Святитель Иларион Суздальский – предтеча Единоверия

27 декабря исполняется 317 лет со дня кончины святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, чья жизнь и подвиги навсегда оставили след в истории Русской Православной Церкви. Его жизненный путь – от одаренного мальчика до митрополита – наполнен примерами глубокого смирения, мужества и любви к Богу и ближним. В статье освещаются основные этапы его служения, чудеса и духовное наследие, оставленное им потомкам.

27-го декабря сего года исполняется 317 лет со дня кончины святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского. Святитель Иларион, в миру Иоанн, родился 13 ноября 1631 года в семье нижегородского священника Зачатиевского монастыря Анании и его жены Мелании. Отец Иоанна славился глубоким бла­гочестием и начитанностью. Имя его нередко встречается в исторических сочинениях, повествующих об истории Русской Православной церкви первой половины ХVII столетия. Так, С.А.Зеньковский в книге «Русское старообрядчество» писал о нем: «Анания был как бы прообразом будущих оптинских старцев, и к нему приходило очень много людей за духовной помощью и советами». К числу учеников Анании относят и будущего патриарха Никона, протопопа Иоанна Неронова, епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума Петрова. Но, конечно, самым любимым и благодарным его учеником был его сын Иоанн. Он начал учить сына грамоте в трехлетнем возрасте. Господь даровал Иоанну особенные способности: к четырем годам он уже мог читать Псалтирь и другие книги Священного Писания. В пять лет Иоанн читал в церкви и был канонархом. После смерти супруги отец его Анания оставил паству, дом оста­вил на попечение старшим сыновьям, а сам удалился в Спасо-Преображенский монастырь вместе с малолетним сыном Иоанном. В 1652 году он был одним из трех кандидатов на патриарший престол, изби­раемых вместе с будущим патри­архом Никоном.

Господь даровал Иоанну особенные способности: к четырем годам он уже мог читать Псалтирь и другие книги Священного Писания. В пять лет Иоанн читал в церкви и был канонархом.

В безмолвии монастыря, церковных службах, молитве и посте протекало детство будущего святителя. Братья не сочувствовали аскетическому настроению юноши и уговорили Иоанна жениться на Ксении, дочери священника. Ее брат Павел, будущий епископ Коломенский, подвизался в то время в Троицкой Балахнинской Пафнутьевой пустыни. Брак Иоанна был счаст­ливым, но не продолжительным: через полтора года жена его умерла. Это послу­жило указанием Иоанну вернуться на иноческий путь. В этом наме­рении утвер­дил Иоанна его отец — тогда уже иеромонах Антоний. «Не ищи себе покоя на земле, ни богатства, ни славы», — говорил старец Антоний своему сыну перед кончиной.

Не сразу Иоанн выбрал место для иноческой жизни. При посещении Флорищевой пустыни, где жили всего четыре человека, он дал обет поселиться в ней. Основатель пустыни схимонах Мефодий предсказал, что Иоанн создаст здесь обитель. Место это находилось в девственном лесу на Флорищевой горе, недалеко от местечка Гороховца.

Родные, узнав о намерении Иоанна, стали отговаривать его от иночества. Тот стал колебаться и почти согласился вступить вторично в брак, но неожи­данно ослеп. Так повторялось трижды: как только Иоанн хотел нарушить свой обет, Господь наказывал его слепотою. В удрученном состоянии он отпра­вился в Троице-Сергиеву обитель, где со слезами молился у мощей преподобного Сергия о своем исцелении. Преподобный Сергий явился ему в видении, приказал идти во Флорищеву пустынь и обещал свою помощь. К Иоанну вернулось зре­ние. Из Свято-Троицкого Сергиева монастыря Иоанн поехал к брату жены, Коломенскому епи­скопу Павлу, который в марте 1653 года рукоположил его во иеродиакона, поручив ему обязанности ризничего, а 11 декабря того же года постриг его в мо­на­шество с именем Иларион. Епископ Павел хотел оставить его у себя, но молодой инок горел желанием вернуться в указанную волей Божией Флорищеву пустынь.

Трогательна была встреча монаха Илариона со старцами, насельниками пустыни. Они во время его отсутствия построили деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Ефрема Сирина. 22 мая 1654 года патриарх Никон по просьбе братии посвятил Илариона в сан иерея, признав его «зело искус­ным в Священном Писании».

Иеромонах Иларион удивлял своими подвигами даже духовно-опытных иноков: ночи он проводил в бдении, полагая по тысячи поклонов, пищу вкушал через день, иногда через два-три дня, в посты же оставался без пищи всю неделю. Свое тело он изнурял тяжелой работой по благоустройству пустыни, а короткий отдых посвящал чтению святых книг.

Во время моровой язвы 1654 года умерли все иноки Флорищевой пустыни, кроме Илариона. Некоторое время он жил один, но затем переселился поближе к селению Афанасьеву. Окрестные жители помогли построить келлию, но так как она была срублена из сырых деревьев, то святой Иларион всю зиму терпел сырость и холод. Весной он возвратился в пустынь вместе с присоединив­шимся к нему для совместных подвигов монахом Ионой. Вскоре собралось до 15 че­ло­век братии. Иноки расчистили дороги, устроили мосты через реки и ручьи, и с тех пор обитель начали посещать богомольцы. Была построена теплая зимняя церковь, так как первая церковь, построенная старцем Мефо­дием, сгорела. Вок­руг новоустроенной обители насельники возвели ограду.

Во время беспрерывного труда по устройству обители священноиноку Ила­риону пришлось пережить тяжелые искушения. При строительстве в обители каменной церкви возникли разногласия между строителями. Святой Иларион скорбел об этом и стал сомневаться в начатом деле. С такими мыслями он однажды уснул в храме после службы. Во сне ему явилась Божия Матерь и ска­зала: «Перенеси Мой образ, называемый Владимирский, из теплой церкви и поставь его в ново­созидаемой каменной — и Я буду тебе там Помощницей». Святой Иларион собрал иноков. Под торжественный звон колокола и молебное пение они принесли икону Богоматери в строившуюся церковь и поставили среди лесов. С тех пор дело пошло успешно. Когда строители ночью отдыхали, иноки помогали в стро­ительстве: они носили кирпичи, песок, тесали доски. Святой хотел сделать икону местной и освятить в честь ее храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Однажды во время вечернего иноческого правила, которое игумен Иларион совершал вдвоем с иеродиаконом, в церковь ворвались грабители. Они убили иеродиакона, а игумена начали жечь огнем, требуя денег. Они не верили, что в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к чу­до­­творной иконе и сказал: «О, Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня не достанет сил всегда прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойникам послышались крики лю­дей, искавших их, и они в страхе разбежались.

Однажды св. Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я про­слав­лю тебя по всей земле». Он затрепетал и, пройдя в преддверье, не нашел там нико­го из людей; в притворе была только Владимирская икона Божией Матери. Подвиж­ник со слезами пал перед образом на колени и исповедал свое недостоинство.

Однажды св. Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я про­слав­лю тебя по всей земле»

В неурожайные годы в обители не хватало хлеба, и братия роптали, что св. Иларион и в это время не отказывал в пропитании странникам и бо­го­мольцам. Но игумен надеялся на помощь Божию и действительно получал ее: когда иссе­кали последние запасы, благотворители привозили в оби­тель хлеб.

Кроме внешних искушений, святому Илариону пришлось перенести и тя­желую внутреннюю брань. Три года помыслы сладострастия и уныния одолевали подвижника. Царица Небесная и святые угодники и в этой брани поддерживали святого. Так, когда под влиянием нечистых помыслов в сновидениях он решил не служить Божественных литургий, святитель Николай явился ему во сне и пове­лел, не смущаясь видениями духа злобы, ежедневно совершать литургию. Когда же ни строжайший пост, ни тяжелый труд не избавили святого от этих помыслов, так что он впал в уныние, во сне явилась ему Пречистая Дева и укре­пила его.

Но самое тяжкое испытание было связано с событием, которое едва не от­да­лило игумена Илариона от Православной Церкви. В начале пятидесятых годов XVI века под руководством патриарха Никона в Русской Церкви началось исправление богослужебных книг и обрядов по образцу Греко-Восточной Церкви. Были напечатаны и разосланы по всем храмам и монастырям новые Служебники. Одним из наиболее авторитетных противников реформы являлся покровитель Илариона епископ Павел Коломенский, за что был подвергнут Никоном серьезным гонениям: был низложен, лишен кафедры и отправлен в ссылку.С одной стороны — сомнение в правильности исправленных книг, а с другой — нежелание ослушаться патриарха с одинаковой силой терзали душу святого Илариона. Он наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Молитва святого была услышана. Однажды во время служения литургии по новому, исправленному служебнику, случилось чудо, о котором в житии преподобного повествуется так: «И егда отслужил святую литургию и потир губкою отер досуха, зрит паки в потире кровь быти, выступила же та кровь и на внешнюю сторону потира. Преподобный, мнев, яко губу повредил есть, начат опасно отиратися, обаче ничтоже на своей губе обрете. И абие бысть глас к нему глаголяй: елика обретеся крови внутрь чаши, толико и на внешней стороне чаши; тако разумей и о исправлении книжном и о прочем; обаче новоисправленная служба ни чим меньше первая». (Тем самым это откровение предвосхитило решение Собора 1971 года о равночестности и равноспасительности старого и нового обрядов. – В.Е.) С этой минуты все сомнения Илариона исчезли и он спокойно служил по новым книгам, а отношение к единоверцам, придерживающимся старых богослужебных обрядов и книг, было также спокойным и ровным: он уже знал, что благодать Божия изливается одинаково и на тех, и на других.

В обители игумен Иларион ввел строгий устав: все было общее, трапеза сов­мест­ная, кроме больных и немощных все трудились на монастырских послу­ша­ниях. Впоследствии, уже став митрополитом, он в 1694 году отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: «При мне грешном никто своего не имел, но все полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех, которые при мне грешном хотели то общежительство разрушать». Во вре­мя богослужения иноки стояли так тихо, что казалось, в церкви никого нет.

За праведную жизнь, кротость и смирение Господь прославил преподобного Илариона даром прозорливости и дал власть над нечистыми духами.

Монастырь святого Илариона привлекал многочисленных богомольцев.
Его посещал царь Феодор Алексеевич, полюбивший душеспасительные беседы с игуменом Иларионом. Он подарил обители несколько икон письма Симона Ушако­ва, родственника святого Илариона.

11 декабря 1682 года святой Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского и вскоре возведен в сан митрополита. В Суздальской епархии святитель Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор. Богослужение при святителе Иларионе получило особую торжественность. Он учредил крестные ходы и устроил для них особые иконы и большие фонари, которые и ныне употребляются во время крестных ходов. Святитель Иларион часто говорил проповеди и поучал приходивших к нему за наставлениями. Особенную заботу он проявлял о вдовах и сиротах, а также благотворил бедным, кормил нищих и убогих. О нестяжательности святителя свидетельствовало то, что после смерти у него нашли всего три полушки денег.

25 лет управлял святитель Иларион Суздальской епархией. 18 сентября 1698 года, по благословению патриарха Адриана (1690—1700), митрополит Иларион открыл святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской (+ 1250; память 25 сентября/8 октября). Незадолго до смерти от многих слез он лишился зрения, но не прекратил служение.

Святитель Иларион скончался 14 декабря 1707 года и был погребен в суздаль­ском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У гробницы святителя Илариона совершались чудеса и многие исцеления; до тридцати из них засвиде­тельствованы в древнем житии святителя. Житие митрополита Илариона состав­лено его учениками, оно было впервые издано в 1868 году.

Тропарь святителю Илариону, митрополиту Суздальскому

Глас 5

Воспойте убо, вси людие,/ в Триех Ипостасех Единаго Бога,/ на Небесех непостижно пребывающаго,/ мановением же всяческая управляющаго,/ на землю же щедротно призирающаго,/ в пустынном же пребывающаго противу невидимых врагов,/ угодника Своего преподобнаго Илариона укрепльшаго,// того молитвами, Боже, помилуй и спаси нас.


По материалам сайта Свято-Успенской Флорищевой пустыни.

Составитель: протоиерей Владимир Елисеев.

24.12.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.