11 марта 1937 года Патриарший местоблюститель Сергий (Старогородский) постановил уволить на покой последнего действующего единоверческого епископа. Предлагаем кратко вспомнить о том, что в те годы происходило со старообрядческими приходами в лоне Московской Патриархии, что привело к упразднению епископата, и оценить, как изменилась ситуация с тех пор.
Проблема поставления собственного епископа для единоверческих приходов была одной из тех, что возникли практически одновременно с самим единоверием.
Еще в 1781-82 гг. инок Никодим Стародубский ставил вопрос о даровании староверам епископа, подчиненного напрямую ведению Св. Синода. Подобные прошения звучали еще не раз, но они смогли быть претворены в жизнь лишь спустя почти 140 лет, а именно на Поместном соборе 1917-1918 гг., определившего, что «единоверческие приходы управляются особым единоверческим Епископом». Реализация данного решения не заставила себя ждать, и уже 16 (3) июня 1918 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде Патриархом Московским Тихоном в сослужении с другими архиереями архимандрит Симон (Шлеев) был рукоположен «по старым книгам» во епископа Охтенского, первого единоверческого архиерея.
Позднее были поставлены и другие епископы, но мы отдельно остановимся на Вассиане (Веретенникове). Будущий владыка Вассиан родился в 1877 году в крестьянской единоверческой семье, жившей в Нижегородской губернии. С 16 лет он был псаломщиком в единоверческой церкви с. Павлово (ныне г. Павлово), позднее преподавал пение. В возрасте 33 лет (1910 г.) был поставлен священником в единоверческой церкви д. Рудлево Даниловского уезда Ярославской губернии, где и служил, пока 20 сентября 1926 года не был поставлен во единоверческого епископа Саткинского. Епископ Вассиан постарался объединить под своим руководством Всероссийское единоверие. 29 декабря 1933 года указом Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Вассиану было поручено управлять Керженской и Мстёрскими епархиями. Так, в середине 1930-х гг. он уже управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР, имея титул епископа Саткинского и Керженского.
К великому сожалению, как это, так и другие важнейшие события в истории единоверия случились в неспокойные годы безбожной власти, что не могло не оказать влияния на ход дальнейших событий. По доносу диакона и части прихожан, 2 марта 1936 г. владыка был арестован и в апреле того же года осужден на 10 лет лагерей. Чуть менее чем через год, 11 марта 1937 г., все тот же Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) постановил: «1. Ввиду отсутствия Преосвященного Саткинского Вассиана (Веретенникова) из епархии, уволить его от управления единоверческими приходами на покой и иметь о нём суждение в будущем. 2. Управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным Архипастырям на общем основании». Насколько именно такая формулировка была корректна - не берусь судить, но к моменту ареста владыки Вассиана остальные единоверческие епископы либо уже скончались, либо были в лагерях. В следующем, 1938 году его расстреляют за «антисоветскую агитацию» (реабилитирован в 1965 г.).
Увы, упразднение существовавшего без малого 20 лет епископата было не последним ударом по единоверию.
В 1920-30 гг. были разгромлены практически все единоверческие приходы России. Например, в 1931 году была упразднена Троице-Введенская община в Москве, некогда знаменитая своей типографией. В Ленинграде в том же году была закрыта Ильинская церковь на Волковском кладбище, а в следующем году был закрыт Никольский собор на ул. Марата. В соответствии с проводимой большевиками политикой в 1920-х годах закрывались монастыри, в т.ч. и единоверческие. В частности, в 1922 году были ликвидированы Никольский мужской и Всесвятский женский монастыри в Москве. За период советского лихолетья никогда не закрывалась только Покровская церковь в с. Малое Мурашкино в Нижегородской епархии.
Также в 1980-х гг. еще служили «по-старому» в Никольском храме на Рогожском кладбище в Москве и в храме с. Злынка Кировоградской области на Украине. Кстати, в Никольском храме, помимо единоверцев, в левом приделе вынужденно молились представители беглопоповского согласия, а в притворе, по неподтвержденным данным, - беспоповцы-поморцы, из-за чего храм прозвали "теремком".
Допускаю, что практически полное уничтожение единоверия явилось следствием исключительного рвения в борьбе «с религиозными пережитками». Причиной этому могло быть особое неприятие духа обновленчества и сергианства среди единоверческой паствы как наиболее консервативной части Русской Церкви.
Но с Божией помощью единоверие не кануло в лету. Эпохальное решение Поместного собора 1971 года о снятии клятв Большого Московского собора хоть и было крайне запоздавшим и не привлекло решающе большого числа староверов в лоно Русской Церкви, но определённо дало новый импульс для прорастания выкошенного под корень единоверия. Возможно, что единоверческий епископ дал бы еще больший импульс, но сегодня, во времена практически полной свободы действия (равночестность, фактическая отмена позорных правил митр. Платона) и живой инициативы снизу, исходящей от мирян, а не от казенных учреждений, нужда в епископе не ощущается такой острой. Не зря единоверие смогло вырасти до нескольких десятков приходов и общин без него.
Уверен, что работа по сплочению этих общин, изучение и распространение древлеправославия не только полезно, но и необходимо ввиду как интенсивных попыток новоявленных живоцерковников также наверстать свои позиции, так и обмирщения в целом.
Иван Писарев