Интервью записано 3.10.2019 г, в день, когда сделано это фото, но долгое время не было опубликовано по техническим причинам. Сегодня мы публикуем это интервью, но просим не смущаться некоторым уже устаревшим реалиям (относится к обязанностям упоминаемых в интервью иерархов - примечание редакции).
О. Алексей - Отец Олег, хотел спросить про Ваше отношение в целом к Единоверию. К старому обряду в лоне Русской Православной Церкви и что это для Вас?
О. Олег - Как говорил, блаженной памяти, патриарх Алексий II, “Старый обряд - это священное и не прикасаемое наследие Святой Руси”. Именно так мы должны воспринимать старый обряд. Это как бы возможность настоящая в современной реальности пережить тот молитвенный подъем, который имели наши предки от крещения Руси и до XVII века. Идеалы Святой Руси - это религиозные и теократические идеалы. Это значит, что надо сохранять и правильное чтение, правильное пение и правильную икону, правильный обрядовый уклад и независимость духовной власти от светской. Все это имеет огромное значение. Еще отец Павел Флоренский говорил, что вся разруха в современной церковной жизни от невнимания к культу и быту. И когда мы так легкомысленно перескакиваем с одной формы культа, или, правления на другую, где гарантия, что завтра не произойдет что-то подобное и мы еще дальше не удалимся от благодатных времен крещения Руси? Для нас очень важно бережно переживать и оберегать обряд: веры и жизни. Особенно старинное церковное пение, не византийское, не греческое. Это именно русский извод, он ни на что не похож... Но он передаёт как раз молитвенный настрой русской души, славянской души московитина наиболее полно. А вся эта секулярная итальянщина, которая сейчас звучит в некоторых храмах просто критики не выдерживает. Когда списывали с католических песнопений (хоралов) мелодии. Или просто с мирских даже песнопении списывали и всё это клали на священные (сакральные) тексты... Расписывали, внедряли, озвучивали все это... Это как молиться перед картиной, какого-нибудь Эль Греко, например. Мы знаем, что он своих мадонн писал с публичных женщин, своих святых апостолов с сумасшедших (бесноватых). В сумасшедший дом приходил, ставил там мольберт и писал... Весь строй духовной жизни, в нем ничего лишнего нету, от иконы до чтения правильного и до песнопения правильного и правил гражданской жизни. И все это синтез Святой Руси, без которого у нас нет "переднего" (связанного с прошлым) будущего на самом деле. В Библии сказано: “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»" (Иер.6,16)!
О. Алексей - Единоверие изначально замысливалось как миссионерский проект среди старообрядцев и сейчас очень часто бывает так, что к единоверцам обращаются с таким посылом, мол, где ваше миссионерское служение? Потому что до революции были, например, отчеты, определённые мероприятия, диспуты проводились. А сейчас этого всего нет. В 1971 году отменили клятвы на старообрядцев. То есть особой дискуссии со старообрядчеством нет и вместе с тем очень часто обвиняют именно единоверцев в том, что люди из русской православной церкви, интересующиеся старым обрядом переходят в единоверие. Как вы могли бы прокомментировать это?
О. Олег - Если бы они не перешли в единоверие, они перешли бы в старообрядчество (крайне разделённое само в себе), это неизбежно. А по поводу старообрядчества мы именно знаем, что раскол раскалывается. И разделение этого движения, в общем-то исконно русского, на разные группы (толки и согласия) это не очень положительный момент. Сами старообрядцы это понимают и тяготятся этим разделением внутри самого этого движения. А то, что в людях просыпается стремление к молитвенной жизни, к парадигме Древней Руси, Святой Руси - ничего плохого в этом нет. Если бы не было единоверия, эти люди уходили бы в разрозненное старообрядчество. Это неизбежно. Поэтому единоверие всегда является некой такой церковной буферной зоной. Которая, с одной стороны, может помочь старообрядцам, например, перейти в нашу Церковь с сохранением обряда и защищает наших верующих от необходимости уходить в старообрядчество, если они полюбили старый обряд, старые песнопения, старую икону, весь синтез. Нельзя выхватить какой-то один элемент, его использовать из старой жизни, а остальное как бы не брать. Например, после революции многие храмы были осквернены, разрушены. И когда их восстанавливали в 90-е годы, то уже не расписывали так, как они были расписаны до революции. Это видно на примере Данилова монастыря, Донского монастыря, потому что там была итальянская мазня. Латинская, причем и низкопробная. Расписывали уже по образцам старой Руси, дониконовской Руси. Икона вернулась в мир нашей Церкви, но это синтез. Должна быть не только икона, но и песнопение должно быть и уклад жизни (особенно молитвенный). Не только песнопение знаменное, но и чтение соответствующее и особенности обряда и быта. Проблема заключается в том, что у нас главными раскольниками, вообщем-то были два человека. Это патриарха Никона и царь Алексей Михайлович. Они все это замутили. Их ошибка заключается в том, что приезжали люди из Иерусалима и говорили: “У вас не так служат”. Приезжали люди с Афона, говорили: “У вас не так служат”. Приезжают из Антиохии, говорят: “У вас не так служат”. Из-за недостатка осведомлённости царю и патриарху Никону казалось, что надо что-то исправить, унифицировать обряд и это всё успокоится. Но им даже невдомёк было, что на Афоне не служат, так как в Иерусалиме, а в Иерусалиме не служат, так как в Антиохии. Есть особенности каждого национального обряда ("спасённые народы") в той или иной местности (см.: Отк.21,24), и они (царь и патриарх) создавали то, чего никогда не существовало, некий унифицированный обрядовый синтез. На самом деле это некая химера. Не надо было отказываться от своих особенностей, потому что они присутствуют и в Иерусалиме, и на Афоне, и как некое священное достояние, их оберегают. Они не бросают вызов основам богослужения, общим для всех (тем более спасительным догматам Веры). Я имею ввиду богослужебный христианский канон (устав) и так далее. И в этом серьезная ошибка была, но в расколе-то оказались люди, которые сохраняли верность старому обряду. Потому что они остались без епископов, а церковь без епископа быть не может (Игнатий Богоносец). Получается, что это случилось из-за каких-то галлюцинаций (фантазии), в целом, тех самых, "благих намерений", которые носили авантюрно политический оттенок. Царь Алексей Михайлович готовился, к примеру, Константинополь освобождать и потом Иерусалим... Очень вдохновился после присоединения Украины (1654 года). Никон вообще решил стать Константинопольским патриархом, это такая благочестивая фантазия была. И вот ради этих амбиций, в общем, то даже не религиозных, они такой эксперимент провели с русским народом. А ведь Христос говорит: "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" (Мк.3,24)! Поэтому прав и А. И. Солженицын, когда настаивает, что если бы не было раскола XVII века не было бы революции 1917 года. Царство, разделившееся само в себе (то есть, в церковных основах) не устояло. Сейчас у нас появился как бы новый шанс воссоздать Русь. Её надо воссоздать на единстве тех начал, которые связывают нас как то с идеалом Святой Руси так и той благодатью которая осуществила собирание земель ещё от времён благословенного Киева ("матери городов русских"). Кто-то скажет, что это невозможно, но в свое время мы говорили, что воссоединение с зарубежной церковью невозможно. Однако это чудо произошло на наших глазах. Поэтому все может измениться. Об этом надо думать и молиться, и желать этого.
О. Алексей - Каким Вы видите развитие Единоверия? По каким этапам оно должно продвигаться?
О. Олег - Мне кажется, что необходимо, во-первых, иметь епископа, который будет отвечать за единоверие. Такая практика была у русской православной зарубежной церкви (которая, кстати говоря, совершила акт покаяния перед историческим Старообрядчеством). Такая практика понятна. У нас есть энтузиасты старого обряда. Это уважаемый митрополит Иларион и митрополит Ювеналий. Но тут надо понять, что этот человек должен вообще в совершенстве владеть этим обрядом. И надо проводить съезды единоверческого духовенства как это делалось до революции. Чтобы они обсуждали какие-то вопросы, задачи ставили перед собой и так далее. То есть это движение неизбежно будет шириться, распространяться. И если будет усиливаться секуляризация православного богослужения, а она происходит сейчас во многих храмах... (например, отменяют исповедь на литургии, даже в пасхальную ночь. Объявляется всем какая-то амнистия непонятная, типа индульгенции с амвона. Людей даже не исповедуют. Мне кажется, это очень печальное явление. И посмотрите, сейчас отменят исповедь, через какое-то время умрёт вечерняя служба. Она уже отмирает, во многих храмах вечерняя служба почти не служится. Или служится в каком-то исковерканном, сокращенном виде. Ее даже привязывать к самой литургии надо. У католиков умерла вечерняя служба, вы знаете? Очень красивый был латинский обряд вечерней службы. Они просто сделали две литургии. Так удобнее, и евхаристической пост два часа. Умерла очень красивая, древняя, связанная с папой римским Григорием Двоесловом служба. Служба, которая, кстати, очень напоминает православное богослужение, там каждения совершались. И сейчас у них умирает исповедь. Я интересовался, у меня есть друзья-католики, которые рассказывают, что, к сожалению, исповедь умирает. В том смысле, что человек может прийти и без всякой исповеди приступить к Таинству.) И если мы не будем держаться за традицию, а здесь как раз единоверие может стать таким противовесом, необходимым для нас, чтобы лодка не перевернулась. В этом великой будет заслуга Единоверия. То нам, конечно, надо держаться старины, даже священник, который служит в новом обряде должен иметь представление о старом обряде. По заказу он может совершать молебны старым обрядом. Если кто-то погребение просит совершить старым обрядом, он может его совершить. А почему бы нет? Это богатство нашей традиции. Как мы служим, к примеру, разные литургии: Василия Великого, Григория Двоеслова, Иоанна Златоуста, и каждая из них приносит нам некое радостное духовное наполнение. Так и старый обряд, как священная наша история, залог того, что связь с древней Русью, Святой Русью сохраняется; он должен найти свое место в нашей Церкви, в наших общинах, в наших приходах.
О. Алексей - Еще один вопрос. Диспут со старообрядчеством со стороны единоверия должен быть или это должен быть мирный диалог?
О. Олег - Мирный диалог. Во-первых за прошедшие века, а это уже века, все было высказано, и с той и с другой стороны. Ничего нового мы не сможем сказать друг другу, мы начинаем бегать по кругу. Повторяться. Причем, в отличие от диспутов XIX века мы повторяемся очень скудоумно. Тогда очень серьезные люди выступали и с той, и с другой стороны (книги на диспуты привозили подвозами). И в этом смысле надо проводить совместные конференция единоверцев со старообрядцами. По исследованию, изучению старого обряда, монастырского уклада жизни. Конференцию провести по особенностям церковного песнопения, конференцию по русской иконе и быту Древней Руси. О том, что нас сближает, соединяет друг с другом. Здесь мы должны проводить совместные конференции (собеседования), которые будут иметь не только религиозное, но и культурологическое значение огромное. А, как известно, слово “культура” происходит от слова “культ”. Это взаимосвязанные вещи.
О. Алексей – Спаси Христос.
С протоиереем Олегом Стеняевым беседовал священноиерей Алексий Гугливатый
Москва. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. 2019 год.
Данный вопрос закрыт решением Поместного Собора 1971 года, признавшим обряды "равно благодатными" де-юре. Хотя фактически: де-факто, это произошло в 1800 году при учреждении Единоверия. Которое носило более широкое признание и старого обряда и "благодатной действенности" "раскольников". Оное их наименование было запрещено в Российской империи, указом "о Веротерпимоси", от 1905 года, за подписью тогдашнего юридического главы РПЦ Николая 2-го.
Преступный и поспешный характер данной реформы Никона признали, почти все русские Церковные историки! Принадлежащие к "Господствующей" Церкви.
Источник: Спасо-Преображенская единоверческая община г. Куровское https://vk.com/kurowskoe_hram