110 лет со времен первого единоверческого съезда и современное единоверие

Васильев А.И.
Общество свмч. Андрея Ухтомского

Прошло 110 лет с первого единоверческого съезда. Часть решений, принятых на нем было реализованы позже на Поместных соборах 1917—1918, 1971 годов, часть поднятых вопросов не решены и актуальны и по сей день. Обсуждения, записанные в стенографическом отчете [1, cтр. 294- 488] подталкивают и к новым вопросам и предложениям.

Анализируя историю Первого Единоверческого Съезда можно сказать о том в каком состоянии было Единоверие в начале 20 века. “По своему составу Съезд был подобен собору. На нем присутствовал 21 архиерей, в том числе Московский митрополит Владимир, а также представитель Константинопольского патриарха — архимандрит Иаков” [1, стр 8]. Еще задолго до первого единоверческого съезда в 1908 году было открыто Братское училище, директором и законоучителем в котором был отец Симеон (Шлеев), не смотря на малое количество в самом начале, в 1912/1913 году число учеников достигло 400. В октябре 1912 года было построено новое четырёхэтажное здание для Братского училища. В 1913 году при Никольской единоверческой церкви была открыта женская гимназия. Перед революцией здесь работала и богадельня для престарелых женщин.

Рисунок. 1. Дом № 22-24 [2]
Рисунок. 1. Дом № 22-24 [2]

 

Решение и вопросы, поднимавшиеся на Первом Единоверческом Съезде, были уже давно готовы и вымучены в сердце участников-единоверцев, это проблемы, которые стояли со времен зарождения самого единоверия. Часть вопросов, вытекающих из оных, актуальны по сей день. Доклады всех участников представляли серьезные исследования, нужда в единоверческом епископе была на лицо. Нужен ли единоверческий епископ сейчас -большой вопрос. Выстрадало ли его современное единоверие (которому можно сказать пару десятков лет), выстрадали ли его единоверческие общины, которые во многом разобщены меж собой гордыней? Наверное, именно сейчас Единоверие должно развиваться изнутри, посредством связи мирян, старост, священников между общинами со всех регионов страны. Благо сейчас есть все средства и возможности для развития коммуникации. И как бы эти связи не развивались, необходимо сохранять любовь и долготерпение. Сейчас точно не то время для Единоверия, когда оно может разделяться по вопросам, кому как петь (наонно или наречно) и другим богослужебным вопросам.

Надо сказать, и о том, что по вопросам единоверческого Епископа и отмены клятв большинство на первом Единоверческом съезде голосовало «за». Помимо этого, в одном докладе даже поднимался вопрос о целой единоверческой епископской кафедре [1, стр. 162-188].

На первом съезде присутствовали и представители часовенных, беглопоповских общин, в свою очередь часовенные из г. Екатеринбурга ответили отказом [1, стр. 31]. Вопросы присоединения беглопоповцев поднимаются на съезде поднимаются не один раз [1, 63, 189-192,426-431]. В том числе множество раз митр. Антонием Храповцким [1, cтр. 281-292]. В этом смысле видно, что, слова еп. Андрея Ухтомского о данном благословении идти на сближение с беглопоповцами от митр. Антония Храповицкого и патр. Тихона [3, стр. 180] еще более подтверждаются этим фактом о необходимости сближения, обсуждаемом еще на Первом Съезде.  

Рисунок 2. Митрополит Антоний (Храповицкий) и старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) в 1920-е годы [4]
Рисунок 2. Митрополит Антоний (Храповицкий) и старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) в 1920-е годы [4]

 

«Устрояя церковную жизнь Единоверия, Съезд стремится укрепить и корни этой жизни. Он постановил совершать службу Божию уставно, нерадивых же наказывать.» [ 1, стр. 19]. Такожде и сейчас нужно начать все с молитвы. Начать с устава, очевиден недостаток богослужебной единоверческой литературы, указаний для священников и мирян.

Одно из предложений, высказанных священником на съезде было: “Организовать свое издательство удешевленных книг крюкового пения, а также просить Московскую контору типографии единоверцев отпечатать отдельными книжками стихеры и вообще песнопения двунадесятым праздникам, воскресные и некоторым святым для руководства при обучении пению в школах” [1, стр. 95]. Надо отметить, что задолго до съезда во всю работала единоверческая типография по указу Синода с 1820 г. [5]. Для современного единоверия, ввиду отсутствия своих типографий на данный момент имеет смысл объединяться в братства, пускай даже без регистрации, вводить взносы и на вырученные деньги заниматься выпуском литературы единоверческих авторов, богослужебной литературу своей редакции.  До сих пор всем было выгоднее и проще закупать старообрядческую литературу в типографии Верещагино.

По словам единоверцев докладчиков за желание иметь единоверческого епископа их называли раскольниками. «До сих пор еще терпим поношение, до сих пор не вышли еще из подозрения, до сих пор награждаемся титулом "раскольник". А за что? За свою любовь к своим обычаям. Мы любим свое, не осуждая других» [1, стр. 56]. Такие позиции по отношению к единоверцам сохраняются и по сей день. Однако ни тогда, ни сейчас многие миссионеры не понимают, что своим противлением творят еще больший раскол. За упоминание протопопа Аввакума физиологом А.А. Ухтомским во время своего доклада о пении на него частично обрушилась критика, однако доклад не был изменен. Также и митр. Антоний Храповицкий не воспрепятствовал этому и поблагодарил за смирение и ревность [1, стр. 247]. Очевидно, что и сейчас в единоверческом сообществе должен стоять вопрос о канонизации мучеников, пострадавших за древлеправославие. В первую очередь необходимо добиваться реабилитации еп. Павла Коломенского, Соловецких иноков и др. пострадавших за веру.

На повестке дня также вопрос о обучении будущих священников для единоверческой паствы. Сейчас все единоверческие служители проходят обучение в семинариях обучаясь тем же предметам, что и новообрядческие служители.  Вот что говорил Симон Шлеев об обучении в целом: “Если преподавателями православно-старообрядческих училищ останутся по-прежнему «епархиалки» и «семинаристы», не знающие Единоверия и не желающие о нем думать и рассуждать, то, кроме вреда, эти школы ничего не принесут Единоверию. Они отнимут у него молодое поколение, сделав его безразличным и безрелигиозным. Чтобы помочь этой беде, единоверческий Съезд должен просить кого следует об открытии при второклассной или учительской школе единоверческих стипендий и о специальной подготовке из природных единоверцев учителей для начальных школ в единоверческих приходах и старообрядческих селениях. Школа без истинного руководителя — лишь одно искушение; вытравляя доброе, она прививает дух равнодушия и нерадения к вере и т.д.” [1, стр. 124]. Думаю, что также можно сказать и про семинарии.

Намного важнее чтобы единоверческие пастыри в первую очередь хорошо знали богослужение и устав. Из доклада священника Симона Шлеева: “Чтобы пресечь пагубное разнообразие в совершении единоверческой службы, необходимо строго потребовать, чтобы будущие единоверческие пастыри непременно теоретически и практически ознакомлялись с единоверческой службой.” [1, стр. 123]. В центрах древнерусской богослужебной традиции может проводиться полноценное обучение единоверческих священников за место тех предметов в семинарии, которые могут не пригодится будущему священнику вовсе.

Рисунок 3. 1912 год. Делегаты I-го Всероссийского Съезда единоверцев [6]
Рисунок 3. 1912 год. Делегаты I-го Всероссийского Съезда единоверцев [6]

 

Нельзя и не согласиться со словами свщмч. Симона Шлеева о прежде бывших писателях и святителях : “И здесь, для успокоения раскольников и колеблющихся единоверцев, необходимо не разрешение, а полная отмена этих порицаний, причем о писателях нужно сказать, что и они высказывались от "простоты и неведения" своего и что, если некоторые книги и изданы по благословению Святейшего Синода, то ныне Церковь не разделяет всех подобных отзывов о старых обрядах и вменяет эти порицания в ничто, возлагая всю ответственность за оные написавших и высказывавших оные” [1, стр. 205]. До сих пор этого не было сделано. Для многих старообрядцев это остается проблемой. Помимо этого, до сих продолжаются миссионерские нападки на старообрядцев.

Митр. Антоний Храповицкий на съезде сказал: “Многие единоверцы стремятся совершенно отделиться в своем быту от православных. Конечно, в настоящие дни многие из православных стремятся во всем подражать еретическому Западу, а посему и замечается общее развращение, и если они таковых удаляются, то это весьма похвально. Но нужно, чтобы над этим удалением преобладала преданность вере и любовь. Тогда это будет похвально и разумно. Тогда, кроме взаимной любви, ничего у нас не будет...” [1, стр. 275]. Если подражание Западу было и тогда, то сейчас подражание Западу продолжается все более. Частично можно видеть секуляризацию и либерализацию церковного учения и богослужения. Можно долго рассуждать о духовной пользе и недостатках такого явления. Но именно на первом единоверческом съезде чётко видится курс единоверия ни как временного явления для привлечения старообрядцев, а как одного из путей Русской Церкви. Как путь спасительный и охраняющий от модернизма. Такой же путь единоверие сохраняет и сейчас.

На последок хочется обратиться к словам свщмч. Симона Шлеева, из слов на первом Единоверческом съезде, которые актуальны как никогда:

“Только святая любовь, Божественная вера, ревность и желание устроить Святое Единоверие подвигнуло вас сюда ... Мы, единоверцы, крайне разобщены, каждый приход живет своею жизнью, не думая о других, не предполагая о существовании других. Настоящий Съезд — это первый шаг к нашему единению. Все мы почти изнемогли, измельчали крайне... Все мы ослабли. Слишком много наболело у нас, просится на волю, нужда настоит высказаться, посоветоваться” [1, стр. 55].

Единоверческие общины, миряне, объединяйтесь!

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас грешных. Аминь.

 

Источники:

  1. Труды I Всероссийского Съезда Православных Старообрядцев [Единоверцев]. / Сост.: иерей Евгений Саранча, Никита Кузин, 2012, стр. 608. https://culture.wikireading.ru/13106

  2. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского) /М. Л. Зеленогорский — «Мосты культуры», 2011

  3. http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/antoni_hrap.php

  4. Починская И.В. Из истории организации единоверческой типографии в Москве.

  5. http://www.raruss.ru/slavonic/slav5/4030-pochinskaya.html

  6. http://ancient-orthodoxy.narod.ru/memory/stefan.htm

Опубликовано 15 декабря 2021
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.