Святой и великий пяток

В пятницу Страстной Седьмицы православные старообрядцы совершают память Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Исуса Христа. Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы — так называемая утреня Двенадцати Евангелий. Это одна из самых длинных и красивых служб в году, на ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб. В этот день принято печь куличи, убирать жилище и красить яйца. Отдохнув от молитвенных трудов, внемлем слову преподобного Феодора Студита в этот особый день.

 

Поучение 68. Во святый и великий пяток. О страшных страстях Господа нашего Исуса Христа.

Братия и Отцы! Всегда и во всякое время святые страдания Господа нашего Исуса Христа, когда придут на память благоговейного человека, производят в нем умиление и слезы, и приводят душу в великое смирение. Особенно же они могут произвести сие ныне в эти святые дни, когда все это совершилось. Что же такое? Совет, составленный о убиении Его; связание, когда взяли Его и связали, и когда влекли Его на суд, как преступника; предстояние на суде пред Пилатом; истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе, и чрез всю ночь заушения, оплевания, поношения, поругания, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, вкушение желчи и оцта, прободение ребра, и прочие, вместе с сим просиявшее и воссиявшее, чего весь мир не может вместит, и чего изрещи никто не может, как должно, не только язык человеческий, но и всех Ангелов.

Вникнем, братия, и рассмотрим величие этой неизреченной тайны. Тот, Кто объявляет советы сердечные, и от Кого не таится ни одна мысль, ни помысл человеческий, против Того составляют совет умертвить Его. Тот, Кто содержит и управляет весь мир повелением Своим и силою Своею Божественною, Тот предается в руки грешных человеков. Тот, Кто повелевает облакам дождить на землю, Того влекут связанным на суд. Тот, «Кто измери... небо пядию и всю землю горстию? Кто постави горы в мериле и холми в весе?» (Ис. 40, 12), заушается от раба. Кто украсил землю цветами и произрастениями и всякого рода деревьями и травами, Того главу увенчали ныне терновым венцем. Кто насадил в раю древо жизни, Того облекли в червленую одежду и повесили Его ныне на древе казни. Какое великое и вышеестественное зрелище! Увидело сие солнце, и сокрыло свои лучи; увидела луна, и помрачилась; ощутила земля, и от страха своего вся затрепетала и поколебалась; увидели камни, и распались; весь мир смутился, и все творения пришли в смятение от страданий Творца Своего.

Что же мы, братия? Если бездушные и бесчувственные стихии, как бы одушевленные и живые, ужасались и изменили чин свой от страха Господня и от видения бывшего: то мы, люди разумные и получившие от Бога столько благодеяний, за которых Христос умер, не умилимся ли и не восплачем ли в сии дни? Не были ли бы мы бессловеснее и неразумнее бессловесных животных и бесчувственнее самых камней? Нет, братия, нет. Напротив, мы со страхом и трепетом будем воспевать и прославлять Божественные страсти Спасителя Христа Бога нашего, изменяясь добрым изменением, и сораспинаясь с нашим Владыкою, то повиновением и отсечением своей воли, то удалением плотских наслаждений и худых пожеланий. Для сего посмотрим, сколь многое понуждает и побуждает нас к любви Божией. Ибо кто из нас по любви к другу своему ввержен был в темницу, или захотел умереть за возлюбленного своего? Но благий наш Бог не одну или две, но многие и бесчисленные страсти изволил претерпеть ради нас, осужденных. Помышляя это, блаженный Павел истинно сказал: «известихся... яко ни самая смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы всех Ангел, ни настоящего времени дела, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Исусе» (Рим. 8, 38, 39). Ибо такую любовь к нам Бог показал, «яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3, 16). Посему и святые желали принести некое воздаяние Богу за столь великую любовь, которую Он имеет к нам; а так как они не имели что принести, то одни принесли кровь свою, т. е. мученики; другие изнурили и иссушили тело свое постом и иными подвижническими трудами, т. е. преподобные и праведные; а иные роздали имение свое в милостыню, воспевая с Божественном Давидом: «что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам?» (Пс.115, 3). Будем и мы, братия, всегда повторять сии слова, служа Ему с ненасытною любовию и желанием души нашей, повседневно прилагая тщание и усердие в делах нашего спасения, дабы нам со Святыми соделаться наследниками вечных благ, о Христе Исусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

26.04.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.