16 июня сего года исполняется 105 лет со дня хиротонии первого единоверческого епископа, священномученика Симона (Шлеева). Кроме того, в этом году столь почтенными датами отмечены и годовщины епископских хиротоний других архиереев православных старообрядцев Московской Патриархии: 105 лет - епископа Амвросия (Сосновцева), 103 года – епископа Иова (Рогожина), 101 год – епископа Петра (Гасилова), 98 лет – епископа Руфина (Брехова) 97 лет - епископа Вассиана (Веретенникова). Особо стоит вспомнить и 35-летие хиротонии приснопоминаемого владыки Даниила (Александрова), епископа РПЦЗ, окормлявшего единоверцев русского зарубежья.
НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ
Неоднократно за последние годы поднимался вопрос поставления единоверческого епископа для единоверцев Московского Патриархата. Если «зарубежникам» возможен всего один архиерей ради одного (!) прихода, по какой причине того же не заслуживают более сорока общин на пространстве России и стран бывшего СССР? В чем здесь корень проблемы? Немало сказано за последние годы и о том, насколько важно сохранять Единоверие, какие проблемы оно испытывает, и как их возможно решить. Но почему бы не попытаться решить проблемы этих самых единоверцев на основании уже испытанных временем принципов? 150 лет после раскола старообрядцы потратили на поиск решения по примирению с Русской Церковью; еще век с лишним ушло на борьбу за свои права уже в лоне Русской Церкви; наконец, первоначальные правила митрополита Платона (Левшина) были пересмотрены, а единоверцы получили одного за другим своих единомысленных епископов.
СПАСЕНИЕ С ЗАПАДА
Сегодня не требуется поставления нового архиерея. Стоит помнить, что он уже существует в Русской Церкви, а именно в ее части, именуемой РПЦЗ. Для того количества приходов, что существуют сегодня в мире, достаточен и один епископ. И это владыка Южноамериканский и Каракасский Иоанн. Сегодня он самоотверженно исполняет пастырский долг в Южной Америке, не забывая об окормляемых им единоверцах Пенсильвании, охраняя “сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви” (Патриарх Алексий II). Как представляется, с учетом существующего не первый год запроса среди общин единоверцев России, владыка Иоанн мог бы на основании призыва своих верных чад, с милостивейшего решения Священного Синода прибыть в Первопрестольную Москву для того, чтобы возглавить созданную кафедру единоверцев, приходы которых сегодня существуют на двух полушариях.
МОСКВА ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ
В прошлом одним из вопросов, который считался краеугольным камнем, была проблема обеспечения епископа. Правда, странно было слышать такую постановку вопроса о епископе древлеправославного благочестия, аскете и бессребренике по самой природе своего названия. Что касается места его пребывания, жизнь стремительно движется вперед. Если в прошлом подчас подмосковная Михайловская Слобода называлась таковым, то сегодня вполне можно говорить о самой Белокаменной, а именно, Патриаршем Центре древнерусской богослужебной традиции, расположенном при величественном храме XVI века Покрова в Рубцове. Епископ со всем аппаратом мог бы поселиться в замечательном трехэтажном доме причта, отреставрированном трудами отца настоятеля и ктиторов прихода в формате “ол-инклюзив”. Москва удобна для жизни владыки с административной точки зрения и более плотной работы с органами управления Русской Православной Церкви. Безусловно, владыка сам может выбирать место своего пребывания. Вместе с тем, единоверческий епископ мог бы войти в Комиссию по делам старообрядных приходов в качестве постоянного члена, секретаря и даже заместителя председателя, которым бессменно является руководитель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Не будет ли это точным выражением чаяний самого священномученика Симона: "единоверцы — те же православные и имеют право не выделяться в полуцерковь, а имеют все основания быть в той же Церкви, в коей и православные, быть притом с епископом единомысленным с ними и в обрядах"? Уверен: укрепив единоверие изнутри, создав крепкую спайку между священноначалием и мирянами-единоверцами, Покровский храм уже не будет всего-лишь старообрядным приходом, а станет главным сосредоточием строгого следования уставу, протяжного молитвенного пения, чтения, а главное - “флагманом” популяризации старого обряда среди братьев по вере в Русской Православной Церкви.
Мы обращаемся к Вам, дорогой владыка Иоанн с прошением рассмотреть данную возможность об окормлении единоверцев мира Вашей заботой и заступлением.
Василий Клинцов