В течение нескольких десятилетий наш храм после закрытия его в советское время - древний храм, памятник федерального значения 17 века – всячески попирался и осквернялся, и особенно Никольский его придел – алтарь использовался нечестивцами как места общего пользования. С 90-х годов, после чина малого освящения, вот уже более 20 лет здесь совершаются ежедневные богослужения.
Долгим и тернистым был путь к сегодняшнему радостному событию – великому освящению Никольского придела. Неоднократно назначались сроки, и неоднократно освящение откладывалось по разным причинам – сначала это было обусловлено занятостью архиерея, затем было решено расписать храм, потом в храме менялись полы (до этого были черновые), затем реставрация фасада, обновление позолоты куполов...
И вот, наконец, свершилось - придел в честь покровителя храма святителя Николы Чюдотворца 13 ноября 2019 года был освящен епископом Дионисием, первым викарием Патриарха, управляющим делами Московского Патриархата – колоссально занятым, несущим огромную нагрузку, но все же нашедшему в своем тесном графике время для совершения этого священнодействия.
Владыка поздравил всех с праздничным событием и заметил, что великое освящение престола, на котором совершается Божественная Литургия, дает много важных мыслей для ума и сердца. Ведь все действия, совершаемые при освящении, имеют глубокий символизм, очень древний, перекликающийся с ветхозаветными обрядами.
Престол утверждается четырьмя гвоздями, как напоминание о пригвождении Спасителя ко кресту. Углы престола знаменуют гроб Христов, их скрепляют особым благовонным составом – как и Тело Спасителя, снятое с Креста, было помазано благовониями. Престол омывается теплою водою, потом розовою водою с красным вином, в воспоминание того, что Церковь омыта и освящена Кровию Исуса Христа (прообраз жертвенной крови, излитой Моисеем на алтарь при освящении скинии). Затем престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией. После помазания на престол возлагаются две одежды. Нижняя препоясуется вервию как напоминание о тех узах, которыми был связан Спаситель и приведен к первосвященникам Анне и Каиафе.
Владыка в своем слове, в частности, заметил, что как утверждается Святая трапеза в алтаре, так и всем нам необходимо утвердить сердце свое в Боге; как теплой влагой и розовой водой омывается престол, так и нам нужно омыть свое сердце слезами покаяния, облагоухать его добрыми мыслями, исключающими все скверное и нечистое. Как вино обеззараживает, убивает микробы, так вино для нашего сердца – это наша борьба за чистоту и доброту наших помыслов. А Святое миро – это божественная благодать, после которой в сердце будет возжена неугасимая лампада и великий семисвечник сердечных лампад православных христиан будет гореть неугасимо до тех пор, пока Господь не придет, чтобы осудить грешных и ввести достойных в Царствие Небесное.
Великое освящение по старому чину имеет ряд особенностей, например, антиминс пришивается к срачице (нижней одежде на престоле); крестный ход совершается посолонь троекратно; после освящения должно быть отслужено семь Литургий подряд и др.
Все очень волновались, начиная с настоятеля, уставщиков, певцов (пел молодежный хор храма) и заканчивая каждым молящимся. Но с появлением владыки все почувствовали легкость. Его неторопливость, молитвенность отмела всякую суету и неуверенность. Все ощутили торжественность, светлую радость и явную помощь Божию по молитвам святителя Николы.
Владыка, конечно же, за 8 лет своего архипастырства неоднократно совершал освящение, но по старому чину – впервые. Он неторопливо, тщательно, безошибочно произносил каждую молитву, каждое слово. Удивило и покорило то, как он благословлял всех священнослужителей (хотя можно было сотворить и общее благословение), а это отдельный чин: каждый священник и диакон подходили к архиерею со словами: «Прости мя, владыка святыи, и благослови». Архиерей благословлял: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (имя рек) всегда и ныне и присно и во́ веки веком». В ответ: «Аминь». Владыка: «Христос посреди нас», в ответ: «И есть и будет». На торжественном богослужении архиерею сослужили восемь священников (о. Иоанн Миролюбов, настоятель храма Покрова в Рубцове, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, о. Иоанн, секретарь владыки, о. Григорий Кириков, почетный попечитель нашего храма и др.) и два диакона.
Мы наблюдали, как тщательно Святым миром помазывал владыка восьмиконечные кресты на стенах придела, знаменуя освящение его благодатию Божией.
На общей трапезе, которая, как известно, является продолжением молитвы, также было много назидательного для каждого.
Владыка, занявший свое место во главе стола рядом с настоятелем, вдруг встал и пошел в конец трапезной – что же произошло? Оказывается, сопровождавшие его помощники (диакон, иподиаконы, водитель), пришедшие чуть позже остальных, с трудом нашли себе место в конце стола, а кто-то даже остался стоять. Владыка сразу навел порядок, кого-то подвинул, попросил потесниться, и всех рассадил по чину.
Владыка не переставал удивлять нас своей доступностью, благорасположением, внимательностью к людям.
Как отметил один из выступавших, и он выразил мнение всех: «Мы полюбили нашего владыку, мы его уже считаем нашим. На душе легко и спокойно, когда во главе стоит такой могучий русский человек. Мы желаем Вам смелости, твердости духовной, силы, чтобы все доброе, что вы задумали, получалось».
Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) подарил владыке пасхальную лестовку и не случайно – сегодняшний день для нашего прихода - это малая Пасха.
Владыка поблагодарил всех, отметив, что наша общая радость передается и помогает преодолевать физическую усталость. Владыка заметил, что в нашем храме действительно сохраняется старый обряд, а если собрать все традиции, связанные с тем, как жили наши предки в 17 столетии и раньше, то это имеет название – древлее благочестие:
«Древлее, то есть то, что тесно связывает нас с нашими предками, с нашим народом, освященным Святым Крещением. Это помогает нам сохранить себя в миру, где мы вынуждены соглашаться с какими-то условностями, которые мир предлагает, где-то притворяться, мимикрировать.
А вот вторая составляющая – благочестие. Очень сложно хранить дониконовский древний обряд, да и радости это большой не принесет, если воспринимать его просто как некую внешность, которая отличает русского человека. Главный смысл, главное условие человека, который этот чин собирается блюсти, это помнить, что мы все время находимся в присутствии Божием. Помнить, что Он видит и слышит нас, все наши мысли и все мы прозрачны для Него. Льстиво улыбаемся, а Господь знает, какие волки воют у нас на сердце. Имеем вид целомудренных и непорочных, а Господь знает, какая мерзость в нашем сердце.
Эта память даст нам силы, и смирит глубоко. Смирение являет себя в милости, терпении, кротости. Исследуйте свое сердце, свои отношения с ближними. Если в вашей жизни достаточно кротости, смирения, если вы терпите, прощаете, то, слава Богу, значит, смирение имеет к вашему сердцу доступ. А смиренный человек – спасающийся всегда.
Любя древний чин всегда помните о внутреннем истинном благочестии, которое должно сопутствовать вашему внешнему благочестивому строю жизни».
Владыка рассказал о некоторых благочестивых обычаях в древней царской романовской обители, где он является наместником – в Новоспасском монастыре. Рассказал о том, как много значит в его жизни святитель Никола; о том, как особенно относится Святитель к Рязанской земле, где владыка несколько лет исполнял свой архипастырский долг: чудотворец явился пресвитеру в Херсонесе и сказал: «Отнеси образ мой в Рязанскую землю, ибо я ее возлюбил». В какой-то момент, после очередного возглашения многолетия, владыка вспомнил слова архимандрита Павла Груздева: «Так ведь и не помрешь, когда без конца «Многая лета» поют».
Епископ Дионисий пожелал нам учиться не только ревности Святителя – все помнят, как он Ария по щеке ударил: «Но мы далеки от его святости и по щекам бить никого да не посмеем. А вот милосердию Святителя, которое он творил тайно, его боли сердечной за страдающих людей, стоит у него поучиться».
Владыка пожелал, чтобы в наших сердцах образ святителя Николы, великого Чюдотворца, великого милостивца, отразился до конца нашей жизни, и он ходатайствовал бы за нас пред Богом на последнем суде.
Настоятель поблагодарил епископа Дионисия: «От всей глубины сердца, от всего сонма священнослужителей, любезно согласившихся разделить торжество сего дня, от всех членов общины нашего храма, почетных попечителей, низкий поклон Вам владыка. Надеемся, что у нас Вы не последний раз – у нас еще два придела, их тоже надо освящать. Просим Ваших святых молитв о дальнейших наших трудах».
Так закончился этот знаменательный для нашего прихода день. Должно пройти время, чтобы мы могли оценить всю значимость и величие того, что произошло. Много событий было в жизни общины храма, и вот появилась еще одна яркая страница уже новейшей ее истории. Сегодняшнее событие – это серьезная веха на пути нашей приходской общинной жизни. Надеемся, что этот день, это событие будет новой ее ступенью и новым ее качеством.
Анна Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке