М. Лаврухин: «Одна из главных проблем современного Единоверия — отсутствие единого центра»

В прошлом, 2023 году, внимание единоверцев, а также всех любителей церковной старины Русской Православной Церкви, привлекла деятельность неформальных сообществ, желающих более активно продвигать и популяризировать древнерусскую богослужебную традицию всеми возможным способами. Эта позитивная, на первый взгляд, активность вызывала смущение в некоторых официальных структурах РПЦ, в январе 2023 года на закрытом «Круглом столе по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви» в рамках «XXXI Международных образовательных чтений» в Москве. По итогам обсуждений была принята Резолюция, в которой, в частности, говорилось, что, представьте себе, «пользование интернет-ресурсами может быть не только душеполезно, но и способно нанести серьезный духовный вред. Последнее относится прежде всего к анонимным и безответственным сайтам, не имеющим благословения Священноначалия и не относящимся ни к одному из церковных приходов».

Однако известно, что «охранительская» позиция нередко грешит излишним ригоризмом — «как бы чего не вышло». Чтобы попытаться разобраться в этом относительном новом явлении, редакция обратились непосредственно к сообществу «Общество сщмч. Андрея Ухтомского», рассматриваемое одними как сетевое комьюнити, другими — как полноценное церковное братство. На наши вопросы ответил чтец Михаил Лаврухин.


Основатели сообщества: Никита Черкашин, Филипп Каминский, Иван Писарев, Михаил Лаврухин

Когда и кем было создано ваше братство? Какие цели перед ним ставятся? Поможет ли ваш пример в развитии активности мирян РПЦ? 

Строго говоря, у нас не братство, так как под этим названием подразумевается объединение, зарегистрированное в соответствии с правилами Русской Православной Церкви. В нашем случае, мы используем многозначный термин «общество». А если смотреть по существу, то у нас, скорее, просто неформальное движение мирян и сетка ресурсов в интернете. Задумались о создании Общества мы вчетвером в 2021 году, еще будучи прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Позднее мы познакомились с единоверцами из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и многих других городов. Сейчас наш «редакторский состав» состоит из около 10 человек из совершенно разных мест и приходов России, а если смотреть на количество людей, одобряющих нашу деятельность и участвующих в ней по мере возможности, то их число весьма ощутимо.

Справедливо будет сказать, что одна из главных целей нашего на данный момент незарегистрированного движения — консолидация мирян единоверческих общин, организация совместной деятельности и налаживание горизонтальных связей между приходами. В общем, всего того, что уже есть и давно налажено в других старообрядческих согласиях. О таких глобальных результатах, которые Вы упомянули, пока говорить рано, потому что Единоверие — это по сути ничтожная часть Русской Церкви. Хотя, конечно, нам хотелось бы большей вовлеченности мирян, в том числе и общеправославных приходов Русской Церкви. Уверены, что это пошло бы на пользу всему церковному организму.

Есть в истории синодальной Церкви исторические прецеденты подобных братств, скажем до 1917 года? Чем они занимались?

Как уже было сказано, нас правильнее было бы назвать просто «движением» или «обществом» в широком смысле этого слова. Трудно сказать, существовало ли что-то подобное раньше. Наше Общество — это результат новых реалий, кризиса общинной жизни в Русской Православной Церкви. К слову, в общеправославном крыле Русской Церкви подобные объединения уже давно существуют и ведут успешную миссионерскую и просветительскую работу, например, «OrthodoxHouse» и подобные. Если говорить именно о единоверческих зарегистрированных братствах, то, конечно же, в прошлом они существовали. Например, то же «Братство Петра Митрополита». Но насколько уместно сравнивать их с тем, что делаем мы, сказать трудно.

Какие сложности имеются в жизни современного единоверия и какие первоочередные задачи должны быть решены?

Без сомнения, одна из главных проблем современного Единоверия — отсутствие единого центра. Это мог бы быть единомысленный епископ или просто некий церковный орган, способный помогать единоверческим приходам в решении их насущных проблем, выносить эти проблемы на рассмотрение архиереев Русской Православной Церкви. Без этого вряд ли когда-нибудь Единоверию будет обеспечено устойчивое развитие. Пока этого не сделано, каждый новый год для современного Единоверия это, увы, шаг вперед и два назад.

Почему в РПЦ существует настороженное отношение к единоверию, старому обряду и даже знаменному распеву?

Это объяснимо тем, что в Русской Церкви за 300 лет с момента раскола сложилась своя культура, давно ставшая привычной и понятной абсолютному большинству прихожан. К тому же тема старого обряда все еще остается достоянием меньшинства. О старом обряде практически невозможно узнать ни из спектра предлагаемой литературы, ни из церковных СМИ. А даже если что-то и попадается, то велик шанс, что информация будет взята из источников синодального периода, транслировавших искаженное или прямо ложное представление о данной теме. К великому сожалению, эта проблема касается и церковных учебных заведений, где старый обряд не изучается или преподносится тенденциозно и вскользь. Такой подход оставляет соответствующий след на выпускниках этих заведений, в частности, клире.

Если отбросить все обстоятельства современной церковной жизни и пофантазировать, какая должна быть идеальная модель существования старого обряда в лоне РПЦ?

Поскольку всем на старый обряд перейти объективно невозможно и не побоимся этого слова, даже не будет полезно, важно чтобы были такие единоверческие приходы, в которых совершались бы службы исключительно старым чином. Причем без смешения обеих обрядов: старого и нового. И вовсе не из-за какого-то предвзятого отношения к последнему, а из-за необходимости сохранения древней традиции, насколько это возможно. По нашему мнению, это одна из главных задач современного Единоверия. Это подтверждается, в частности, указами Поместного собора 1917-1918 гг., актуальных по сей день. Что до формы организации таких приходов, то это могут быть, к примеру, единоверческие благочиния, сформированные из географически близких друг к другу единоверческих приходов. Хорошим показателем курса, намеченного Поместным собором 1971 г., было бы также внесение упоминания единоверческих приходов в Устав Русской Православной Церкви, чего пока не произошло.

 

Источник - Старообрядческий сайт «Русская вера»

17.02.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.