Кацея. История и богослужение

КАЦЕЯ

[греч. κατσίον], разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью.

Кацеи выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.

ИСТОРИЯ


Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Древнем Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди. Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте (напр., см.: Strzygowski. 1904. S. 283-284) и Византии.

кадильницы древнего египта

Рисунок 1. Из книги Koptishe Kunst by Strzygowski, Josef, 1862-1941; Еgypt. Maslahat al-Athar
Кадила христианского Египта

Еще в домонгольский  период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые кацеи вместе с «кадильницами» упоминаются в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами. Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях («кадилницы») и с рукоятью («кацьи»). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в Константинополе «тимиян [ладан] и кацию злату.

Кацеи, изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли кацеи византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы (в том числе складными). Наиболее ранние кацеи имели форму неглубоких чашек с открытым верхом - «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой («накровом») с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком

В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году). Патриархом Филаретом был издан указ, на каких панихидах следует использовать в Архангельском соборе Московского Кремля золотую кацею и 2 серебряные (большую и малую): «Указал патриарх Филарет кацею носити золотую на панихидах: на две панихиды царя Ивана Васильевича на преставление да на память; да на две панихиды царицы Анастасии Романовны, на преставление да на память...» (Указ патриарха Филарета Никитича: на каких панихидах употреблять золотую кацею, 1619-1633 гг.)

Отпевание

Рисунок 2. Отпевание и погребение кн. Владимира Володаревич. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в.

Икона успение

Рисунок 3. Икона «Успение» 12 в.
Апостол Иаков с кацеей, а Апостол Петр кадит кадильницей на цепях

В нач. XVII в. в Успенском соборе Московского Кремля в богослужении использовалась «кадея серебряна, что кадятъ за сборы, кровля у него и рукоятка серебряны жъ». Павел Алеппский, прибывший в Россию в сер. XVII в., приводит описания поминальных богослужений, при которых применялось «кадило, похожее на корону, с рукояткой». В описи 1751 г. новгородского Софийского собора отмечена серебряная кадильница с рукояткой, с крышкой и с крестиком, крепящимся сверху на резьбе.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Древняя практика каждения кацеей сохранилась в монастырях Афона. Согласно Святогорскому уставу, каждение кацеей совершает пономарь. В будни используется повседневная кацея; каждение кацеей совершается на вечерне, на 7-й песни особого богородичного канона, который в афонских монастырях поется после «Ныне отпущаеши», когда вечерня совершается без входа, и в заключение повечерия. В день памяти полиелейного святого или на всенощном бдении каждение кацеей совершается на утрене при пении 135 псалма, причем используется праздничная кацея, отличающаяся богатым декором и большим числом бубенцов. Если служится всенощное бдение, то на малой вечерне также совершается каждение праздничной К. на «Господи, воззвах», причем пономарь начинает кадить на словах псалма 140 «яко кадило пред тобою»

Каждение на горе Афон

Рисунок 4. Каждение в монастыре на Горе Афон

Практика каждения каждения существовала в древнейших монашеских обителях и скитах (см.: Никольский. Устав. С. 81-82). С точки зрения М.Н. Скабалланович не исключено, что указания Типикона «кадит крестовидно» и «творит крест кадилом» (Типикон. Т. 1. Л. 2 об.) подразумевают использование именно кацеи, поскольку таким кадилом удобнее изображать крест.

Основание церкви

Рисунок 5. Совершение чина основания церкви Митрополитом Минским и Заславским Вениамином

Из "Златоструй", 1912, №7.: За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона.

Кацея издревле применялась для домашнего каждения мирянами - по этой причине ее используют в своем богослужении старообрядцы-беспоповцы.

Шиловский краеведский музей Старообрядческие кацеи

Рисунок 6. Шиловский краеведский музей Старообрядческие кацеи

Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)

Рисунок 7. Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)

По материалам:

https://www.pravenc.ru/text/1683959.html

https://goloscerkvi.info/otvet-o-kazhdenii-po-drevlepravoslavnomu-cerkovnomu-obychayu/

https://goloscerkvi.info/staroobryadcheskaya-kaceya/

https://archive.org/details/koptischekunst00strz/page/282/mode/2up?view=theater

"Златоструй", 1912, №7.

 

 

Опубликовано 7 февраля 2022
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.