Мирянский чин богослужения

Немногие православные христиане знают о существовании так называемого «мирянского», или «мирского», чина, то есть возможности совершать богослужения без священника. Данный чин, разумеется, полностью исключает Евхаристию, алтарь, а также священнические действия и возгласы. Последние, например, особым образом заменяются и осуществляются мирянином-наставником (старшим), который ведёт службу.

Данная практика может быть малоизвестна даже воцерковлённым верующим, поскольку практически неупотребима в нашей православной среде, где устав и чинопоследование воспринимаются как чисто храмовый аспект и являются исключительно прерогативой священства и клиросной верхушки. 

В этой связи обратим взор на единоверческие (старообрядные) приходы Русской Православной Церкви. Некоторые из них, ввиду своей немногочисленности и обособленности, окормляются священником не на регулярной основе, а по случаю – «от праздника к празднику», и по этой причине вынуждены совершать значительную часть богослужений своими силами. Как следствие, костяк таких общин составляют люди, свободно ориентирующиеся не только в уставе, но и во всём церковно-богослужебном спектре (пение, чтение, ведение службы, храмовое обустройство, хозяйство и т.д.). К слову, и единоверческие общины с постоянным попом в 99% случаев также держатся на прихожанах, хорошо сведущих в уставном и клиросном деле. Это всегда было отличительной чертой старообрядных приходов.     

Использование мирянского чина в Единоверии имеет, своего рода, подспорье в виде многовековой беспоповской старообрядческой традиции. Традиция эта несёт в себе богатейший опыт выживания христиан в условиях гонений с предельно бережным сохранением богослужебной практики даже при утере связей со священством.

Совмещение в ряде единоверческих приходов мирянского и священнического чинов является уникальным и интересным феноменом в современном Православии. Несмотря на возможные ассоциации с вышеупомянутой беспоповской ветвью старообрядчества, данный чин всегда существовал и никогда не запрещался в Русской Православной Церкови. 

Оговоримся: речь вовсе не идет о каком-то намеренном стремлении к условному беспоповству, вместо литургической полноты и доступной Евхаристии. Как отмечалось выше, в Единоверии это во многом вынужденная мера.

С другой стороны, на ум приходит недавняя история с пандемией и резким закрытием храмов, когда обнаружилась полная растерянность православного сообщества перед лицом каких-либо ограничений, связанных с привычной церковной жизнью. Как мы помним, в той ситуации, в лучшем случае, приходилось довольствоваться теле- и интернет-трансляциями богослужений.

Многие ли тогда, на пике локдауна, вспомнили про возможность прибегнуть именно к мирянскому чину?.. А ведь это готовый рецепт осуществления служб (вплоть для праздничных) как келейно, так и в семейном или братском кругу. 

Да и в целом, практика эта отнюдь не бесполезна. Она вполне способна послужить делу религиозного просвещения и более глубокого переживания церковного богослужения православными мирянами, причём не только в среде Единоверия. 

Не стоит забывать и про «обратное эхо» Последних времен, уже не раз отзывавшееся в христианской истории. Не каждая эпоха настолько благоволит христианам, как нынешнее время, хотя ещё буквально вчера многое было совсем иначе. Да и кажущееся безоблачным настоящее, как видно на примере той же пандемии или ново-раскольничьих поветрий, также способно отрезвить нас испытаниями. 

Поэтому, крепости ради церковной, будем помнить о существовании такого «походного храма», как мирянский чин, дабы уставная и соборная молитва поддерживалась не только пастырями и монашествующими, но и силами всей остальной части чад Русской Церкви.  

 

Михаил Краснов

Фото - Владимир Саяпин

18.06.2023
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.