От редакции: среди людей, именующих себя старообрядцами, существуют различные объединения (другое слово - "согласия") и между ними есть разночтения по тому, как всё же называть другие согласия и самих себя. Одним из таких разночтений является самоназвание людей внутри Русской Православной Церкви, которые принадлежат ей, но служат не общепринятым для РПЦ "новым" обрядом, а "старым". Представляем Вашему вниманию мнение по данному вопросу председателя приходского совета Ильинского прихода БПЦ г. Минска, Вячеслава Клементьева.
«Православное Старообрядчество» считает своим долгом разъяснить следующее. В Минске нет и никогда не было единоверческой общины, а есть «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)». Кто-то скажет: "А какая разница?". Разница в понимании термина "единоверческий", его происхождении и значении сегодня. А самое главное - в отношении к нему старообрядцев.
Почему наш приход называется православным старообрядческим, а не единоверческим?
Мы категорически не согласны с термином "единоверие" в современных условиях. Сегодня, в отличие от времени учреждения "единоверия", клятвы на старые обряды и на придерживающихся их православных христиан Поместным Собором 1971 года торжественно упразднены и вменены яко не бывшие; отвергнуты все порицательные выражения, относящиеся к старым обрядам.
Такие соборные решения, неоднократно затем подтверждённые не только соответствующими постановлениями Священного Синода, но и последующими Соборами (1988, 2004 гг.), придают факту существования в лоне Русской Православной Церкви приходов старого обряда совершенно иной смысл, нежели чем заложенный в прежнем "единоверии".
"Сегодня невозможно отрицать, что единоверие изначально задумывалось как средство спасения "немощных" в надежде, что "единоверцы Богом просветятся и ни в чём в неразнящееся с Церковью придут согласие"" (митр. Платон).
"В сознании церковной иерархии прежнего времени древний русский церковный обряд оставался духовно ущербным и допустимым лишь по нисхождению к народному "невежеству"" (о. Иоанн Миролюбов).
«…из-за отсутствия твёрдого канонического статуса старообрядческих общин внутри Русской Православной Церкви, а также авторитарных методов воздействия на старообрядцев со стороны государственной власти России, пытавшейся через единоверие решить проблему ликвидации старообрядческого раскола, в сознании старообрядцев само наименование «единоверие» получило отрицательную смысловую нагрузку» (Патриарх всея Руси Кирилл, конференция, посвящённая 200-летию Единоверия).
В одной из своих резолюций, Первый Всероссийский старообрядческий съезд, состоявшийся в 1912 году выразил своё несогласие со взглядом на единоверие "как лишь на временное явление в Русской Церкви, переходное состояние". А также выразил недоумение по поводу данного митр. Платоном православным старообрядцам названия "единоверцы". Непонятно, кому они единоверны, а потому съезд ходатайствовал об отмене его. Наша община поддерживает это мнение, что и выразила в своём названии.
Постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата от 06.02.2006 г. (журнал №95) община была принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) как «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)».
С братской о Христе Воскресшем любовью
Председатель приходского совета
Вячеслав Клементьев
Источник: http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=973