О крестных ходах

Крестный ход — это молитвенное шествие, а не повод для светских лозунгов. Как избежать превращения духовной традиции в простое шествие с иконами и сохранить его истинный смысл? Рассказывает священноиерей Алексей Гугливатый.

Прочитал пост о том, что в Москве нужен большой Крестный ход, который привлечет людей в храм. Если так, то цель хорошая. Главное не превращать Крестный ход в демонстрацию с иконами.

Помнится, в году эдак 2010 или 2011 в Орле был объявлен общегородской Крестный ход в честь праздника Рождества Христова. В ту пору такие Крестные ходы были явлением достаточно частым. Еще будучи юным алтарником храма Смоленской иконы Божией Матери г. Орла, пошел на него и я, но вдруг увидел, что священника, возглавлявшего шествие такого Крестного хода не было. То ли заболел, то ли не смог, то ли иная какая причина. Первое время Крестный ход тот вроде люди шли с иконами и что-то церковное пели, а затем, проходя мимо различных памятников славным героям Отечества нашего, молитвы сменились выкриками различных патриотических лозунгов. Взяв инициативу в свои руки, добежал до организаторов Крестного хода и постарался максимально донести мысль, что Крестный ход это общественное богослужение в пути, а не митинг с иконами. Решили петь речетативом Исусову молитву, как видел делают это на многих Крестных ходах с более прочной организацией молитвенного шествия.

Так, например, на одном подобным образом достойно организованном Крестном ходе впереди шли мужчины с иконами, хоругвями и крестами, позади женщины. Крестный ход тот был выстроен в шеренгу по 2-3 человека, а не «свиньей», когда священство и хоругвеносцы идут ровно, а за ними все остальные не пойми как. И вот в том Крестном ходе было заведено правило - сначала Исусову молитву слажено поют мужчины, затем женщины и так на всем пути следования крестного хода. Для многочисленных Крестных ходов, считаю, это просто необходимо, поскольку служение священства, идущего впереди совершенно не слышно людям, идущим позади и Крестный ход таким образом превращается либо в разнобойное пение различных церковных песнопений, либо в общественную православную болтовню обо всем и ни о чем, либо в какой-то митинг с лозунгами и призывами.

Крестный ход в старообрядческой традиции в этом случае обезопасен от такой проблемы по нескольким причинам:

1. Во-первых, любое общественное богослужение старообрядцев начинается и оканчивается семипоклонным началом - особым молитвенным правилом, которое изначально настраивает верующих на достодолжное отношение к молитве и богослужению. В старообрядческой традиции не положено даже и покидать храм прежде семи исходных поклонов, когда, казалось бы, священником (или старшим молящимся, если служба без попа) сказан конечный отпуст и богослужение завершилось.

2. Во-вторых, в течение Крестного хода старообрядцы молятся определенное правило - либо Молебен, либо, если Крестный ход более продолжителен, то это могут быть некоторые службы суточного круга, которые поют и читают не нанятые певцы или только священство, но весь молящийся народ включен в богослужение.

3. В-третьих, скажем честно - старообрядцев не так уж и много и собирать столь многолюдные крестные ходы, какие имеют место быть в среде общеправославных приходов, нет ни какой возможности. В среде старообрядцев РПСЦ на данный момент есть несколько самых показательных общественных крестных ходов - Великорецкий, Верея-Боровск, Давыдовский и Беливский. Если первые два относительно продолжительны и на них съезжаются старообрядцы со многих общин, то последние два привлекают в основном духовенство и прихожан Москвы и Московской области. Число молящихся людей в пору этих Крестных ходов хотя и является достаточно многим, но, в сравнении, с общеправославным Великорецким или Иринарховским Крестным ходом - это капля в море. При этом, к примеру, совершаемый через пару недель после особо ангажированного пасхального Крестного хода в д. Давыдово, Крестный ход того же прихода в РПСЦ по ближайшим деревням, собирает довольно таки небольшое число богомольцев.

У православных старообрядцев - единоверцев ситуация с численностью Крестных ходов обстоит не лучше. В нашей и без того малочисленной среде собрать духовенство и прихожан на продолжительный Крестный ход является особым подвигом. У единоверцев на данном этапе следует выделить следующие продолжительные Крестные хода - на Жен мироносиц в Михайловской Слободе и участие в Крестном ходе "Тропой преподобного Сергия".

Есть еще два продолжительных Крестных хода нашей общины - на Вознесение Господне от храма д. Мисцево до иноческого погоста "Отцовы могилки" и Крестный ход на летнее празднование Казанской иконы Божией Матери в д. Авсюнино от храма до Святого источника. В случае Крестных ходов нашей общины проводятся они в основном силами наших прихожан и немногочисленных гостей, а потому и похвастаться особой численностью мы не можем. Однако, именно малочисленностью в нашем случае определяется бо́льшая вовлеченность молящихся в стройную картину молитвенного шествия.

Крестный ход в Неделю Жен-мироносиц в Михайловской Слобод более многочисленный, хотя и обусловлено это в бо́льшей мере многочисленностью самого единоверческого прихода с. Михайловская Слобода. Вместе с тем, самое то молитвенное шествие в Михайловской Слободе сосредоточено полностью на общем молитвенном состоянии общественного богослужения Крестного хода.

Крестный ход "Тропой преподобного Сергия" проводится силами Крестовоздвиженского прихода с. Воздвиженское Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви и проходит от с. Воздвиженское через Радонежье древними путями и тропами к раке преподобного Сергия в ближайшую субботу накануне осенней памяти сего дивного чудотворца. Нам, православным старообрядцам единоверцам, преподается великая честь принимать участие в этом Крестном ходе особой группой крестоходцев, сохраняющих стройность древнерусского богослужения, не отмежываваясь при этом от прихожан общеправославных храмов. Наше общество сомолитвенников идет этим Крестным ходом в заключении общего строя крестоходцев и тем самым духовно подкрепляет и тех православных, что в меру физических сил оказываются позади общего шествия Крестного хода. Старообрядческие Крестные ходы, как уже было сказано выше, не особо многочислены - не представляет исключение из этого правила и участие православных старообрядцев единоверцев в Крестном ходе "тропой преподобного Сергия". Однако, вместе с тем, все они включены в общее богослужение Крестного хода максимально. В течение этого Крестного хода единоверцы молятся службы суточного круга - полунощницу, утреню, часы и молебен преподобному Сергию. Достаточно продолжительное время прежде единоверцы с некоторой опаской воспринимали предлагаемую мной необходимость совершать тем Крестным ходом так же и Утреню, а молились в основном полунощницу, часы и молебен. Прежняя таковая практика общественного богослужения Крестного хода ставила крестоходцев в неловкое положение, когда впереди еще половина пути, а все, что могли уже отмолились. С включением же Утрени в богослужения Крестного хода "Тропой преподобного Сергия" в единоверческой его части, у нас появилась возможность оканчивать молиться молебен преподобному Сергию аккурат в стенах его Святой обители.

Подытоживая, мне бы хотелось отметить необходимость изменения подхода к совершению Крестных ходов от некоего подобия митинга околоправославной среды до того, чем он, действительно, должен являться - подвигом веры и благочестия, общественным богослужением и молитвенным шествием. К сожалению, часто эта цель Крестного хода в общественном сознании нивелируется и, как мне думается, во многом виной этому как раз не достойный подход к организации Крестных ходов.

Фотография: В. Саяпин - Крестный ход "Тропой преподобного Сергия", 2018 г.

Автор: священноиерей Алексей Гугливатый.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.