По информации редакции портала "Сокрытая Русь", 24 марта на заседании Священного Синода Московской Патриархии в числе прочих вопросов будет рассмотрен проект Положения о Единоверии. Подразумевается, что документ должен систематизировать "пункты о Единоверии" прошлого, зафиксировать их и закрепить на современном историческом этапе для упорядочивания жизни единоверческих приходов на территории епархий Русской Церкви. Предлагаем вниманию читателя размышления автора портала, предложившего взгляд на желаемые положения через призму Второго единоверческого съезда.
Второй единоверческий съезд значительно отличается от предыдущего первого единоверческого съезда. Каждый единоверческий съезд отлично показывает состояние Единоверия на тот момент, показывает реакции на проблемы и нестроения в церковной жизни, а история показывает результаты предпринятых действий.
В отличии от первого единоверческого съезда данный съезд происходил далеко не с таким размахом. Количество и качество докладов значительно разнится. Как и само качество трудов данного съезда. Всё это можно объяснить и упадком церковной жизни, и состоянием страны, сотрясающейся революцией и войной на тот момент.
В самом предисловии к материалам съезда объясняется это так: «В этих целях Совет Всероссийских съездов православных старообрядцев решил издать настоящую книгу трудов 2-го Всероссийского съезда, несмотря на неимоверную дороговизну бумаги и типографской работы. Материалы съезда представляют собою объемистую папку наполненную разного рода письменными документами: докладами, наказам, определениями местных окружных благочинных съездов, посланиями и приветствиями отдельных лиц и обществ и т.п. Для напечатания всего этого материала потребовалась бы целая книга, по объему, не мешая книги трудов Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев 1912, чего при современных условиях сделать невозможно. Поэтому в настоящей книге вниманию богомудрых читателей предлагается лишь самое существенное из того, что было сделано на съезде.»
В преддверии предстоящего Синода интерес представляет затронуть некоторые проблемы и вопросы и посмотреть каково было состояние по этим вопросам в 1917 году.
Мне бы хотелось затронуть именно те вопросы, которые очень редко обсуждаются.
1. Об обучении священнослужителей
“Обращаясь к современной действительности, можно вполне констатировать несоблюдение устава: “како изволит настоятель”, отсутствие однообразия в службе, невыразительное чтение и неумелое пение. В Казани существуют две единоверческия церкви и служба в них совершается по-разному. Мы служим по служебнику одного издания, Никольский священник по-другому, а третий, думаю, по третьему. Следовало бы издать новый служебник, особенно в связи с происшедшей переменой государственного строя, с подробными объяснениями и указаниями и предложит придерживается этого служебника всем.”
Именно так вспоминает богослужение в своем докладе диякон Симагин Г.И..
“В нашей Вятской епархии по многим церквам иереи не умеют даже служить по древнему чину, не умеют благославлять ни трапезу, ни народ: кадят молча, кадила берут не за кольца, а за «чуб» и тычут им как попало.”
“Псаломщик Никольской единоверческий церкви гор. Балакова, Самарской епархии, Стефан Цветиков, прослуживший в Единоверии 35 лет, из коих 26 лет псаломщиком, на основании личного опыта и наблюдений, говорит о причинах отсутствия в единоверческих церквах опытных певцов и псаломщиков:
У нас нет специальных училищ, где бы дети моги научиться правильно читать по церковному и петь: посему нужно безотлагательно открыть при всех мужских и женских единоверческих монастырях церквоно-певческия училища на монастырския средства. Из этих училищ должны выходить опытные чтецы, певцы и псаломщики, а в некоторых больших городах необходимо открыть и богословския школы для подготовки диаконов и священников на средства благотворителей и с помощью государства.”
“Нарушение древняго богослужебного чина, являющееся плодом личного произвола и перетаскивания из практики православной церкви, выражается в следующих пунктах, несоответствующих требованию нашего устава:
1. Наблюдается полнейший произвол в отношении совершения поклонов: некоторые богомольцы, как бы по какому-то вдохновению, вдруг начинают кланяться там, где по уставу поклонов не положено и наоборот,
2. На ектеньях поклонов по уставу не положено, но на практике в большинстве церквей на каждом прошении совершаются поклоны.
3. Закрытие и отверзение царских врат и завесы бывает несогласно с указанием служебника” и т .д.
Из докладов второго единоверческого съезда можно сказать о огромной важности именно уставного богослужения для любого православного старообрядца. Исходя из этого вытекает логичное предложение чтобы тем, кто поступает в семинарию от единоверческих приходов предполагалось несколько другое обучение, а за вместо ненужных занятий будущие священники отправлялись бы на “практику” в другие храмы или центры древней богослужебной традиции. Потому что единоверческому священнику наиболее важно знать устав богослужения, нежели современное Богословие, новообрядческую службу или партесное пение.
Опять же можно вспомнить слова из доклада священномученика Симона Шлеева с первого Единоверческого съезда:
“Чтобы пресечь пагубное разнообразие в совершении единоверческой службы, необходимо строго потребовать, чтобы будущие единоверческие пастыри непременно теоретически и практически ознакомлялись с единоверческой службой.”
Интересный факт что на втором единоверческом съезде был зачитан материал о необходимости пения именно по нотам: «За семь месяцев был переписан весь круг церковных песнопений в двух экзмеплярах: в скрипичном и бассовом ключах и за то же самое время из нашего крикливаго и искалеченнаго пения мы полчение пение простое, безукоризненно-унисонное, дисциплинированное…Этот опыт преподования пения в двойном виде доказывает его целосообразность.»
2. О уставе, календаре
Помимо уставных вещей необходимо сказать и богослужебном застое в Единоверии. Чаще всего видно такое явление что устав, святцы остановились на 17 веке. Необходимо соборное решение по обновлению святцев, календаря среди единоверцев. Такого явления нет более ни в одном старообрядческом уповании: множество канонизированных в РПСЦ, РДЦ как принявших мученическую смерть при расколе, так и при других событиях гораздо позднее. Также можно вспомнить и о поминании наставников, Выговских Отцов в ДПЦ. Как минимум очевидна возможность включения в “единоверческие святцы” дораскольных святых канонизированных после раскола, новомучеников среди единоверцев. Единоверие ввиду исторических событий утратило свою преемственность и целиком и уставном смысле полностью застыло в 17 веке. Отсутствие развития, в том числе богослужебного, может привести систему к стагнации и разрушению.
3. «Безпоповские» единоверческие общины
Владимир Басенков в своей статье приводит классификации приходов и выделяет такие приходы как «условно беспоповские». И отмечает: “Нужно сказать, что данная практика крайне полезна для приходской жизни. С одной стороны, она толкает прихожан к изучению богослужебного устава, одновременно повышая церковное самосознание и ответственность людей за жизнь общины. Этот фактор можно назвать одним из основных в части сохранения единоверческих приходов при их общей малочисленности”. Действительно практика богослужения мирским чином очень спасительна во многих непредвиденных случаях в приходе и укрепляет общину. Однако, по моему мнению, приходы безпоповские без постоянного окорямляющего священника должны находиться под особым контролем. Должен быть выработан особый регламент для такого рода единоверческих общин. Также должны быть строгие критерии и к старостам (возраст, социальный статус) таких общин, но лучше всего чтобы ни одна единоверческая община не оставалась без священства, духовного окормления, литургии. Перед наставничеством в общине желательно чтобы человек уже достаточно время находился в причте и в духовном попечении у других единоверческих служителей.
4. О миссионерских нападках
Несмотря на уже долгое существование Единоверия, отмены клятв на старые обряды до сих пор среди миссионеров продолжается распространение свидетельств и выдумок ни как не подтвержденных современной исторической наукой, продолжается выставление старообрядчества как чего то «кондового» и «бессмысленного».
Так, например, широкий резонанс произвело видео выпущенное месяц назад (февраль 2022) о. Георгием Максимовым. Достаточно полный разбор можно увидеть здесь: https://ruvera.ru/articles/mizinec_otstojashhij_v_che..
Несмотря на отмены клятв до сих пор остается отношение к старому обряду как к прямому признаку раскола. До сих пор церковь не сказала о писателях «противораскольнических антистарообрядческих книг», “что и они высказывались от "простоты и неведения" своего и что, если некоторые книги и изданы по благословению Святейшего Синода, то ныне Церковь не разделяет всех подобных отзывов о старых обрядах и вменяет эти порицания в ничто, возлагая всю ответственность за оные написавших и высказывавших оные”
5. Оживление приходской жизни.
Каким же способом, какими мерам оживить приходскую жизнь? Такой ответ нам дают материалы второго единоверческого съезда: “Меры эти, по-моему, должны быть направлены к поднятию религиозно-нравственного настроения прихожан, ибо где нет религиозного подъема, там нет устойчивого религиозного самосознания, там не может быть оживления и процветания приходской жизни. Нужно устранить все, что противно канонам, что неканонично. Нужно дать освободившейся Церкви новыя нормы, вполне соответствующие ея великому содержанию и той свободе, которая составляет ея характерный признак. Церковь наша ранее была свободна: со времени же Петра Великаго, с учреждением Св. Синода, она стала прислуживать государству, отсюда наше горе; но, слава Богу, положение изменилось.
Итак, нам нужно устойчивого религиозного самосознания, религиозной настроенности прихожан. Все это создается под влиянием той атмосферы, среди которой человеку приходится жить. Для этого необходимо, чтобы человек возможно более находился под сенью своего храма и под руководством пастыря. В храме, как в училище благочестия, и должно воспитываться религиозно-нравственное самосознание прихожанина.
Далее в помощь священнику и попечительству может служить церковно-приходское братство. Это добровольный союз всех ревнителей веры и благочестия. Братства должны открываться соответственно местным условиям, чтобы быть вполне жизненными. При правильной постановке дела члены этих братств учительным словом и примером личной жизни могут принести немало пользы Церкви Христовой. При понимании прихода не в смысле административной единицы, каким он был до революции, а в смысле живого организма, с свободным самоопределением, с правами и обязанностями ведать свои внутренняя дела, становится и еще вопрос о выборном начале в церкви, которое если и проводилось где, то не всегда с благими последствиями.”
Маловероятно что решения, принятые на Синоде 24 марта, кардинально повлияют на Единоверие. Какие бы не были приняты решения очевидно, что необходимо и далее выстраивать приходскую церковную жизнь, “неустанно строить церковную жизнь по великим образцам, указанным в Священном Писании”. Только при сильном единоверии будут больше православных, старообрядцев готовых в него войти.
Вне зависимости от принятых положений, всё будет завесить от реальных действий. Главное к чему должно двигаться единоверие — это единомыслие. А при дальнейшем единомыслии возможно и появление “единомысленного” епископа для всего Единоверия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ниже приведены в оригинальной орфографии:
Предложенные положения о единоверии или православном старообрядчестве на втором единоверческом съезде (1917 г.)
1. Единоверческое общество есть совокупность православно-старообрядческих приходов, находящихся в недрах Православной Русской Церкви и живущих своим особым церковно-бытовым укладом
2. Как отличающиеся особым религиозно-церковно-бытовым укладом, единоверческие приходы выделяются в отдельные епархии, возглавляемые своими единоверческими епископами, в первый раз по определению Всероссийского Поместного Собора, в последующее время – определениями того же собора, по представлениям соборов областных, с обязательным участием в последних, лично или через представителей, епископов тех епархий, из коих выделяются единоверческие приходы в новую единоверческую епархию
3. Единоверческие епископы получают наименования своей кафедры от того или другого города, или иного населенного места, где имеются единоверцы.
4. Единоверческие епархиальные епископы, совместно с православными епархиальными епископами, канонически объяединяются в окружных и всероссийских поместных соборах Православной Русской Церкви, подчиняясь высшему церковному управлению оной, какое будет установлено на предстоящем поместном Всероссийском Соборе православной Русской Церкви
5. Единоверческие и православные епархиальные епископы, составляя высшую иерархию единой Православной Русской Церкви, находятся между собой в постоянном каноническом общении, вследствие чего и для возможно полнаго церковного единения между единоверием и православием, православные епископы имеют имеют архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, находящихся в пределах их епархий, могут посещать, при обозрении своих епархий, единоверческие приходы, служа в единоверческих храмах по единоверческому обряду, и, по делам единоверческих приходов, сносятся с подлежащими единоверческими епископами.
6. Единоверческие епископы избираются на съездах епископов единоверческих и , по назначению от высшаго духовнаго управления православной русской церкви, епискпопов православных, а равно и представителей духовенства и мирян той епархии, коею избираемый епископ имеет управлять. Избранные во епископа утверждаются в сем звании высшими церковным управлением Православной Русской Церкви и поставляются епископами единоверческими и , по назначению того же высшего церковного управления, епископам православным.
Примечание. Кандидаты на первыя единоверческия епископии намечаются на всерос. Съезде единоверцев и представляются на утверждение всерос. Пом. Собора.
7. Единоверческие епископы в целях лучшаго управления делами епархии имеют дл себя в помощь епархиальные единоверческие советы и их отделения, состоящия из духовных и мирян. При чем последние входят в двойном количестве.
8. Епархиальные советы и их отделения избираются на три года на общем съезде духовенства и мирян тех приходов, кои составляют единоверческую епархию
9. Епархиальные съезды ведают, между прочим, делом самообложения единоверческих приходов в пользу церковных установлений единоверческих епархий
10. Делая взносы на свои епархиальные нужны, единоверцы не освобождаются от сбора на общия нужды всей Православной Церкви
11. Местными органами церковной власти в единоверческих епархиях являются выборные благочинные.
12. В главе приходов стоят приходские советы, куда входят представители от причта и мирян, под выборном председательском.
13. Все священнослужительския и церковно-служительския места в единоверческих приходах замещаются по выбору приходских общин, с утверждения единоверческого епископа
14. Так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды православные, то перечисление православных к единоверию и обратно-единоверцев к православным храмам совершаются беспрепятственно.
Примечания. Единоверческие приходы с храмами передаются в ведение православного епископа и совершают богослужения по чину, благословенному Собором 1667 года и обратно православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого епископа и совершают службу по старопечатным книгам – в том случае, когда 4/5 всего наличия полноправных прихожан будут просить об этом
15. При общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению, песнопения исполняют по чину того или прихода попеременно.
16. При браках, в тех случаях, когда один из обручающихся единоверец, а другой православный, венчание совершается по взаимному согласию в единоверческой или православной церкви.
17. Дети единоверцев, при поступлении в православныя школы и училища и обратно – дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают обряды и обычаи своих приходов.
18. Единоверцы и православные не должны производить распрей-раздоров за содержание разных обрядов и разных книг, ибо таковая разность не относится к существу веры. Пусть те и другие пребывают в мире, любви и единении, как чада единой, Св. Соборной и Апостольской Христовой Церкви.