В нынешнем году исполнилось 160 лет с того достопамятного дня, когда прихожане Михаило-Архангельского храма села Михайловская Слобода впервые ходатайствовали о принесении чудотворной иконы Божией Матери Иеросалимской из города Бронницы в Михайловскую Слободу. В первом номере журнала «Правда Православия» за 2024 год мы публиковали статью священника Михаило-Архангельского храма Евфимия Сергеевича Каллимонтова, впервые напечатанную в 1872 году в «Московских епархиальных ведомостях», о том, как в 1864 году после начала эпидемии тифа, жители Михайловской Слободы и окрестных деревень ходатайствовали о принесении чудотворного образа из Бронниц и, как это принесение стало традиционным.
До октябрьского переворота 1917 года Бронницкая Иеросалимская икона Божией Матери высоко почиталась во многих местах Московской губернии и, по сути, была странствующей святыней, пребывая в пути большую часть года. В настоящее время крестные ходы с местночтимыми образами Иеросалимской иконы сохранились в нескольких населенных пунктах Московской митрополии.
В новейшей истории храма Архангела Михаила крестные ходы, посвященные образу Божией Матери Иеросалимской совершаются с местной иконой, написанной для этой цели.
В 2022 году по благословению Высокопреосвященнейшего Павла митрополита Крутицкого и Коломенского была начата работа по возрождению традиции крестных ходов с Иеросалимской иконой Божией Матери в пределах Коломенской епархии. В рамках этой инициативы в марте нынешнего года ответственный по делам молодежи Коломенской епархии протоиерей Михаил Сокрутов обратился к настоятелю Михаило-Арахангельского единоверческого храма священноархимандриту Иринарху (Денисову) с просьбой о передаче иконы Божией Матери Иеросалимской из Михайловской Слободы для принесения ее в храмы Коломенской епархии. 14 марта сего года образ Пречистой Богородицы был доставлен из Михайловской Слободы в храм Успения Пресвятой Богородицы деревни Рожново Зарайского благочиннического округа. 23 марта икона была перевезена в Иоанно-Предотеченский храм Зарайского кремля, где пребывала до 6 апреля. С 6 по 13 апреля Иеросалимская икона находилась в Знаменском храме в Серебряных прудах. С 13 по 26 апреля образ Божией Матери из Михайловской Слободы пребывал в городе Коломне в следующих храмах: 15-17 апреля – в Успенском Соборе, 16-17 апреля – в Иоанно-Богословском храме, 17-18 апреля – в храме святых верховных апостолов Петра и Павла, 19-21 апреля – в Троицком храме в Щурово, 22-23 апреля – в Троицком храме на Репне, 24-26 апреле – в Вознесенском храме.
26 апреля в канун Лазаревой субботы икона Божией Матери Иеросалимская была возвращена в Михайловскую Слободу. Вероятно, это не последнее «странствие» михайлослободского образа по Коломенской епархии и, можно сказать о том, что в настоящее время Иеросалимская икона из храма Архангела Михаила выполняет ту миссию, которая в XIX – начале ХХ столетия принадлежала одноименной древней чудотворной иконе из Бронниц.
Крестный ход по Михаило-Архангельскому единоверческому приходу состоялся по обычаю в воскресение – в Неделю святых Жен-Мироносиц, 6/19 мая.
Началу Крестного хода предшествовала Божественная Литургия. За четверть часа до полудня начался благовест, созывавший богомольцев к молебну. В 12 часов дня после обычного начала молебного пения и чтения пятидесятого псалма, духовенство, певчие и прочие участники Крестного хода отправились в путь.
В этот весенний день Господь даровал прекрасную солнечную теплую, но не жаркую погоду, благодаря чему длинное шествие преодолевалось значительно легче.
Во время первой части Крестного хода клириками Михаило-Архангельского храма протоиереем Евгением Саранчой и священноиереем Валерием Булычевым совершался молебен с пением канона иконе Божией Матери Иеросалимской. Эту часть богослужения пел хор под управлением Галины Леонидовны Верялиной.
После спуска от храма в Михайловскую Слободу была первая остановка у Петрова ключа. Здесь закончилось чтение шести песней канона и началось чтение и пение Акафиста – Похвалы Пресвятой Богородицы. Здесь же священнослужители окропили богомольцев живительной ключевой водой.
От Петрова ключа шествие Крестного хода было продолжено далее в восточную часть села, где на пути икону Пресвятой Богородицы встречали у своих домов жители Михайловской Слободы, желавшие по давней традиции пройти под святым образом.
Достигнув конца села, богомольцы развернулись и пошли в обратном западном направлении. Вскоре после этого к Крестному ходу присоединился настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке священноигумен Кирилл (Сахаров) с несколькими представителями возглавляемой им общины.
Через некоторое время произошла еще одна остановка у Волченкова ключа. Здесь было окончено чтение Акафиста, прочитано Святое Евангелие и священник Валерий Булычев ведрами обильно полил всех желающих ключевой водой.
После этого с пением водосвятных стихер Пресвятой Богородице богомольцы продолжили свой путь. Чин освящения воды совершался на третьем – Суздалевом ключе – в часовне в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Затем шествие Крестного хода продолжилось с пением оставшихся песен канона Иеросалимской Божией Матери.
Спустя некоторое время Михайловская Слобода осталась позади – верующие вошли в деревню Кулаково. Здесь у дома Лидии Алексеевны Булычевой был завершен молебен, после окончания которого священноигумен Кирилл сказал приветственное слово, посвященное празднуемому событию, а также памяти государя Императора Павла Первого, стоявшего у истоков единоверия в 1800 году. После этого участники Крестного хода были приглашены подкрепить свои силы за трапезой в доме радушных хозяев.
Следующую часть Крестного хода с пением молебна Светлому Воскресению Христову возглавил настоятель Михаило-Архангельской единоверческой церкви священноархимандрит Иринарх (Денисов), а пение исполнял хор под управлением Андрея Александровича Антаринова.
С пением канона Пасхе богомольцы прошли деревню Кулаково и направились в деревню Чулково. Внутри мемориальной часовни, установленной в память всех православных воинов, положивших свои жизни на подмосковной земле, священноигумен Иринарх прочитал Пасхальное Евангелие, после чего началось длительное восхождение на Боровской курган.
На вершине кургана был завершен Пасхальный молебен и с пением тропаря Пасхи участники Крестного хода направились к святому источнику, расположенному у подножия кургана. Здесь священнослужители освежили богомольцев, полив ключевой водой, и после краткого отдыха в лесной чаще с пением различных Пасхальных песнопений богомольцы отправились в направлении деревни Чулково вдоль берега Москвы-реки.
В Чулково, как и в Михайловской Слободе и Кулаково, икону Божией Матери встречали местные жители, желая пройти под святым образом.
Последние километры пути, как всегда, были самыми трудными. Пришлось преодолевать несколько затяжных подъемов, а также собственную накопившуюся усталость. Но в этот день молитвенный и физический труд были радостны, и богомольцы мужественно шествовали вперед, превозмогая себя.
Когда Крестный ход приблизился к храму Архангела Михаила, раздался праздничный звон колоколов. На площади у Святых врат перед иконой Пресвятой Богородицы было многократно пропето величание Божией Матери, и все богомольцы прошли под ней. У дверей церковных были совершены исходные поклоны, и отец настоятель сказал проникновенное приветственное слово, после чего утомленные, но вдохновленные участники Крестного хода подкрепили свои силы за братской трапезой, делясь впечатлениями о замечательном дне, проведенном в молитве ко Господу и Его Пречистой Матери.
Источник: канал храма Архангела Михаила в Telegram