В пятницу 14 июня на о. Бабья Луда, что напротив Большого Соловецкого острова и Спасо-Преображенской обители, диякон Константин Акимов, представитель Московской Строгинской единоверческой общины, совершил панихиду по инокам Соловецкой обители (иначе Соловецким сидельцам), кто держал оборону Соловецкой обители во время осады ее государевым Московским стрелецким полком с 1668 по 1676 гг. Братия и местные жители предпочли мученичество, нежели отречение от старых отеческих молитвословий и обрядов. Из почти тысячи старцев и бельцов, запершихся в обители в 1668 г., после финальной осады в январе 1676 г. в живых осталось лишь 14 человек.
Напомним, что после жестокой расправы над братией, их тела были выброшены в бухту на лед. Но по весне, при начале таяния, было решено перенести останки на ближайший островок Бабья Луда. В память о старостотерпцах на острове установлено два креста: один большой, с резной Голгофой, на возвышении. Другой, малый, установленный неофициально, находится в противоположной части острова, и отчетливо виден с проплывающих мимо судов.
Небольшой рассказ отца Константина о происходившем:
"Если честно, до сих пор не до конца осознал произошедшее. Но это совершенно точно Божие чудо, буквальное. Дело было следующим образом. Из четырёх дней пребывания на Соловках, на бездюдную Бабью луду, куда не бывает поездок и экскурсий, оставался последний день. Чудеса начались с самого утра. Во время утренней поездки на "Зайчики", как местные называют Большой и Малый Заяцкий острова, экскурсовод, наедине со мной, на палубе, сам начал речь о сидельцах и их месте условного захоронения. А также об этой трагической странице истории нашей Церкви. Я же и сам хотел его, как представителя паломнической службы, расспросить, как же попасть в столь желанное мною место? Он, узнав, что я единоверец, прямо таки засуетился, в положительном смысле. И обещал помочь.
По возвращении на главный остров, он указал мне на катерную бухту, где швартуются частники. И сказал спросить их подвезти. Это был простой совет, но я, ощущая в этом некую волю Божию, решил исполнить это по-монашески, "за послушание". Отобедав с супругой в трапезной, я собрал все заготовленное для панихиды, и "во всеоружии" двинулся к бухте, ничтоже сумняся. Идя, молился Господу и преподобным Зосиме, Саввати́ю и Герману, как первоигумену и превопостникам, дабы благословили мое намерение. Уже подходя, я увидел подоходящий катерок с двумя местными. Сразу же обратился к ним с просьбой, не мог бы ли кто помочь мне с доставкой на Бабью Луду. Но оба открестились, ибо не имели возможности. Меня могли туда закинуть, но забрать было бы некому. И кого спросить ещё, они не знали.
Здесь бы развернуться, да уйти. Но я чувствовал , что это должно произойти. Я сел на траву, прямо у катеров, и стал ждать. Вскоре я понял, что без молитвы сидеть как-то праздно. К тому же, реальность меняется только когда мы призываем Бога в свою жизнь, то есть молимся. И тут же я вспоминаю, что уже который день хочу помолиться молебен преподобным Зосиме и Саввати́ю. Ну, и Герману конечно. К сожалению, он был прославлен на столетие позже, а его мощи до советского времени не обретались и были под спудом. А потому не все о нем слышали. А ведь это именно он был главным строителем Соловецкой обители и пришел сюда вместе со старцем Саввати́ем. Зосима был гораздо позже.
Встав, положил начал в сторону соборной церкви и начал молебен преподобным по тексту минеи, на память пренесения мощей Зосимы и Савватия. Пока молился, подходили еще владельцы лодок, но у меня была внутренняя уверенность: пока полностью молебен не отмолюсь, бесполезно будет что-либо делать. Тем временем в голове созрел план, что ежели никто не возьмет, можно будет пойти на берг моря, что смотрит в сторону островка, и молиться там.
Прошло полтора часа. Исходные поклоны. Оборачиваюсь, а оказалось, что владелец лодки, что причалила вначале, так и не ушел. Сидят с другим товарищем, да гутарят. Причем тихо, пытались мне не мешать. Я, собираясь уходить, обращаюсь к ним: "мужики, ну может кому две пятьсот надо"? Уточнили с какой целью, я назвал. Первый по прежнему с сожалением сообщил, что не сможет забрать. Но оказывается, пока я молился, он вспомнил о человечке, кто теоретически мог бы. Но решил дождаться, пока я домолюсь. Стал звонить, на другом конце согласились, минут через 15. Вскоре появился типичный такой северный мужичок, рабочий, с отрывистой грубоватой речью. Сели в его моторку, да так быстро погнали, что я держался за поручень. Вот уж воля для любителей скорости: открытое море! А островок-то в каких-то 500 метрах, может меньше.
Доплыли. Сказал, что часа через два заберет. А я быстро пошел взбираться на горку. Пока шел, почти плакал от невероятности происходящего. Знаете ли: не каждый день находишься в плотном потоке воли Божией – иначе не назвал бы. Взабрался. Расставил иконы и книги у подножия креста, разжег кацею. Ладан, к слову, до этого, за два дня, собирал с сосен и елок на о. Анзер. Первые иноки, поди, также кадили. В шутку приговаривал, что будь я тут иноком, моим любимым послушанием был бы сбор ладана с окрестных древ.
Начал панихиду. Удивительные чувства: островок совсем рядом с пристанью, и слышно все шумы. Но тебя никто из проплывающих не видит. Уединение посреди мира. Резной старообрядческий крест, складень с Соловецкими Зосимой, Савватием и святителем Филиппом, запах жженой еловой смолы. Имена преподобномучеников поминал по Синодику́, статья с Соловецкими. "Помяни Господи Боже наш, иже в надежди живота вечного преставльшихся раб своих: священноархи́мандрита Никанора, Игнатия, Иоанна, Иоакима, инока Епифания......инока Гурия, и прочих иже в обители Соловецкой пострадавших пяти сот". Поминаю, и словно ощущаю их. Хотя, сказать где они захоронены никто не может. Напоследок, не по уставу, но спел стихеру "Духовная моя братия", что на погребение инокам поется. До этого мне ее напели, со всеми фитами, наши певчие прихожанки.
Закончил панихиду. Поклонился на четыре стороны преподобномученикам зде лежащим. Пусть читатель с обратной точкой не судит меня за такое их наименование. Затем собрал вещи, и так как было время, пошел на другой конец островка, через лес, с кацеей "на перевес". Дошел до второго старообрядческого креста, что просматривается с воды, на границе лесочка. На нем врезаная литая иконочка Спасителя с предстоящими Богородицей и Предотечей. И резная табличка: "святии преподобномученицы Соловецкия, молите Бога о нас". Покадил крест, попел тоже немного. Оставил угли на камнях у креста, дабы случайно не поджечь местную мелкую растительность, что ковром стелится по местной псевдо-тундре. Подобрал кое-какой мусор, что надуло с моря - все ж на могилках принято убираться. А тут весь остров - последнее пристанище. И пошел в обратный путь. А там уж и катер подходит, как часы.
Но на обратном пути не в гостиницу, а сначала к преподобным, хоть до теплохода всего-то полтора часа. Но Господа поблагодарить и преподобных - это в первую очередь! Таким образом, успел все, что задумал, ещё и сверх того. Слава Богу, творящему чудесы с рабы своими! Аминь"
Источник: https://vk.com/@-216643563-panihida-po-soloveckim-inokam-za-blagochesti…