Данный материал был написан вынужденно, с целью развенчать бытующие мифы и пресечь активно распространяемые слухи о деятельности Общества сщмч. Андрея (Ухтомского). Отвечают четыре основателя проекта: Михаил Лаврухин, Иван Писарев, Филипп Каминский, Никита Черкашин.
О мнимом непочитании послераскольных святых.
О мнимой анонимности участников.
О выборе Андрея (Ухтомского) святым покровителем.
О ПРИХОДЕ В ЕДИНОВЕРИЕ
Ф.К.: - Я вырос в обычной светской семье, в моем детстве не помню, чтобы вообще хоть раз посещал службу или причащался, максимум могли с родителями зайти поставить свечку. В возрасте чуть за 20 сознательно пришел к Богу, но воцерковился в лютеранской церкви. Одновременно традиционной и реформированной, какой она себя представляет. Проведя там без малого два года и не найдя в лютеранстве глубины веры, я решил присоединиться к православию. В стремлении избежать церковного либерализма, о наличии которого в новом обряде я был наслышан, мой выбор пал на старообрядчество. В тот момент я не особенно разбирался в богословских различиях между старообядческими согласиями, старался выбрать наименее «сектантское» старообрядческое движение, каким казалось Единоверие. Поскольку мой давний друг Иван тогда уже несколько лет ходил в храм Покрова в Рубцове, то я вознамерился начать ходить туда. В Рубцовской церкви меня приняли из протестантизма, я стал прихожанином, ходил на исповедь к отцу Иоанну, причащался, крестил дочь. Это произошло в 2018 году и продолжалось около 3-х лет.
И.П.: - Как и Филипп, я не рос в воцерковлённой семье и присоединился к Церкви уже в сознательном возрасте. Буквально сразу мой выбор был сделан в пользу старого обряда, так что в новообрядческих храмах прихожанином я никогда не был. Примерно в 2015 году я стал постоянно ходить в храм Покрова в Рубцове. Там же мы венчались с женой, которая тоже была прихожанкой. Даже когда мы с ней улетели в Заполярье, где несколько лет проходила моя служба, то и тогда мы продолжали окормляться в Рубцове, когда прилетали в отпуск домой. Когда же мы окончательно вернулись в Москву, отец Иоанн Миролюбов, настоятель храма и мой духовник на тот момент, предложил работу и около года я пробыл его помощником.
М.Л.: - В Рубцово я начал ходить примерно в 2012-2013 гг., там же потом и крестился. Сначала я просто посещал службы, через какое-то время меня пригласили алтарничать, владыка Иларион (Алфеев) совершил хиротессию во чтецы, а настоятель и мой духовный отец протоиерей Иоанн Миролюбов отправил меня учиться в ПСТГУ, т. к. планировалось, что я стану третьим священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
Планировалось, что я стану третьим священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
Н.Ч.: - Вообще, мое воцерковление шло постепенно, я учился за границей и там начал задумываться о своей русскости, через эти размышления я пришел к изучению православия. Вернувшись в Россию, я стал ходить в новообрядный храм, там была классная молодёжка (т.е. приходское молодежное объединение), были паломнические поездки и в целом все было прекрасно, тем не менее, меня смущал характерный для новообрядчества западный католический дух, живописные иконы, барочная архитектура, в общем противоположность того, что я ожидал от русского православия. В процессе изучения церковной истории я понял, что раскол 17-го века представляет собой переломный момент русской истории, имевший колоссальные духовные последствия для всего нашего народа. Я стал интересоваться и изучать старообрядчество, но разумеется меня пугал раскол. В какой-то момент я наткнулся на видео Александра Дугина о единоверии, для меня это событие стало поворотным, я понял, что единоверие это именно то, что я искал — старообрядчество в лоне Русской Церкви. Выбирая единоверческий приход, я остановился на храме в Рубцово, при котором располагается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, что выгодно отличало его от других приходов. Мне хотелось погрузиться в старообрядческую культуру, богослужение, найти друзей, стать частью общины. Я стал регулярно посещать богослужения, исповедоваться и причащаться, ходил на кружок знаменного пения. В храме я познакомился с Иваном, он на тот момент работал в Центре. Я стал интересоваться есть ли какие-то мероприятия о старообрядчестве, поездки, да и вообще сплоченная община, поскольку на тот момент ничего подобного не было, я предложил создать молодёжку, мы стали обсуждать как лучше её организовать.
О ТОМ, КАК МЫ БЫЛИ ПРИХОЖАНАМИ ХРАМА ПОКРОВА В РУБЦОВЕ
Ф.К.: - Став членом истинной Церкви, мне как и, наверное, каждому новообращенному хотелось кроме наставничества духовного отца еще и иметь друзей-христиан, быть частью православной общины, помогать нашему приходу в социальном служении, помощи ближним, участвовать в кружках по чтению Священного Писания. На тот момент ничего из этого в приходе не существовало, община была достаточно малочисленной и не активной, а Иван служил на севере. Так что я посещал службы, молился и участвовал в Таинствах. Однажды, при приходе открылся певческий кружок и на него собралось несколько человек из разных единоверческих приходов Москвы. Там я познакомился с многими добрыми христианами, с которыми нахожусь в контакте и по сей день. Тем не менее, отсутствие христианской общины при храме тревожило и угнетало меня, но уйти из Рубцово я не дерзал, так как надеялся на будущую организацию и устроение общинной жизни на приходе. Благо, для этого были все условия — трехэтажный дом причта со всеми условиями для организации любой активности, меценат и, в конце концов, образованный и харизматичный настоятель, потомственный старовер.
И.П.: - Ну, я не могу сказать, что за годы моего пребывания в храме происходило что-то особенно запоминающееся. Служба прошла и все по домам. Никто ни с кем особо не общался. Сравнить же мне было не с чем, так как других примеров перед глазами не было. Что же касается моей работы помощником отца Иоанна Миролюбова, то я выполнял разные поручения, которые со временем свелись к управлению типографией Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. Насколько я знаю, до моего появления там был издан только Архиерейский служебник и какая-то «ИПЦ-шная» брошюрка про аборты, хотя и они были отпечатаны на стороне. В Центре, несмотря на то, что имелись расходные материалы и оборудование, деятельность была приостановлена. Но, со временем, кое-что удалось исправить. Было издано несколько новых брошюр, составлен хороший краткий молитвослов на церковнославянском языке (он же взят за основу молитвослова, размещенного в настольном календаре Общества) и прочее. В целом мне нравилось этим заниматься.
М.Л.: - Будучи не только членом приходского собрания в Рубцове, но и сотрудником Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, я выполнял разнообразные обязанности: занимался сайтом, библиотекой, занимался архивом Центра и синодальной Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, был руководителем приходского молодежного объединения в Рубцове. Я сначала пытался отказаться от назначения на должность ответственного за работу с молодежью, так как ни времени, ни сил после светской работы, учебы в ПСТГУ и многих церковных послушаний просто не оставалось, но отец Иоанн меня уговорил словами, что от меня потребуются только отчеты. Как мне станет ясно уже потом, этот подход в Центре распространялся на многое.
ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА
Ф.К.: - Время шло, но ничего в приходе не менялось. Тот певческий кружок благополучно закрылся в связи с ковидом, но и после снятия ограничений никакой тенденции, как и желания отца-настоятеля на реальную деятельность в рамках молодежного объединения, социального служения не обнаружилось. К атмосфере «застоя» добавлялось еще и то, что прихожане и настоятели других единоверческих приходов часто воспринимались в храме Покрова в Рубцове как неполноценные, не старообрядцы, не единоверцы. К некоторым приходам отношение было открыто враждебное. Касалось такое отношение в том числе и тех клириков, которые регулярно сослужат с настоятелем Рубцова. Такое положение вещей изначально воспринимается как данность и объективная истина, но только до того момента когда появляется контакт с прихожанами других единоверческих приходов. Реальная картина взаимоотношений единоверческих приходов (как правило, их настоятелей) может повергнуть в ужас любого верующего христианина, усугубляет ситуацию и тот факт, что казалось бы центральный единоверческий приход эту ситуацию поддерживает. К примеру, в открытом доступе недавно появилась жалоба на один из единоверческих приходов Москвы, в котором фигурирует имя протоиерея Иоанна. К моменту осознания этого у нас уже сложился крепкий костяк молодежи на приходе - вернулся Иван, начал ходить Никита, завязалось знакомство с Мишей. У нас всех было желание укрепить Единоверие, сделать его с одной стороны привлекательным для молодежи, а с другой попытаться консолидировать единоверческие приходы посредством создания низовой мирянской организации, своего рода единоверческой «молодежки». Очевидно, плачевное состояние отношений между единоверческими приходами не могло влиять позитивно на новопришедших любителей старины и защитить их от ухода в раскол. У всех крупных старообрядческих согласий есть свои молодежные движения, съезды, встречи, социальное служение, паломнические поездки. Ничего из этого у нас не было и, казалось, никогда не будет. Не был в этом заинтересован и отец Иоанн. Мы хотели сделать Единоверие таким, каким оно бы понравилось нам самим — сильным, активным, привлекательным. Не старообрядцами внутри Русской Церкви, которых обзывают униатами, не согласием в тени РПсЦ, ДПЦ, РДЦ, а самодостаточным столпом, достойным преемником православных старообрядцев прошлого. Чтобы достичь этой цели было принято принципиальное решение вести деятельность независимо, сохраняя наш исключительно мирянский статус и не базироваться ни на одном из приходов, чтобы не занимать сторону в межединоверческих склоках.
У нас всех было желание укрепить Единоверие, сделать его с одной стороны привлекательным для молодежи, а с другой попытаться консолидировать единоверческие приходы.
И.П.: - Как я уже говорил, в Патриаршем центре на какой-то момент была налажена работа типографии. Что же касается остальной деятельности Центра и приходской жизни храма, то мне со временем все же стало очевидно, что и то, и другое попросту отсутствовало. Ни сформированной общины, ни совместных мероприятий, ни взаимодействия с другими православными приходами не было. То же и с Центром. Его функции были и остаются малопонятными. На мой вопрос о предназначении организации, отец Иоанн просто отправлял ознакомиться с её уставом. Заявленные там пункты про разного рода «содействия» и «способствования» на деле сводились только к урокам по пению внутри прихода. Что же до организации какой-то другой активности, отвечающей этим самым пунктам устава, то отец Иоанн ответил, что он «не массовик-затейник». Не берусь судить о том, что конкретно способствовало возникновению такой ситуации, но она натолкнула меня на мысль об Обществе. Кстати, о создании которого отец Иоанн узнал первым, но я сразу оговорился, что работать под его началом мы не считаем полезным из-за некоторой изоляции прихода и Центра. В любом случае, со временем я перешел в другую единоверческую общину, при этом мой контакт с отцом Иоанном не прерывался. В частности, мы общались о составе будущего списка общин для прошлогоднего единоверческого календаря и, по просьбе отца Иоанна, я привозил 3 экземпляра этого календаря в Покровский храм, уже не будучи прихожанином.
То же и с Центром. Его функции были и остаются малопонятными.
М.Л.: - В ПСТГУ я писал диплом по современному состоянию Единоверия, основной частью которого были главы про деятельность Центра и Комиссии. Это казалось легким занятием, так как мне были доступны все документы Центра и Комиссии. Однажды, исследуя документы Центра и протоколы собраний Комиссии, я пришел к отцу Иоанну в недоумении, так как за несколько месяцев работы я так и не понял, чем реально занимается Центр, а на мое вопрошание я получил раздраженное: «Ну ты же умный человек, ну напиши что-нибудь». Заявленная по документам и реальная деятельность Центра очень сильно различались. «Бумажная работа» Центра была несравнимо весомее реальных дел. Статус Патриаршего центра и рассказы отца Иоанна о «неправильном» единоверии вокруг нас рождали чувство исключительности. Проблема в том, что в процессе написания дипломной работы по современному состоянию Единоверия я уже был сильно вовлечен в проблемы других единоверческих приходов, и мне все яснее было видно, как Центр, замыкая на себе процессы, замалчивает и спускает на тормозах реальные и назревшие проблемы Единоверия. Например, проблема Кузнецкой общины, которая оказалась на улице в силу бездействия Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хотя по документам и заверениям отца Иоанна проблема Кузнецкой общины обсуждалась и была «успешно» решена. Где-то в самом конце моего пребывания в Центре и в Рубцове перед еще одним Круглым столом я предложил отцу Иоанну сделать рассылку по участникам Круглого стола с программой обсуждения назревших проблем, но в ответ я получил лишь ухмылку. Когда мы создавали Общество, я был категорически против сотрудничества с Центром. Зная Центр изнутри, пить из этого источника я больше не хотел.
Статус Патриаршего центра и рассказы отца Иоанна о «неправильном» единоверии вокруг нас рождали чувство исключительности.
Н.Ч.: - В целом, как я сказал выше, основной причиной для меня было стремление погрузиться в старообрядчество, одному было тяжело во всем разбираться, мне были нужны опытные друзья, кто мог бы посоветовать книги, обсудить богословские вопросы, подсказать как правильно молиться и так далее. В целом, создание Общества лично для меня сыграло очень важную роль. В какой-то момент я стал сомневаться в правильности Единоверия, начал общаться со старообрядцами других согласий и разумеется они пытались убедить меня, что Единоверие это «антихристова ловушка» и «уния». Будучи в Единоверии совсем недавно на многие аргументы мне нечего было возразить, но к счастью общение с другими християнами помогло мне найти ответы на свои вопросы и укрепиться в вере. Мне известны случаи, когда люди переходили из Единоверия в иные старообрядческие согласия, поэтому я считаю появление и деятельность Общества большой удачей лично для себя.
Мне известны случаи, когда люди переходили из Единоверия в иные старообрядческие согласия, поэтому я считаю появление и деятельность Общества большой удачей лично для себя.
ТЕКУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИЕЙ
Н.Ч.: - Мы, будучи мирянским сообществом, очень хотели бы получить благословение священноначалия на нашу деятельность и работать во благо Русской Церкви. Мы полностью открыты к сотрудничеству и готовы помогать в развитии Единоверия, включая Патриарший центр, если на то будет воля священноначалия. Мы уже предпринимаем активные действия для формальной интеграции нашего Общества в Московскую Патриархию. Для единоверцев и Общества единство со священноначалием и Церковью является основополагающим.
Для единоверцев и Общества единство со священноначалием и Церковью является основополагающим.
ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВО УХТОМСКОГО»
И.П.: - Общество Андрея (Ухтомского) существует с лета 2021 года, но результаты за такой короткий срок на мой взгляд ощутимы, особенно если учесть, что Общество является неформальным объединением мирян пока что без официальной поддержки со стороны священноначалия. Вся наша работа осуществляется исключительно на волонтерской основе и за пожертвования. При этом понимая высокую степень разобщенности в единоверческой среде, мы намеренно решили быть исключительно мирянской организацией во избежание конфликтов, как уже было сказано. Общество открыто к сотрудничеству со всеми, кто разделяет наши ценности и стремится к укреплению Единоверия. Наша деятельность направлена на сплочение единоверцев, просветительскую работу, популяризацию Единоверия среди старообрядцев вне общения с Русской Православной Церковью. Я очень рад, что нам удалось самоорганизоваться и создать такое объединение. После того как мы покинули Рубцово, мы стали ходить в разные единоверческие приходы, у всех нас разные духовные отцы, равно как и мы не «курируемся» кем-либо из клириков. Но, практически с каждым приходом мы сегодня имеем контакт, чему очень рады. Я думаю это очень хорошо помогает налаживать связи между приходами и делает Единоверие в целом сплоченнее.
Понимая высокую степень разобщенности в единоверческой среде, мы намеренно решили быть исключительно мирянской организацией во избежание конфликтов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВА
И.П.: - Начинали мы с того, что завели тематические сообщества во Вконтакте. Там публикуются статьи, лекции, информация о памятных датах и святых дня, анонсы мероприятий и престольных праздников, уникальные материалы об Единоверии. Например, недавно нами впервые в Интернете были опубликованы труды единоверческого епископа Никанора (Кудрявцева) вместе с небольшим исследованием о том, какая сейчас о нем осталась память на родной кафедре в Богородске (ныне Ногинск). На сбор этих материалов и написание постов порой уходит действительно много времени, но это не пугает. Охват у записей выходит действительно неплохим. Несколько раз из нашего сообщества делал репосты небезызвестный философ Александр Дугин. Да что уж говорить, у нас даже есть аккаунт в ТикТоке*, который тоже относительно неплохо охватывает. Не лишним будет сказать, что нами ведется работа и на англоязычную аудиторию в одной из социальных сетей, где нам принадлежит сообщество, состоящее из четырех тысяч человек. И это количество еженедельно растёт.
Помимо описанного выше, мы администрируем сайт «Сокрытая Русь». Это современный сайт о единоверии. В Телеграм нам принадлежит сеть тематических чатов. Самый большой и основной из них - «Чат Общества сщмч. Андрея (Ухтомского)». Одним из главных событий для Единоверия в этом году было появление Екатеринбургской единоверческой общины и мы рады, что смогли оказать содействие со своей стороны. Ну и, разумеется, нельзя не сказать о нашем календаре, который мы совместными усилиями уже дважды смогли составить, сверстать, организовать печать и распространить. Сегодня мы готовим материалы для очередного номера на грядущий год. Также, этой зимой мы готовим к выпуску и другую печатную продукцию. На мой взгляд, всё описанное говорит само за себя. Мы что-то всё-таки смогли сделать для Единоверия за эти два года. Сейчас наша деятельность осуществляется в «тестовом режиме», мы намеренно не регистрировали Общество чтобы сконцентрироваться на реальных делах. На данный момент уже можно сказать, что Общество является успешным проектом и созрело для того, чтобы получить поддержку священноначалия. Сегодня постоянного финансирования у нас нет. Мы получаем деньги либо от немногочисленных разовых жертвователей, в частности тех же единоверцев, либо из своих же карманов. Кстати, выражаем сердечную благодарность всем, кто помогал нам в издательстве, жертвователей и энтузиастов. По поводу реакций на нашу деятельность, что-то было вполне ожидаемо, что-то - неожиданно расстроило, но в целом все в порядке. Любая система стремится к стабильности и устойчивости, поэтому противодействие вполне ожидаемо. Мы понимаем, что в Церкви резкие движения опасны, примером чему служит раскол XVII века, поэтому с терпением относимся к любым нападкам, но также надеемся, что наша работа будет по праву оценена и встретит содействие. Времени и сил на некоторые вещи уходит довольно много. Но это в любом деле нормально. Благо, наша работа выстроена так, что мы с парнями можем положиться друг на друга. В планах есть еще достаточно много различных задумок, но пока нет возможности их воплощать в жизнь. Если Бог даст — когда-нибудь эта возможность возникнет.
У всех нас разные духовные отцы, равно как и мы не «курируемся» кем-либо из клириков.
Ф.К.: - Еще одним из достижений Общества за последний год можно назвать актуализацию уже порядком устаревшего списка общин с сайта Патриаршего Центра. Список на сайте Центра содержит очень много неактуальных данных и явно давно не перепроверялся. За прошедшие два года мы связались со всеми этими общинами, если не на уровне настоятелей, то как минимум на уровне прихожан. Актуализировали список, всех обзвонили, нанесли на интерактивную карту и разместили на сайте «Сокрытая Русь» и других ресурсах. Хочется добавить, что со всеми общинами мы имеем добрые отношения. Если с кем-то не дружим, то по крайней мере не враждуем. Не так давно оказывали информационную поддержку молодой Екатеринбургской общине, сейчас мы активно общаемся с парнями оттуда, делимся знаниями друг с другом. Я считаю, это очень круто и это и есть мирянская консолидация в действии.
Если с кем-то не дружим, то по крайней мере не враждуем.
ОБ ОБВИНЕНИЯХ В ОТСУТСТВИИ ПОСЛЕРАСКОЛЬНЫХ СВЯТЫХ В ЕДИНОВЕРЧЕСКОМ КАЛЕНДАРЕ
И.П.: - По этому поводу можно дать несколько комментариев: во-первых, в нашем календаре всё же есть послераскольные святые: единоверцы-новомученики, либо люди так или иначе связанные с Единоверием. В том числе среди них присутствует преподобный Далмат Исетский.
Во-вторых, до революции в единоверческой типографии при Троице-Введенской церкви в Москве печатался часослов, в месяцеслове которого послераскольные святые не указывались вовсе. Как и в любом другом старообрядческом часослове. Ни тропарей, ни кондаков, посвященных послераскольным святым ни в одном единоверческом часослове нет. Помимо этого, согласно постановлениям Поместного Собора 1917-1918 гг. единоверцам благословлено совершать службы по старопечатным книгам, строго сохраняя древний чин службы. Так что, в этом смысле, наш календарь вполне соответствует постановлениям о Единоверии и единоверческой традиции. При этом замечу, что именно единоверческий священник Иоанн Звездинский, настоятель той самой Троице-Введенской церкви, был составителем канона новопрославленному преподобному Серафиму Саровскому. Кстати, преподобный Серафим у нас в календаре указан, равно как и сын упомянутого отца Иоанна Звездинского - священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский.
В-третьих, то, что единоверческие часословы ничем не отличались от старообрядческих, позволяло им быть в ходу у старообрядцев. Наш календарь выпущен в том же формате, что и старообрядческие. И их старообрядцы тоже берут, что, как мы считаем, способствует миссии.
В-четвертых, наш календарь является дополнением к Патриаршему календарю Русской Православной Церкви, о чем сказано на первой же странице нашего издания.
Но как верные чада Церкви мы всех святых почитаем и всем молимся. Искренне удивляет, что этот негатив, как я понимаю, возникает от лиц, не понаслышке знающих о Единоверии. Приведенный мной довод про часословы и распространенность такой практики не является секретом и ноу-хау в мире Единоверия. Для того же храма Архангела Михаила в Михайловской Слободе относительно недавно был написан ряд минейных икон без послераскольных святых. И что было дальше? Да ничего не было. Я ни разу не слышал подобного негатива в их адрес за это.
Как верные чада Церкви мы всех святых почитаем и всем молимся.
ДРУГАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Н.Ч.: - Наша деятельность, конечно, не ограничивается календарем. Я отлично помню как в августе 2021, когда Общество только появилось, мы решили все вместе съездить в Михайловскую Слободу, меня очень впечатлила служба и само место, уверен единоверцы должны активно общаться друг с другом, посещать храмы в разных городах, помогать друг другу. Примерно в то же время мы ездили и на известный фестиваль Традиция, просто общались и прекрасно проводили время. Учитывая, что я тогда только начинал ходить в единоверческий храм все эти мероприятия несомненно оказали на меня положительное влияние и помогли больше узнать о Единоверии, да и вообще о нашей русской православной вере. Уверен такие поездки особенно важны для новоначальных, это прекрасная возможность познакомиться с различными традициями богослужения, пения, пообщаться с интересными людьми. Значимым событием для Общества стала организация лекции об истории Единоверия в известной лавке консервативной литературы «Листва» в Москве, тогда о нас узнало много людей далеких от Единоверия, да и вообще православия. Также мы посещали с экскурсиями Музей русской иконы и Музей Андрея Рублева, недавно открытый федосеевцами музей на Преображенском кладбище, Музей русского зарубежья. Думаю, такие мероприятия не только интересны единоверцам, но и в целом способствуют налаживанию доброжелательных отношений с другими согласиями.
В одном из наших телеграм-чатов мы проводим звонки для совместного чтения и обсуждения православной литературы, сейчас разбираем Катехизис Лаврентия Зизания. Сам чат открыт для всех желающих. Там общаются не только единоверцы, но и те, кто интересуются темой Единоверия, там же люди могут задавать свои вопросы. Сидят там и представители других старообрядческих согласий и упований, но при этом нет хаоса и ругани. Это возможно благодаря достаточно строгой модерации, которой часто не хватает на многих других современных площадках. Вероятно, поэтому в него вступило уже около 120 человек, что для такой «узкой темы» как Единоверие весьма большое число.
Помимо поездок и мероприятий мы также публикуем материалы о Единоверии, исторические исследования, сканы богослужебных книг, образовательные лекции и статьи. Лично мне очень помогают публикации воскресных чтений Евангелия и Апостола с толкованиями. Думаю, наш сайт стал отличной площадкой для всех единоверцев, надеюсь в будущем он будет только развиваться и пополняться новыми полезными материалами.
САЙТ "СОКРЫТАЯ РУСЬ"
М.Л.: - Владимир Басенков задал хороший импульс. С тех пор, как он передал нам сайт «Сокрытая Русь» и им занялось «Общество Ухтомского», мы улучшили дизайн, расширили функциональность и ведем постоянную работу над наполнением сайта. Сегодня «Сокрытая Русь» является чуть ли не единственным и очень мощным единоверческим ресурсом в сети Интернет. Наша аудитория — более 10 тысяч человек из 81 страны, которых интересует и древнерусская литургическая традиция, и современное Единоверие. Кроме постоянно обновляемых разделов с новостями и статьями, мы создали: визуальную и актуальную карту единоверческих общин с описанием и контактами, раздел «Книжница», который наполняем основной и необходимой в богослужебной (и не только) практике литературой, раздел с воскресными чтениями Священного Писания, пока что скромный раздел с деловыми предложениями, где единоверцами размещаются объявления о своих товарах и услугах, а также раздел «Обучение», в котором по нашей задумке посетитель может обучиться совершению молитвенного последования в соответствии с нашей древней традицией. Планы по развитию «Сокрытой Руси» у Общества огромные. В данный момент мы занимаемся созданием раздела по удаленному обучению церковному пению, чтению и церковнославянскому языку.
Наша аудитория — более 10 тысяч человек из 81 страны, которых интересует и древнерусская литургическая традиция, и современное Единоверие.
ЧАТ ОБЩЕСТВА В TELEGRAM
Ф.К.: - Надо сказать, что наш чат — настоящее явление в единоверческой среде. На данный момент это единственная открытая площадка в сети Интернет, куда может вступить любой желающий и задать совершенно любой вопрос о Единоверии. Кроме этого, чат является еще и своего рода миссией. Уверен, что его закрытие было бы огромной ошибкой и ударом по Единоверию в инфополе. Да, многим не нравится то, что у нас существует определенная степень свободы в высказываниях, но где еще молодым людям общаться и обсуждать насущные проблемы? У нас числятся участниками и старообрядцы разных согласий, и «истинно-православные», и инославные, но на нашей площадке все эти люди находятся при одном условии - уважительного отношения к Русской Православной Церкви. По моему мнению, это пример открытости и мирной миссии Единоверия внешнему миру, а тесное общение с представителями старообрядчества быстро развенчивает любую романтизацию этого движения. Хочу также подчеркнуть, что в нашем чате не выражается официальная позиция Общества, а лишь звучат частные мнения отдельных людей, зачастую не имеющих к нам отношения.
В нашем чате не выражается официальная позиция Общества, а лишь звучат частные мнения отдельных людей.
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА АНДРЕЯ (УХТОМСКОГО) СВЯТЫМ ПОКРОВИТЕЛЕМ
Ф.К.: - Священномученик Андрей (Ухтомский) выбран нами не случайно. Впервые я узнал об архиеп. Андрее в том же храме Покрова в Рубцове, там же купил сборник его трудов. Мне кажется, что старообрядцам вне канонического общения с Русской Православной Церковью, Андрей (Ухтомский) намного ближе священномученика Симона (Шлеёва), вероятно по причине крайнего идеализма архиепископа Андрея. Поскольку наша деятельность направлена в том числе и на проповедь Единоверия другим старообрядческим согласиям, считаю выбор небесного покровителя несомненно верным. Несмотря на то, что архиепископ Андрей всегда твердо стоял в своем уповании и не поступился верой, его жизнь без сомнения была наполнена массой неоднозначных событий, спорных решений, возможно излишней наивности. Однако, вне зависимости от мнения наших недоброжелателей, канонизация архиепископа Андрея в РПЦЗ - это свершившийся и неоспоримый факт. А обвинения его в уходе в раскол так и не были подкреплены никакими внятными фактами никем из его критиков. Таким образом, мы не нарушаем правила или уставы нашей собственной юрисдикции. Спустя полтора года существования Общества можно смело сказать, что выбор личности священномученика Андрея в качестве святого покровителя сыграл нам хорошую службу. Благодаря его имени наше Общество привлекло внимание не только в среде чад Русской Православной Церкви, но и за ее пределами. С надеждой позволю себе сказать, что дело священномученика Андрея по уврачеванию раскола найдет продолжение и в нашем скромном обществе мирян.
И.П.: - Личность священномученика Симона, которого мы тоже очень любим, тоже рассматривалась, но показалась нам, если так уместно сказать, часто используемой. Фигура владыки Симона бесспорно выдающаяся и очень важна для Единоверия, но часто может показаться, что у нас других епископов и не бывало, что конечно, не так.
Наша деятельность направлена в том числе и на проповедь Единоверия другим старообрядческим согласиям.
ОБ ОБВИНЕНИЯХ В АНОНИМНОСТИ
И.П.: - Когда вышла резолюция круглого стола об анонимах, то мы её поддержали. Там не было ничего указывающего на наше Общество, так как обвинять нас в анонимности абсолютно бессмысленно. С первого же дня у нас была установка на то, что Общество должно быть максимально открытым. Список администраторов в группе социальной сети Вконтакте никогда не был скрыт. Точно так же и с упомянутым чатом в Telegram – все администраторы подписаны. Все мы есть и среди авторов настольного календаря, которые указаны на последней странице. Да и при живом общении с кем бы то ни было никто не скрывал свою причастность к нашему проекту.
Список администраторов в группе социальной сети Вконтакте никогда не был скрыт.
О «КОНЦЕПЦИИ СТАРООБРЯДНЫХ И ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ ПРИХОДОВ»
Н.Ч.: - На мой взгляд, спор обоснован, так как Единоверие сейчас пребывает в некотором моменте становления, люди активно изучают историю Единоверия и Русской Церкви, ищут новую идентичность. Это неизбежный процесс адаптации к изменившимся реалиям. Неудивительно, что такой важный вопрос как самоназвание вызывает споры, соглашусь, что не нужно из этого делать повода для разделения, но всё же считаю важным развивать дискуссию в этом направлении. Мое личное отношение к упомянутой концепции положительное, я считаю данную терминологию вполне удачной. Единоверие — сложное явление, поэтому для удобства и понимания требует устойчивых выражений для обозначения того или иного вида прихода. Во-первых, существуют приходы, принципиально избегающие названия «единоверческий» и предпочитающие «старообрядный». Во-вторых, часть приходов не соблюдают постановления Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. о недопущении изменений древнего чина, соответственно такие приходы трудно назвать единоверческими. В-третьих, по моему скромному мнению, наименьшее, что может сделать настоятель единоверческого прихода для своей общины — это зарегистрировать ее как единоверческую. На данный момент не существует ни одной официально зарегистрированной старообрядной общины, зато существует много единоверческих. Я не исключаю появления и других обозначений, которые бы лучше определяли текущую реальность. Особенно хочу акцентировать внимание читателя на том, что мы должны сохранять единство, несмотря на неизбежные различия, нам необходимо научиться уважать эти различия, не предавая, но и не навязывая другим свое.
Несмотря на неизбежные различия, нам необходимо научиться уважать эти различия, не предавая, но и не навязывая другим свое.
*не соблюдают порядок удаления запрещенной информации и основные обязанности, установленные федеральным законом № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ.
29.12.23