О незаслуженно забытом имени

С прошествием времени в памяти человеческой остается все меньше и меньше, иные имена забываются вовсе. Это явление встречается всюду, однако в Единоверии, при его малочисленности и крайне малой преемственности от Единоверия дореволюционного, забвение куда более опасно для грядущих поколений. Остаются в памяти деятели либо великие, либо одиозные – простым труженикам история чаще всего отказывает в приличествующем им месте, и только несколько строк в профильных энциклопедиях порой могут поведать о жизни и трудах человека, пусть и не входящего в когорту великих, но, вне всякого сомнения, трудолюбивого и незаурядного. Речь пойдет о священноиерее Константине Ефимовиче Голубове (Голубеве).

Родился он в 1842 году в старообрядческой семье в местности ныне неизвестной, находящейся в Режицком уезде Витебской губернии. С трёхлетнего возраста он воспитывался под опекой матери, которая сперва переехала с ним в Вильно, а около 1856 года — в Восточную Пруссию, куда старообрядцы, спасаясь от гонений, селились с 30-х гг. XIX столетия. Воспитывался в Свято-Троицком Войновском старообрядческом монастыре федосеевского согласия в деревне Войново Мазурского приозерья, в дальнейшем учился типографскому делу в Иоганнисбурге (ныне г. Пиш, Польша), где с 1860 года принимал участие в печати старообрядческих книг. Во время обучения сближается с о. Павлом Ледневым, впоследствии известным как Павел Прусский, бывшим в то время настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Около 1856 года о. Павел изменил свое отношение к федосеевским воззрениям на брак (а именно, отрицание оного) и стал допускать т.н. новожёнов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 году в Москву на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.

​Свято-Троицкий монастырь федосеевцев в Войново

В 1861 году о. Павел установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживлённой религиозной полемики. Поэтому в 1859 году мазурские старообрядцы разделились на две части: одни — во главе с о. Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новожёнам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твёрдо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону Алексея Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом, в связи с чем было задумано печатное издание для полемики с федосеевцами, отрицающими брак. Сначала издание выходило в качестве отдельных листков, а в дальнейшем, с января 1863 года, было оформлено как газета «Истина». Работу над изданием о. Павел поручил своему ученику Константину Голубову. Первый номер «Истины» был напечатан в типографии издательства А. Гонсеровского в Иоганнисбурге. Женившись на дочери состоятельного старообрядца, Голубов купил типографию Гонсеровского, после чего она стала называться «Типография Г[олубо]ва, в Ио[ганнисбу]рге», а с 1867 года — «Славянская типография». Голубов трудился в ней наборщиком, печатником, корректором, был автором ряда публикаций в самой «Истине». В 1863-1865 гг. в Иоганнисбурге было напечатано 5 номеров газеты (№ 1, 2 – янв., июль 1863, № 3 – апр. 1864, № 4, 5 – март, дек. 1865). В 1866 году издание было преобразовано в журнал, в 1867-1868 гг. было издано 4 номера журнала, а также 19 книг и брошюр, которые, несмотря на неизбежные трудности, связанные с контрабандой в Россию запрещенных там старообрядческих книг, имели большой спрос.

Один из выпусков журнала "Истина"

Одновременно с полемикой на тему законного брака и безбрачия, которую Голубов вел с беспоповцами федосеевского согласия, он также полемизировал и с поповцами, в частности, выступал против белокриницкой иерархии. После долгой полемики о. Павел Прусский решил перейти в Единоверие и в начале 1867 года навсегда покидает Войново. Его примеру последовал и его верный ученик Константин Голубов, также перешедший в Единоверие, понимая, что оставаться во враждебной среде было более невозможно. Он приложил немало усилий, чтобы ему дозволили не только переселиться в Россию самому, но и привезти с собой типографию, дабы с ее помощью склонять старообрядцев к соединению с Церковью. Получение этого разрешения, а также дозволения привезти с собой обширную библиотеку старообрядческих книг, запрещенных к ввозу в Россию, затянулось. 28 марта 1868 года Голубов с семьей поселился в Пскове, 1 июля приобрел в городской управе билет на торговое и промышленное заведение, а 13 июля ему было разрешено использовать печатный станок типографии губернского правления под контролем назначенных Псковской консисторией надзирателей: протоиерея кафедрального Троицкого собора Михаила Кунинского и священника мужской гимназии Григория Тарасова.

Архимандрит Павел Прусский (Леднев)
Обер-прокурор К.П. Победоносцев

Павлом Прусским и Константином Голубовым, старообрядцами, присоединившимися к Единоверию, заинтересовался Ф.М. Достоевский, который считал их, обретших после духовных блужданий родную «почву» и веру, истинными «новыми людьми», в противоположность носившим это наименование деятелям из революционно-демократической среды. Имена Павла Прусского и его ученика фигурируют в неосуществленном проекте эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869), а также упоминаются в подготовительных материалах к роману «Бесы».

В Пскове Голубов в первую очередь возобновил издание «Истины». С 1868 года журнал издавался шесть раз в год, с 1887 – одним выпуском в год, озаглавленным «Миссионерские статьи под названием “Истина”» (вышло два выпуска: в 1887 и 1889 гг.). Материалы в большей части выпусков журнала были сгруппированы в четырех разделах: «Статьи общие, обличающие раскол», «Статьи, обличающие безверие», «Статьи, обличающие беспоповщину», «Статьи, обличающие поповщину». В издании освещался широкий круг вопросов жизни старообрядцев разных согласий, публиковались полемические беседы, старообрядческие сочинения, сведения о расколе. Усилия издателя не прошли мимо властей: Высочайшим указом от 16 октября 1869 года предписывалось рассылать журнал через благочинных причтам старообрядческих храмов, а указом от 17 сентября 1870 года признавалось полезным распространять «Истину» в духовных академиях и в семинариях, «особенно в миссионерских классах». В 1879 году Синод назначил на издание «Истины» ежегодное пособие в 500 р., что было немалым подспорьем в нелегкой издательской работе.

Профессор Н.И. Субботин

В марте 1870 года Псковский епископ Павел (Доброхотов) рукоположил Голубова во священноиерея к единоверческой Троицко-Никольской церкви, назначив его вскоре епархиальным миссионером и благочинным единоверческих церквей епархии. Впоследствии о. Константин был избран гласным городской думы и уездного земского собрания. В 1871 году о. Голубов для издания «Истины» приобрел скоропечатную машину и перевел типографию из присутственных мест в здание при Троицко-Никольской церкви.

Со временем миссионерские труды о. Константина начали перерастать намеченные ему Синодом обычные рамки, что вызвало противодействие московского Братства св. Петра митрополита, которое также имело целью привлечь старообрядцев к Церкви. Особенно остро это задело секретаря братства – профессора Н. Субботина, который ранее усиленно уговаривал о. Константина к возвращению в пределы Российские. Теперь же он хотел отстранить своего оппонента от издательского дела целиком и полностью. Недоброжелательное отношение Н. Субботина к о. Голубову изрядно портило атмосферу вокруг работы единоверческого издателя. К оценке Субботина присоединился набиравший влияние К.П. Победоносцев, ставший в 1880 году обер-прокурором Синода. В результате, Синод прекратил субсидировать о. Константина и его издательство, отказал в покровительстве, а следом от поддержки о. Голубова отказались и местные церковные власти.

Церковь свт. Николы Чудотворца от Торга (Троице-Никольская, Николы Новоявленного), в которой служил о. Константин (1870–1887 гг.)

В действительности, отрицательное отношение Субботина и Победоносцева к о. Константину, скорее всего, было вызвано причинами идеологического свойства, а именно разным подходом к старообрядчеству. О. Константин считал старообрядчество явлением исключительно религиозным, а старообрядцев — лишь людьми заблуждающимися, которым стремился всячески помочь. Для Субботина же и Победоносцева, напротив, старообрядчество было врагом Православия и государства, орудием в руках антирусских и антиправительственных элементов, которое нельзя было сравнить даже с прочими вероисповеданиями. Разумеется, о. Константину было трудно найти общий язык с людьми такого рода, которых потом перестали поддерживать даже православные ученые и иерархи, и воззрения которых в наши дни могут поддерживать лишь отдельные личности, которые пытаются снискать себе славу в качестве «великих миссионеров», толком не зная ни Православия, ни старообрядчества.

Развалины  единоверческой часовни на Мироносицком кладбище

Несмотря на трудности, о. Константин сумел выпустить сотый номер «Истины», в котором смог подвести итог своим достижениям и успехам. В сложившейся неблагоприятной ситуации священноиерей Константин решил выпускать светскую «Псковскую газету» («литературно-археологическое и промышленно-культурное издание»), издателем и редактором которой официально значилась его старшая дочь Е. Голубова; с начала 1886 по 29 апреля 1887 гг. вышло 133 номера газеты. Однако появление нового периодического издания в Пскове вызвало сопротивление местных властей, а также губернского и церковного управлений. В связи со сложившимися обстоятельствами о. Константин был вынужден закрыть газету, сперва на три месяца, а затем закрыть вовсе. С 1 января 1887 года была также закрыта и его «Славянская типография», так что последний, 107-й выпуск журнала успел выйти в декабре 1886 года.

Дом, в котором жил о. Константин (снесён в 80-х годах XX в.)

Вскоре после прекращения своей деятельности, 27 июля 1889 года, священноиерей Константин Голубов скончался и был похоронен на единоверческом участке Псковского Мироносицкого кладбища, где в свое время была поставлена силами общины единоверческая часовня. В настоящее время могила о. Голубова не сохранилась, как не сохранилась и часовня, от которой остались руины, а в 80-х гг. ХХ века был снесен дом, в котором он проживал. Не остался в памяти Единоверия и сам о. Константин, труды которого остались незаслуженно забыты на фоне как дел его учителя, о. Павла Прусского, так и его противников, Победоносцева и Субботина. Лишь в 2001 году вышла в свет книга профессора Лодзинского университета Е. Иванца «Дорога Константина Голубова от старообрядчества к православию», в которой он постарался вывести из забвения жизнь и труды человека, чей подход к старообрядчеству и Единоверию опередил свое время.

 

Священноиерей Димитрий Кириченко

26.09.2023
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.