В воскресение 17/30 апреля 2023 года, в Неделю святых Жен-Мироносиц, в приходе единоверческого храма Архангела Михаила состоялся ежегодный Крестный ход.
Появление традиции Крестных ходов, посвященных чудотворной Иеросалимской иконе Божией Матери в Михайловской Слободе связано с именем выдающегося иерарха Русской Православной Церкви святителя Филарета (Дроздова). Вот как повествуется в журнале «Московские церковные ведомости» № 18 (3 мая) за 1914 год о зарождении этого обычая:
«В 1864 году приход села Михайловской Слободы постигла губительная болезнь — холера, много жертв уносившая в могилу. Прихожане обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, с ходатайством о разрешении принять чудотворную икону Богоматери «Иверския» из гор[ода] Москвы для совершения молебствий об избавлении от губительной болезни. Но мудрый святитель Филарет на просьбу их ответил: “Возьмите чудотворную икону Богоматери «Иерусалимскую» из Бронницкаго собора и Она, Владычица, избавит от постигшей болезни”. Тогда прихожане, по указанию святителя, приняли сию Святыню, и по совершении ими молебствий по домам губительная эпидемия тотчас же прекратилась. В благодарное воспоминание проявления чудодейственной помощи Богоматери прихожане с. Михайловской Слободы постановили ежегодно неопустительно принимать к себе чудотворную икону “Иерусалимской” Божией Матери и вторично обратились к святителю Филарету, чтобы он сам им указал, когда им принимать сию Святыню, потому что она в это время часто уносима была из города по селам уезда для совершения молебных пений. Святитель указал им (очевидно не без намерения, как единоверцам) на принятие иконы “в неделю о Фоме”. И с тех пор в Воскресенье (нед[елю] о Фоме) прихожане с[ела] Михайловской Слободы ежегодно принимают глубокочтимую ими икону Богоматери, которая пребывает у них всю неделю, а в следующее воскресение (в неделю Мироносиц) Она переносится в соседнее село Новорождествено. В текущем году исполнилось ровно 50 лет принятия ими чудотворной Святыни, и они в этот год пожелали ознаменовать это событие особым торжественным образом. Ко дню юбилея прихожанами была принесена в дар Богоматери драгоценная (больших размеров) лампада, а самую встречу Святыни постановили произвести полным Крестным ходом. В этот день из храма с. Михайловской Слободы были взяты все хоругви — числом 14 и все местные, в иконостасе, иконы, а также и копия Иерусалимской Богоматери, написанная в память чудеснаго избавления от холеры. В 11 часов утра Крестный ход вышел из храма в город Бронницы в сопровождении приходскаго священника о. С. Смирнова с причтом и около тысячи человек прихожан. День был солнечный, совершенно безоблачный, и величественную картину представлял Крестный ход с золотыми хоругвями, иконами и громадным количеством народа. В три часа дня Крестный ход показался на высокой горе близ города Бронниц, в трех верстах от него, и тысячепудовый соборный колокол возвестил гражданам о приближении Крестнаго хода. С перваго удара колокола были закрыты торговые заведения и граждане вереницами пошли на встречу Крестнаго хода. В половине четвертаго часа Крестный ход вышел из собора в сопровождении более 20 хоругвей. Сопровождал Крестный ход местный благочинный священник И.П. Добров. Нельзя было смотреть без слез, когда два крестных хода — православный из города Бронниц и единоверческий из Мих[айловской] Слободы, за городом встретились в сопровождении до 2000 человек. Во встрече приняло участие и духовенство городскаго кладбищенскаго храма. По совершении краткой литии соединенные два крестных хода пошли в город, в собор. Колокольный звон церквей, масса народа, пение единоверцами старинным распевом “Христос Воскресе” — все это производило неизгладимое впечатление. Весьма заметен был особый подъем религиознаго чувства у всех…
На другой день о. Добровым была совершена литургия, в конце которой, после заамвонной молитвы им было произнесено слово о значении единоверия, как единства с Православной Церковию…
По окончании литургии священником Мих[айловской] Слободы о. Смирновым в сослужении причта собора был совершен молебен пред иконой “Иерусалимской” Божией Матери. Пели молебен певчие — прихожане с. Мих[айловской] Слободы. Истовое служение и старинный напев оставили сильное впечатление на молящихся. По окончании молебна было провозглашено многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Правительствующему Синоду и высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому Макарию и всем православным христианам. После сего с Крестным ходом собора и с. Михаил[овской] Слободы чудотворная икона Богоматери была поднята на руках и препровождена в Мих[айловскую] Слободу. Несколько тысяч человек сопровождало Крестный ход с пением всеми прихожанами-единоверцами “Христос воскресе”».
Высоко почитая Иеросалимскую чудотворную икону Божией Матери, приносимую из Бронниц, слободские прихожане возымели благочестивое желание иметь в своем храме ее точный список. Эта икона стала весьма почитаемой в Михаило-Архангельском храме.
После 1917 года власти не всегда давали разрешения на совершение Крестного хода, однако, когда это позволялось, то верующие проявляли благоговейное почитание Образу Божией Матери. О крестных ходах 1925 и 1926 годов мы узнаем из дневника священнослужителея Михаило-Архангельского единоверческого храма священноиерея Стефана Смирнова:
«11 апреля 1925 года. Пятница Пасхи. Пронесли мимо нас икону Божией Матери из Бронниц в Мячково без крестного хода, народу встречало и провожало очень много.
14 апреля 1925 года. Понедельник Фоминой недели. Встречали икону Божией Матери полным крестным ходом из Мячково в Заозерье. Мячковские несли икону на Островцы и Заозерье с крестным ходом. Народу провожало и встречало такое множество, какого раньше никогда не бывало!
15 апреля 1925 года. Служил обедню бронницкий отец Иван и нас двое. Народу много очень. Со вторника до воскресения служили молебны по деревням: в Слободе — 6 молебнов, в Дурнихе — 5, в Кулакове — 7, в Чулкове — 2, народу за молебнами было очень много.
20 апреля 1925 года. Неделя Жен-Мироносиц. Служил архимандрит бронницкий отец Иоанн, отец С. Сунгуров и нас двое, протодиакон Туриков и наш. Народу за обедней было так много, как никогда раньше. Речи говорили: архимандрит и отец Сунгуров… Новосельские встретили икону с крестным ходом, народу было такое множество, какого раньше никогда не бывало. Икону не приносили к нам 7 лет. Народ на торжестве показал, что антирелигиозная пропаганда души его мало коснулась».
В 1926 году принесение Иеросалимской иконы Божией Матери было отмечено архиерейским служением единоверческого епископа Иова (Рогожина) и протодиакона Сергия Турикова. Также торжественно отмечали и Престольный праздник Михаило-Архангельского храма:
«26 апреля 1926 года. Воскресение Фомино, встречали икону Божией Матери из Мячково, в Заозерье ходил полный крестный ход. Народу очень много, несмотря на дождь и холод.
3 мая 1926 года. Неделя Жен-Мироносиц. Служил Иов, епископ Пятигорский, протодиакон Туриков. Народу было очень много за всенощной, обедней и на проводах в Село».
Последний раз Иеросалимскую икону Пресвятой Богородицы разрешили принести из Бронниц в 1927 году.
***
После возвращения храма Архангела Михаила общине верующих в 1989 году традиция ежегодных крестных ходов с Иеросалимской иконой Божией Матери была возрождена. Только теперь, по прошествии многих лет, когда древний образ Иеросалимской Божией Матери больше не пребывает в Бронницах, Крестные ходы посвящены михайлослободской иконе – списку с чудотворного Образа и совершаются в пределах населенных пунктов, исторически приписанных к единоверческому храму Архангела Михаила.
17/30 апреля после совершения Божественной Литургии и последних приготовлений к Крестному ходу, в полдень начался молебен Иеросалимской иконе Божией. Под звон колоколов богомольцы отправились в долгий путь, прославляя Царицу Небесную. После шестой песни канона священноиерей Валерий Булычев читал Акафист Пресвятой Богородицы, а певчие вдохновенно пели окончания кондаков и икосов. Как обычно, совершались остановки на святых источниках в Михайловской Слободе, и священнослужители окропляли верующих водой, освежая их силы для дальнейшего шествия.
Как всегда, по пути Крестного хода в Михайловской Слободе, Кулаково и Чулково было много встречающих местных жителей, желавших поклониться Образу и пройти под Святыней.
Первый молебен был завершен у дома семьи Булычевых в Кулаково, после его окончания неизменный участник Крестных ходов, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал теплые слова всем хранителям древнерусского благочестия и участникам Крестного хода.
С пением молебна Светлому Воскресению Христову богомольцы отправились в дальнейший путь до восточного конца Кулаково и направились к мемориальной часовне в Чулково, где было прочитано Евангелие и далее – вдоль берега Москвы-реки к источнику на Боровском кургане.
Утолив жажду ключевой водой, священнослужители и верующие поднялись на вершину Боровского кургана, где были пропеты стихи псалмов «Хвалите Господа с Небес» и Великое Славословие.
Затем с пением Пасхальных часов участники Крестного хода отправились в обратный путь через деревню Чулково в направлении родного храма. Несмотря на моросящий дождь во второй половине пути и трудное восхождение на гору, все богомольцы испытывали духовную радость и вдохновение от участия в этом незабываемом событии.
После возвращения в храм, в конце богослужения, настоятель Михаило-Архангельского храма священноархимандрит Иринарх вознес молитву Пресвятой Богородице, а затем после исходных поклонов в проникновенном слове поведал верующим о том, как 34 года назад была возрождена традиция Крестных ходов, посвященных Иеросалимской иконе Божией Матери.
По материалам сайта единоверческого храма Архангела Михаила.