино-Давыдово, что неподалёку от города Куровское; храм святителя Петра Митрополита в деревне Авсюнино; и храм Рожества Христова в деревне Мальково. Если Воздвиженский храм в Селино-Давыдово и храм Петра Митрополита были построены с миссионерской целью, то храм Рожества Христова в Мальково был построен старообрядцами, которые сами перешли в единоверие, причём не под внешним воздействием, а по своему собственному рассмотрению основ веры. Нашли меценатов, создали общину, построили храм. Это была, так сказать, инициатива снизу. И это достаточно интересный прецедент, поскольку мы знаем, что нередко в XIX веке единоверческие общины создавались совершенно по-другому принципу, а именно путём навязывания единоверия указом сверху. Такое единоверие создавалось в миссионерских целях, на будущее. Случаи же добровольного перехода старообрядческой общины в единоверие составляли очень небольшой процент. Зато, несмотря на малое количество, такие общины всегда были достаточно крепкими. Поначалу-то их было гораздо больше, но насильственный характер обращения старообрядцев в единоверие при Николае I многих оттолкнул. И как показала практика, очень немногие из подневольных общин становились осознанными единоверцами. Шли годы, поколения, и когда в начале XX века по указу царя Николая II старообрядцам были даны свободы, то многие из таких вот некогда загнанных в единоверие общин стали его покидать и требовать вернуть им церковное помещение, иконы... Прецеденты такого казённого единоверия были, но именно в Гуслицах — в меньшей степени. Снова этот парадокс, когда в старообрядческом крае, под самым боком у московского митрополита не вводится каких-либо ощутимых насильственных методов.
Здесь же, в Гуслицах, создается Братство Петра Митрополита, активнейшая миссионерская организация. Создаются здесь и миссионерские школы, обучавшие, правда, не миссионеров, а детей старообрядцев. В них, наряду с различными науками, детям рассказывали и о единоверии. То есть дети получали бесплатное образование, а вместе с тем и наставление о необходимости быть в единстве с Церковью. Это было достаточно мирное осуществление миссии – работа с детьми на будущее.
И вот при одной из таких школ был построен храм в деревне Авсюнино. Её, кстати, посещал известный единоверческий миссионер архимандрит Павел (Леднев). И это была его идея построить здесь школу, чтобы в дальнейшем при ней образовался храм. После бесед, которые Павел Леднев проводил со старообрядцами в этой местности, у него сложилось мнение, что именно в деревне Авсюнино единоверие может особенно прижиться и что именно здесь на тот момент была определенная благодатная для этого почва. Там же с Павлом Ледневым знакомится и старообрядец Андрей Степанов, ставший впоследствии единоверческим священником в вышеупомянутой деревне Мальково.
– Что случилось с этими общинами в советский период?
– В советское время единоверческие храмы были закрыты. Воздвиженский храм в деревне Давыдово был закрыт и переоборудован под школьный спортзал. Храм в Авсюнино использовался под клуб. Священники храма Рожества Христова в Мальково были репрессированы. Сын священника Андрея Степанова, тоже священнослужитель, был репрессирован в 30-е годы. В 40-е храм пустовал, хотя есть свидетельства, что во время войны там молились местные старообрядцы-раскольники. После войны храм пришел в запустение и использовался как склад зерна. И только с приходом 90-х годов единоверие в Гуслицах выходит на новый рубеж. – Расскажите конкретно про Ваш приход, когда и из кого он сформировался?
– Собственно, этот новый рубеж единоверия удалось занять, прежде всего, благодаря усилиям почётного гражданина Орехово-Зуевского района – Устинье Григорьевне Андрияновой. Это была маленькая, хрупкая, пожилая женщина, но сколько в ней было активности, сколько сил и энергии! В родной деревне Степановка старая заброшенная школа её стараниями была переоборудована в музей. В нём была экспозиция и об истории Великой Отечественной войны, и самой этой школы, и деревни Степановка, и о старообрядческом быте. Рядом с музеем находится Аллея Славы героев Великой Отечественной войны — тех, кто ушёл на фронт из Степановки и не вернулся. В память о каждом не вернувшимся с фронта солдате посажена голубая ель. Устинья Григорьевна как-то сумела достать эти голубые ели в эпоху дефицита в середине 80-х годов. Также она привезла из Куровского отправленный на утилизацию памятник Героям и создала у себя в Степановке мемориал Славы.
Кроме того, Устинья Григорьевна спасла от разрушения святой источник Казанской иконы Божией Матери между деревнями Степановка и Авсюнино. В то время, в 80-х годах, считалось, что этот источник притягивает к себе слишком много религиозного внимания, и это внимание нужно было как-то отвлечь. Устинье Григорьевне как руководителю совхоза было поручено этот источник засыпать. Однако как человек верующий, к тому же из потомственных старообрядцев, она, наоборот, сумела его отстоять. Устинья Григорьевна никогда не стеснялась исповедания своей веры. Так, например, в своё время она открыто венчалась, что для члена коммунистической партии было достаточно редким явлением. Эта стойкость особенно воодушевляла и сподвигала её на разного рода дела.
Сохранив источник Казанской иконы Божией Матери, в дальнейшем Устинья Григорьевна смогла построить там и часовенку, чтобы источник стал местом паломничества для местных христиан.
А жила она в Куровском, единственном в Гуслицах городе. Потому что Гуслицы – это куст деревень, а Куровское – деревня, которая в советское время разрослась за счёт фабрики и стала большим населённым пунктом. Впрочем, Куровской район значился в Московской области как самостоятельный ещё до хрущёвской реформы уплотнения. Это был значимый населённый пункт, в том числе и за счёт расположенной здесь узловой железнодорожной станции. В советское время жизнь тут кипела...
Но вот, в начале 90-х годов, когда всё рушилось и уничтожалось, Устинья Григорьевна решила устроить в своём городе старообрядческий храм. А нужно сказать, что у многих старообрядческих священников была в то время такая позиция: лучше пускай ко мне ездят, чем создают новые общины и тем самым уводят от меня народ. Такой подход сильно отторгал людей от старообрядчества. Стала тогда Устинья Григорьевна изучать вопрос о том, какие вообще существуют старообрядческие согласия. И пришла к выводу, что единство с Русской Православной Церковью на правах единоверия – это такое же старообрядчество, и что это был бы достойный путь для гуслицких староверов. Стоит добавить, что многие здесь были потомками неокружников (ответвление от белокриницких старообрядцев, чьё разногласие заключалось в отказе от молитвы за царя – прим. ред.). Было здесь много и лужканцев (старообрядческое согласие, принимавшее для совершения богослужений беглое духовенство только из одной местности, т.н. Лужков –прим. ред.) и представителей других поповских направлений. Большинство всё же составляли белокриницкие старообрядцы (т.е. приемлющие Белокриницкую иерархию, сегодня – Русская Православная Старообрядческая Церковь – прим. ред.). Бывало, встречались и дети единоверцев, но к началу 90-х это уже были достаточно пожилые люди.
Устинья Григорьевна приняла решение перейти в единоверие. Объединив местных гуслицких старообрядцев, она организовала делегацию в Михайловскую Слободу, после чего именно оттуда в Куровское стал приезжать отец Иринарх Денисов служить молебны в местном доме культуры. По его свидетельству, на эти молебны собиралось несколько сотен старообрядцев.
– Кто стал первым настоятелем общины? С какими проблемами сталкивалась община?
– Сюда был назначен священник Димитрий Кузнецов. На его плечи и легло
дело организации старообрядческой общины в лоне Русской Православной Церкви на правах единоверия. Усилиями отца Димитрия, Устиньи Григорьевны, а также многих прихожан и меценатов той поры был проведён ремонт дома по адресу: ул. Советская, д. 87, который был передан в пользование Спасо-Преображенской православной старообрядческой единоверческой общине г. Куровское (именно такая формулировка значится в документах от 1994 года, выданных местной администрацией). Одновременно был проведён ремонт церковного дома, после чего тот, собственно, и получил статус церковного. До
этого он был домом местного купца Кудрявцева, старообрядца, репрессированного в 30-е годы. В советское время в нём располагалось местное отделение НКВД и куровская милиция. И как ни парадоксально, но именно через стены этого дома, особенно в 30-е годы, на свою Голгофу прошло немало священнослужителей-старообрядцев. Известно, что здесь содержались под стражей известные старообрядческие священники. Например, епископ Ржевский Пётр (Глазов), который являлся одним из предводителей неокружнического согласия, но позже, уже в 60-е годы, воссоединился со старообрядческой церковью. Также местный старообрядческий священник Архип Давыдович Азарнов, сложивший свою голову в одну могилу с единоверческим священномучеником Иоанном Бороздиным 27 сентября 1937 года. И многие другие, как, например, псаломщики местных храмов, пострадавшие не за старообрядчество, а за исповедание веры в Исуса Христа, о чём ясно свидетельствуют дошедшие до нас архивы дел, проводившихся в этих стенах. Или другой пример: в деле о разорении моленной в Мисцево в 1937 году человеку предъявляют обвинение в том, что он просто верит в Бога. Человек исповедует свою веру, не видя в этом никакого заблуждения, а его после череды допросов подвергают жесточайшему обращению, вплоть до расстрела. Вот такой «дом с историей» получил приход, прозванный у местных «милиция». А когда здесь появилась единоверческая община, то стали говорить так: «Куда ходишь молиться? – В милицию». Некоторые до сих пор отказываются ходить молиться в эту «милицию» из-за её прошлого. Но с другой стороны, люди же страдали здесь за исповедание веры Христовой – стало быть, этот дом и примыкающая к нему церковь Спасо-Преображения становятся, по сути своей, храмом Спаса на Крови.
В 1999 году деревянная пристройка к церковному дому претерпевает некоторую реконструкцию, и в ней начинает действовать храм Преображения Господня. В это время строится каменный однопрестольный храм в честь преподобного Иоанна, списателя Лествицы. Почему Преподобного Иоанна? Потому что основные деньги на строительство этого храма пожертвовал в память о своём небесном покровителе местный предприниматель и меценат Комиссаров Иван Тимофеевич. Достаточно редкий престол, особенно для единоверия.
А вот освящение деревянного храма в честь Преображения Господня связано с тем, что в этой местности – в городе Куровское, в деревне Завольни и в прочих прилегающих деревнях – это престольный праздник.
Существует предание, что во время татаро-монгольского ига в этих местах, на реке Нерская, проходящей как раз через Куровское, спасался от захвативших Москву татар святитель московский Фотий. Святитель тонул, но чудесным образом выбрался на берег, после чего воздвиг здесь на берегу реки церковь Спасо-Преображения. С той поры этому престолу посвящён и сам город Куровское, и ближайшие к нему населённые пункты. По другим преданиям не только святитель Фотий, но и святитель Киприан, митрополит Московский
тоже спасался в здешних гуслицких лесах... Так или иначе, но Преображение здесь почитается издревле, и в городе Куровское, помимо Спасо-Преображенской единоверческой общины, существует ещё Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, основанный архимандритом Парфением в XIX веке и бывший в своё время одним из местных миссионерских центров. В 2000 году храм святаго Иоанна Лествичника был освящён по древнерусскому чину епископом Видновским Тихоном по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Сослужили отцу Димитрию, настоятелю храма, сонм единоверческого духовенства в лице игумена Петра Васильева, священноиерея Сергия Пшенка, священноиерея Леонтия Колногорова и многих других. Молились вместе прихожане различных единоверческих общин Москвы и Московской области. Очевидцы того освящения рассказывали, что храм был настолько полон, что люди стояли даже снаружи. Рассказывают, что и деревянный храм – ещё до освящения каменного – заполнялся настолько, что во время полиелеоса люди боялись поджечь друг друга от свечей, которые они держали в руках, и что было невозможно даже положить земной поклон – настолько близко все друг к другу стояли. Всё это говорит о том, что у города Куровское в то время обнаружился большой потенциал стать одним из современных центров единоверия. В принципе, он им и стал.
С 1994 по 2016 годы Спасо-Преображенскую единоверческую общину в
Куровском возглавлял священноиерей Димитрий Кузнецов. Но ввиду различных обстоятельств, в том числе непростых отношений с местным духовенством, а также безвременной кончины Устиньи Григорьевны Андриановой, основательницы единоверческой общины и многолетней помощницы отца-настоятеля, вышло так, что священник Димитрий, если можно так сказать, в некоторой степени впал в уныние. И в определенный момент московское епархиальное управление приняло решение перевести его за штат с возможностью совершать богослужения в Спасо-Преображенской общине по согласованию с новым настоятелем.
– Кто стал настоятелем после отца Димитрия Кузнецова?
– В феврале 2016 года настоятелем Спасо-Преображенской единоверческой общины города Куровское становится священноинок Антоний (Аненко). Открывается новая страница в жизни общины. Начинается давно назревавшая реконструкция Спасо-Преображенского храма. В деревянном храме обнаружился грибок, из-за которого пришлось выломать полы. После этого храм стал непригоден для проведения служб.
– Что ещё произошло уже за время Вашего служения здесь?
– В 2016 году деревянный храм Преображения Господня был поднят на более высокий фундамент, были сделаны отдушины, перебраны нижние венцы, постлан новый пол, установлены несущие перекрытия, а также деревянные колонны, поддерживающие потолок. В храме Иоанна Лествичника был произведён косметический ремонт с покраской стен и поновлением икон и киотов. В июле 2016 года в Спасо-Преображенской единоверческой общине города Куровское был рукоположен второй клирик — иерей Алексий Гугливатый. Тогда же, в июле 2016 года, единоверцы деревни Авсюнино, бывшие там ещё со времён окормления их священником Димитрием Кузнецовым, получили в пользование храм Петра, митрополита Киевского. Настоятелем этого храма был назначен священноиерей Алексий Гугливатый. Храм зарегистрировали как единоверческий, и началось его восстановление. В 2017 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия благочинному Орехово-Зуевского церковного округа протоиерею Андрею Коробкову было поручено возглавить шефство местных благочиний в деле восстановления храма Петра Митрополита. С 2017 по 2021 годы в трапезной части храма был проведён масштабный ремонт. Сейчас там уже есть возможность совершения Божественной литургии. Храм тёплый, отапливаемый. Узнать в нём то, что было получено в 2016 году, практически невозможно. Проведено очень много различных работ. В 2020 году снова по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия для храма Петра Митрополита был учреждён придел в честь Рожества Пресвятой Богородицы, одного из престольных праздников деревни Авсюнино. В 2021 году для нового придела был освящён антиминс, и была совершена первая в этом храме Божественной литургия, как раз на праздник перенесения мощей святителя Петра Митрополита. Возвращаясь к Спасо-Преображенской единоверческой общине города Куровское, следует сказать, что в декабре 2017 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем стал священноиерей Алексий Гугливатый.
В 2018 году мы провели первый крестный ход от храма Петра Митрополита в деревне Авсюнино до святого источника Казанской иконы Божией Матери. В прежние годы в Авсюнино, ещё при отце Димитрии, на праздник Казанской Божией Матери 21 июля существовала традиция освещать воды источника. Однако на момент 2018 года святой источник был в крайне плачевном состоянии: навес, сделанный при Устинье Григорьевне Андрияновой, обрушился, а площадка, с которой люди набирали воду, сгнила. После совершенного нами первого крестного хода один из наших прихожан, Игорь Борисович Голубев, предпринял довольно-таки удивительный подвиг. С осени 2018 по лето 2019 года он заготавливал пиломатериалы для восстановления источника Казанской Божией Матери и строительства на нём одноименной часовни. А с весны по лето 2019 года поставил на источнике удивительной красоты часовню в стиле древнерусского деревянного зодчества. С куполом, с лемехами... Это для нас был очень большой праздник. В 2019 году мы шли крестным ходом уже к новой часовне и с особым благоговением. Тогда была совершена торжественная служба с благодарностью Богу и нашему помощнику – Игорю Борисовичу Голубеву. Мы были очень воодушевлены тем, что в наше время совершаются такие чудеса.
Стоит сказать, что крестный ход к источнику Казанской иконы Божией Матери мы не забрасывали даже в «пандемийные» 2020 и 2021 годы. Даст Бог, совершим и новые в 2022-2023. На праздник Преполовения Пятидесятницы мы также освящаем воду на источнике.
В 2019 году про Устинью Григорьевну Андриянову был снят фильм. Его снимала команда православных журналистов из Ростова-на-Дону. Особую благодарность за съёмки этого фильма я бы хотел выразить Аполлинарии Честниковой. Она нам действительно очень помогла: взялась за этот проект и проработала в нём всё до мельчайших деталей. Фильм, в результате, получился замечательным и стал данью нашей памяти почётному гражданину Орехово-Зуевскокого района Устинье Григорьевне Андрияновой, основательнице Спасо-Преображенской единоверческой общины города Куровское.
– Какова сейчас общинная и богослужебная жизнь в Ваших приходах?
– В настоящее время богослужения в Спасо-Преображенской едино-верческой общине совершаются регулярно. Прихожане своими силами по расписанию осуществляют ежедневное дежурство: следят за храмом и его территорией. Также активно участвуют в общинной жизни, принимают участие в субботниках и с особой ревностью относятся к богослужению. На нашем клиросе сейчас появились новые певчие и чтецы, что очень здорово. Слава Богу, приходят также и молодежь, и дети. Это не может не радовать и даёт надежду на то, что дело наше живёт и, даст Бог, будет жить и дальше. Община потихоньку растёт, хотя и остаётся пока малочисленной. Но мы не унываем и относимся ко всем членам наших общин – в Куровском, Авсюнино, Мисцево – как к своим родным и близким людям, как к своей единой семье. Вместе мы стараемся делать всё для прославления Господа и Спасителя нашего Исуса Христа и для того, чтобы спасаться и призывать ко спасению души людей благой воли.
Из проделанного за эти годы можно также отметить следующее. В деревне Мисцево мы готовимся провести ремонт часовни. В 2018 году мы установили там иконостас. Он печатный, но хорош тем, что, с одной стороны, это шелкография, то есть не совсем простая печать, а с другой – это иконостас, который стилистически больше располагает к молитве и молитвенному созерцанию. Кроме того, поскольку климатическая обстановка в мисцевской часовне сейчас достаточно неустойчивая, там лучше иметь именно такой иконостас – из более прочных и долговечных материалов. А писаные иконы, особенно если они старинные, там, к сожалению, быстро приходят в негодность. Это факт. Даст Бог, мы проведём там небольшой ремонт, чтобы и улучшить климатические условия, и продлить срок службы образов.
В деревне Мисцево, вообще, находится немало интересных мест, связанных с историей старообрядчества. В частности, там неподалёку расположено кладбище старообрядческих иноков, которые подвизались в скитах мисцевского леса с XVIII века. Это кладбище мы застали зимой 2017 года с московским единоверцем Евгением Юферевым в достаточно упадочном состоянии: полностью заросшим и с двумя сгнившими крестами. Тогда мы призвали местных жителей, и они приняли участие в восстановлении этого кладбища. Была спилена молодая поросль деревьев и установлено три креста, а также поклонный крест. А в 2021 году Игорь Борисович Голубев установил там вырезанный своими руками голбец, ворота и указатели, ведущие к этому почитаемому месту. Местные жители издавна считали его святым и называли «отцовыми могилками». Мы же добавим, что это настоящий объект религиозного и культурного наследия!
Вот такая вот в общих чертах наша бытность в старообрядческом крае – Гуслицах.