5 апреля в духовно-просветительском центре "Апостол" отдела катехизации и религиозного образования Симбирской епархии состоялась открытая лекция директора Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимира Басенкова на тему "Единоверие в истории Русской Православной Церкви".
Лектор рассказал будущим катехизаторам и всем гостям мероприятия о причинах раскола в Русской Церкви в XVII веке, ошибках "реформаторов" и версиях об участии в трагедии иезуитов. Был рассмотрен феномен старообрядчества как явления русской жизни.
Единоверие, по словам Владимира Басенкова, было мирной борьбой приверженцев русской церковной старины (богослужения, мировоззрения, уклада приходской и бытовой сторон жизни) соединиться с Русской Церковью. В XVII веке часть прихожан не приняли реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, но не получили и альтернативы. Фактически, сохранение ими привычных для Русской Церкви обрядов и традиция ставило людей вне закона.
В конце XVIII века часть старообрядцев при поддержке митрополита Платона (Левшина) и императора Павла I сумела добиться учреждения Единоверия - института, возвращающего ревнителей старины в лоно Церкви. В начале своего создания Единоверие ошибочно и несправедливо воспринималось как уния или явление временное. На протяжении всего XIX века единоверцы боролись за свои церковные права, богословски обосновывая ошибочность никоно-алексеевских реформ (наложение анафем на обряд, форму выражения любви к Богу - нонсе в церковной истории).
Результатом трудов единоверцев (православных старообрядцев) стало полное уравнивание их в правах с православными. В 1918 году единоверцы получили своего единомысленного епископа, после чего совершилось еще несколько хиротоний. К сожалению, процесс расцвета Единоверия пришелся на годы гонений. Ряд единоверцев пострадали за Христа наряду со многими чадами Русской Церкви.
В 1929, а затем в 1971 годах Русская Православная Церковь отменила "клятвы" на старые обряды, признав ошибки предков. В 1974 собор Русской Православной Церкви Заграницей также отменил клятвы на старые обряды, а в 2000 год принес публичное покаяние за трагедию XVII века.
Владимир Басенков отметил, что сегодня Единоверие перестало быть гетто или заповедником для особой категории верующих. Приходы, совершающие богослужения по древнерусским чинам, открыты для всех православных христиан и содержат в себе часть древних церковных преданий. Сегодня священноначалие оказывает поддержку всем приходам старого обряда Московской Патриархии.
Лектор рассказал о проекте "Сокрытая Русь", посвященном состоянию и жизни современных единоверческих общин мира. По словам автора проекта, большая часть приходов командой епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции уже посещена. В данный момент в Комиссии по делам старообрядных приходов РПЦ МП ведётся разработка Положения, которое упорядочит принятые документы и выработает новые нормы, призванные регламентировать жизнь Единоверия на современном этапе.
Владимир Басенков выразил благодарность отделу катехизации и всем участникам мероприятия. Каждый из гостей был приглашен к участию в богослужении древним чином с возможностью прикоснуться к живой традиции Древней Руси.
- Главная
- Лекция главного редактора портала "Сокрытая Русь" в Симбирске