101 год назад, 9 марта 1913 года Антиохийский Патриарх Григорий IV совершил Божественную литургию в Никольской единоверческой церкви, что на Николаевской улице Санкт-Петербурга. Этому событию была посвящена статья священника Симеона Шлеева в "Прибавлениях к Церковным ведомостям" №11 за 1913 год. В ней будущий единоверческий святитель подробно описал служение Святейшего Григория древнерусским чином в Никольской церкви и его визит в Братское единоверческое реальное училище.
На память сорока мученик, в Севастии пострадавших, 9 марта сего года в Никольской единоверческой церкви города Санкт-Петербурга Божественную литургию совершал Его Блаженство, Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV. Богослужение отличалось высокою торжественностью. Незаурядность службы сказывалась во всем, начиная с самого украшения храма. Храм был украшен пихтой, гирлянды зелени переплетали колоннаду храмовых портиков. Посредине церкви высился архиерейский помост с особым возвышением в центре для патриарха. Пред местными иконами стояли новые пудовые свечи, пол храма был покрыт новыми коврами. Патриарх Григорий IV прибыл к литургии около 9 часов утра, будучи встречен местными церковным старостой князем А. Ухтомским и попечителями, проследовал в преднесении восьмиконечного креста в храм, где ожидал его сонм духовенства. По православно-старообрядческому обычаю Его Блаженство положил пред богослужением «семипоклонный начал». В служении литургии во главе с Патриархом приняли участие: архиепископ Волынский Антоний и епископ Гдовский Вениамин, а также настоятель Московского Антиохийского подворья архимандрит Антоний, прибывший с патриархом Экзарх Ливана протоиерей Николай, представители всего столичного единоверческого духовенства, настоятель храма о. Симеон Шлеев и прочие священнослужители. Пели три хора: мужской в длинных черных кафтанах, смешанный из любителей и училищный, состоявший из учеников местного реального училища.
Патриарх двуперстно молился, двуперстно одной рукой благословлял и трижды по древнецерковному обычаю произносил «Господи, Господи, призри с небесе» (пред чтением апостола, во время сугубой ектении и после Херувимской песни). Во время сугубой ектении, после прошения за Государя, Патриарх, сопровождаемый епископами, выходил на солею. Имея на правой руке персты сложенными двуперстно и держа в левой дикирий, блаженнейший троекратно возгласил «Господи, спаси Царя и услыши ны в онь же день, аще призовем Тя»…
Слова: «Милостию и щедротами Единородного Сына Твоего… Приимите ядите…» Патриархом произносились на славянском языке. В конце литургии Патриарх говорил проповедь по старому обычаю не с амвона, а посередине церкви, сидя на кафедре; в своем слове, сказанном по-арабски и переведенном тут же на русский язык, Его Блаженство призывал всех к единению во Христе Спасителе Господе нашем.
Среди присутствующих в храме были Обер-Прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, Товарищ Министра Народного Просвещения В.Т. Шевяков, титулярный советник А.Н. Столпаков, граф Н.Ф. Гейден, действительный статский советник А.А. Папков, почетные прихожане во главе с церковным старостой князем-профессором А.А. Ухтомским. Молящихся было такое множество, что они занимали все три этажа храма. Народ стоял густой стеной и кругом храма, по улицам, прилегающим к храму, восторженно приветствовал он Патриарха, когда Блаженнейший проследовал после литургии в находящееся близ церкви реальное единоверческое училище. В реальном училище Патриарх обратился с речью к учащимся, которые неоднократно пели его блаженству демественным напевом: «Ис полла эти Деспота». Здесь же в зале училища Патриарху предложена была строго постная трапеза. Первую здравицу предложил Блаженнейший за Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, имя коего носит училище (единоверческому реальному училищу в октябре 1912 года было присвоено имя Наследника Цесаревича). В беседе с присутствовавшими Его Блаженство высказал, что у единоверцев, в их храмах, он нашел многое, напоминающее седую церковную старину IV века. По окончании трапезы Патриарх посетил квартиру настоятеля храма отца Симеона Шлеева.
Значение описанного патриаршего служения велико. Это богослужение знаменательно тем, что во время совершения его Антиохийский Патриарх исполнял старые обряды и старые обычаи, показав тем, что делу спасения не вредит разность тех и других. Правда, Антиохийский Патриарх Макарий в 1667 году запрещал употребление старых обрядов, находя их неправославными за раздорническое направление некоторых держателей их. Собор 1667 года, имея во главе Макария Антиохийского, верно, с клятвой запретил ввиду церковного раздора держание старых обычаев, но пришло время, когда преемник названного Патриарха Блаженнейший Патриарх Григорий IV сам двуперстно молился и благословлял! Его Блаженство своим служением у единоверцев сделал то, чего не могут сделать целые тома сочинений. Своим служением он признал равночестность старого и нового обряда. Своим служением Патриарх показал, что клятвы Московских соборов не касаются единоверцев. Своим служением Блаженнейший Григорий IV засвидетельствовал спасительность единоверия и тщетность раздорных людей унизить его.
Священник Симеон Шлеев
Источник: телеграм-канал единоверческого храма Архангела Михаила