Краткие тезисы о старом обряде в Русской Православной Церкви, истории и современном положении Единоверия (православного старообрядчества).
Старый обряд – неотъемлемое наследие Русской Православной Церкви.
- Живая связь с ранними эпохами Русского Христианства, Святой Русью.
Радикальный запрет старого обряда в XVII веке не повлёк за собой полного отречения Русской Церкви от святынь прошлого.
- Почитание древнерусских святых, икон и памятников сохранялось и сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.
ХХ век был отмечен серьёзными исследованиями и переосмыслением древнерусского церковного искусства.
- Как результат, тенденция возврата Русского Православия от светского художественного стиля к более каноничным принципам. Прежде всего в храмовой архитектуре и иконописи.
Реабилитация древнерусского церковного искусства не затронула, однако, ни область богослужебного устава, ни область певческих традиций (знаменного распева).
- Хотя данные дисциплины представляют собой богатейший пласт русской литургической культуры. Сегодня они полноценно сохраняются лишь в старообрядческой среде и православном старообрядчестве (Единоверии).
Вопреки стереотипам, с момента раскола старый обряд продолжал своё бытование внутри Русской Церкви на протяжении столетий.
- Сохранялась как стихийная инерция старого обряда («полураскол», «сочувствие расколу», «криптостарообрядчество»), так и случаи локального союза Церкви со староверием. Например, поиск священства старообрядцами и встречное со стороны Церкви допущение служб по старому обряду, или же практика церковного окормления старообрядцев). В 1800 году в России было официально утверждено Единоверие, т.е. возможность перехода старообрядцев в лоно Церкви с сохранением ими древнего богослужебного уклада.
Научно и богословски доказанная несправедливость в отношении старого обряда была окончательно исправлена Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, провозгласившим старый и новый обряды равночестными и равноспасительными.
- Русская Церковь, таким образом, безоговорочно утвердила возможность для православных христиан совершать службы по древнему чину (старому обряду).
История Единоверия (православного старообрядчества) сложна и нелинейна.
- Она представляет собой совокупность попыток и способов существования старого обряда в условиях реформированной Церкви на протяжении эпох.
В начале ХХ века православное старообрядчество – уже многочисленное и активное крыло Русской Церкви.
- Оно представлено видными и просвещёнными архиереями, чей авторитет выходил за рамки непосредственно Единоверия: епископы Симон (Шлеёв), Андрей (Ухтомский), Никанор (Кудрявцев).
Пережив упадок в советские годы, современное Единоверие возродилось как консервативная ветвь Церкви.
- Единоверие сегодня открыто каждому, кто чувствует интерес к древней эстетике и потребность соединить свою молитву с исконными и строго каноничными формами Русского Православия, вековыми традициями благочестия.
Современное Единоверие – заведомый и, пожалуй, самый глубокий противовес модернистским инициативам внутри Церкви.
- В отличие от старообрядческих согласий, разрозненных и сфокусированных на собственной специфике, современное Единоверие приемлет и оперирует значительной полнотой всего древлеправославного наследия, включая и то, что становится доступным благодаря достижениям современной научной медиевистики.
Старый обряд – уникальный православный кодекс.
- Преемство от Византии и собственный эволюционный путь сложили к середине XVII века старорусский православный обряд как цельную самостоятельную систему. В эпоху же раскола процесс обособления и самосохранения старого обряда происходит целостно, т.е. всем комплексом вековых практик и традиций.
Единоверие как одна из основ Русской идеи.
- Несмотря на то, что сегодня всё ещё неизжитый старообрядческий раскол Русской Церкви ощущается менее явно, чем в предыдущие эпохи, Единоверие по-прежнему несёт в себе образ единого Русского Православия, единства Русской Церкви и единства православных людей России.
Пути Церкви.
- В своём земном измерении Русская Церковь неотделима ни от общего хода мировой истории, ни от воздействия человеческих страстей, нестроений, разделений. Но как живая душа, просвещенная Святым Крещением и сопричастная небесному Вседержителю, она продолжает нести свой крест силою пребывающей в ней Благодати. История и трагедия раскола – один из сложнейших путей Русской Церкви и урок всему русскому религиозному самосознанию. Но что такое пусть даже и несколько столетий земных перипетий для небесного – вневременного – измерения Церкви?.. Ведь как человеку даётся вся жизнь на покаяние и исправление, так и живому организму Церкви «до скончания века» отмерян срок в том числе и на уврачевание собственных ран и несовершенств. В острые периоды раздора и сама правда может подчас показаться расколотой на части. И лишь по прошествии времени благодаря усилию духа, должному разумению и соответствующему на то Высшему Произволению становится возможным благое воссоединение правды в своё первоначальное единое целое.
Церковное единство.
- Важнейший атрибут дораскольной Церкви и Святой Руси.
Возврат к единству – миссия в пространстве Русской Православной Церкви, которая:
- сохранила апостольское преемство;
- признаёт спасительность старого обряда;
- обладает опытом преодоления кризисов и разделений, чудесного выживания и возрождения в критические моменты истории;
- обладает потенциалом для бережного принятия в своё лоно различных обрядовых форм на основе единой православной догматики.
Вопреки благим чаяниям единоверцев, полное и повсеместное возвращение Русской Церкви к старому обряду в настоящее время едва ли возможно.
- Современные вызовы гораздо шире привычной дихотомии «новый обряд – старый обряд». Сегодня Русская Православная Церковь всё более вырисовывается как спасительный ковчег и пристанище для христиан-традиционалистов всего мира. Эта открытость потребует от Церкви чуткого отношения к различным религиозным традициям тех, кто однажды постучится в её двери, равно как и более внимательного отношения к своему собственному – «предлагаемому» – богослужебному стилю.
Дораскольно-старообрядческая эстетика, декларируемая как нечто сугубо русское, уходит своими корнями в древнейшие традиции мирового Христианства.
- Этим она отличается от более поздних переложений западного обмирщённого искусства на русскую церковную почву, получивших при этом широкое распространение и даже приоритет.
Аутентичность, цельность и стилистическая выверенность на основе православного канона – вот что характерно для старого обряда.
- Неслучайно, многие единоверческие и старообрядческие храмы отличаются особенной концентрацией этого номинально русского стиля, который, однако, преодолевает в себе национально-временные черты и выходит на некий все-православный уровень. Сохранившаяся сквозь века древняя богослужебная практика и соответствующее ей внешнее убранство создают непрерывную связь времён, созвучную с Вечностью.