Историки из Уральского федерального университета провели анализ исторической динамики единоверческого священства и описали его региональные особенности. Результаты исследования опубликованы в The Journal of Ecclesiastical History.
«Единоверие зародилось еще во второй половине XVIII века. Это была попытка государства и Русской православной церкви преодолеть последствия Раскола между официальной церковью и старообрядцами, которые были преданы анафеме в ходе реформ патриарха Никона во второй половине XVII века», — рассказывает один из исследователей, директор департамента «Исторический факультет» УрФУ Александр Палкин.
Официально единоверие было утверждено в 1800 году. Старообрядцам, которые перешли в единоверие, разрешалось проводить церковные службы по старому обряду, но под юрисдикцией и контролем Святейшего Синода. Но единоверие не было компромиссом между старообрядцами и иерархами РПЦ. Его цель заключалась не в признании равенства двух религиозных течений, а в постепенном включении первых в структуру РПЦ, чтобы в конце концов полностью обратить их в православных. Поэтому вступившим в единоверие запрещалось выходить обратно в старообрядчество.
В таком смысле единоверие было маргинальным движением на границе старообрядчества и православия. К единоверцам одинаково подозрительно относились как староверы, видевшие в них предателей веры, так и православные, считавшие их «полураскольниками».
Даже перейдя в единоверие, то есть подчинившись РПЦ, «православные старообрядцы», как их называли, старались остаться автономными и сохранить самоуправление. В разных частях России это происходило по-разному. Так, в некоторых единоверческих приходах Вятской губернии священники совершали лишь часть обрядов, к примеру венчание. В то время как крещение и отпевание продолжали совершать старшие по возрасту члены общин. В крупных городах общинами руководили по большей части наиболее состоятельные и влиятельные купцы, которые сами избирали священников, фактически нанимая их для обслуживания общины и сохраняя таким образом старые беглопоповские порядки.
Авторы нового исследования показали, что финансовое положение единоверческих священников сильно отличалось в зависимости от географии и материального положения приходов. Например, в Санкт-Петербурге четыре священника Никольской единоверческой церкви получали огромные суммы — до 28 тыс. рублей в год. В то же время в Шадринском уезде Пермской губернии, то есть в сельской местности, годовое жалование священников составляло лишь 120 рублей. При этом из-за большого расстояния между деревнями в Российской империи священнослужители должны были преодолевать гужевым транспортом огромные расстояния. Например, в отчете единоверческих священников из Нижнего Тагила говорится, что за год они проехали около 6500 км.
«Точно так же единоверческое духовенство различалось по уровню образованности. Немногие могли получить образование в духовных академиях. Большая часть не имела и семинарского образования, а могла обучаться только в церковно-приходских школах и духовных училищах. Хорошо образованные священники единоверческих приходов избегали, так как члены единоверческих общин недолюбливали официальную церковь. С другой стороны, служба в единоверческих приходах считалась тяжелым трудом и могла послужить трамплином для дальнейшего развития карьеры. Поэтому в единоверческие священники шли и сыновья православных священнослужителей, которым не досталось места служения в православном приходе», — подводит итог Александр Палкин.
В XX веке РПЦ признала старый обряд равноспасительным новому. Сегодня в России насчитывается порядка 30 единоверческих приходов. Единоверие по-прежнему позволяет почитателям древнерусской богослужебной традиции приобщаться к ней, оставаясь при этом формально в Русской православной церкви.
Источник:https://indicator.ru/humanitarian-science/osobennosti-edinovercheskogo-…