Митрополит Иларион совершил литургию древнерусским чином в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

21.03.2020

 

15 марта 2020 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма святого апостола Андрея Первозванного г. Ростов-на-Дону иерей Даниил Хохоня, клирик храма святого апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе иерей Максим Атаманов, духовенство единоверческих старообрядных приходов, клирики храма.

В числе молившихся в храме были основной попечитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции В.С. Якунин, помощник В.С. Якунина М.А. Якунин.

За богослужением владыка Иларион совершил хиротесию во чтецов: Михаила Лаврухина, Владимира Иванова и Григория Грибова.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения митрополита Илариона приветствовал протоиерей Иоанн Миролюбов.

Далее владыка Иларион обратился к присутствующим:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн, настоятель этого святого храма,
дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас во второе воскресенье Великого поста, когда мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

Святитель Григорий жил в эпоху, когда в Константинополе спорили о природе Божественного света: что это за свет, который воссиял на горе Преображения и  озарил трех учеников, восшедших на гору вместе со Спасителем? Одни говорили, что это был обычный материальный свет, такой как свет солнца, только, может быть, более яркий. А другие говорили, что это был свет нематериальный, духовный, в котором пребывает Само Божество.

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот  свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер.

И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное.

Церковь не случайно во вторую неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую неделю мы совершали Торжество Православия — торжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей.

Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через Таинство причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни.

Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно – с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

Я хотел бы пожелать, чтобы здесь, в этом центре древнерусской богослужебной традиции, всегда присутствовала благодать Божия и всегда активно развивалась церковная жизнь. Сюда приходят люди, чтобы приобщиться к древнему благочестию, и хотелось бы, чтобы этот духовно-культурный центр предоставлял возможности для всех желающих изучать знаменное пение, славянский язык, древнерусскую богослужебную традицию, приобщаться к тому духовному наследию, которое мы получили от наших предков. Надеюсь, что этот духовно-культурный центр станет местом, откуда любовь к древнему благочестию будет распространяться по просторам нашей Святой Руси.

Желаю успехов и помощи Божией Вам, дорогой отец Иоанн, всем Вашим соработникам, трем чтецам, которые сегодня получили хиротесию и благословение на труды в этом святом храме.

Пусть Господь всех нас хранит на многая и благая лета».

Затем владыка Иларион вручил сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации «Церковное чтение и знаменное пение в древнерусской традиции».

Источник - Служба коммуникации ОВЦС

Фото - Служба коммуникации ОВЦС

Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.