В январе 2018 года Симбирским епархиальным Центром древнерусской богослужебной традиции был запущен проект по изучению жизни современных единоверцев под названием «Сокрытая Русь». Трудно представить в жизни русского народа что-то более аутентичное, чем его христианство с национальным колоритом. Именно эта Русь, в наши дни спрятанная и скрытая под затянувшим Россию налетом западничества, советизма и космополитизма, должна была в некоторой степени быть приоткрыта для широкого круга читателей. Кроме того, автор сам захотел увидеть, что же представляет из себя Единоверие сегодня. К этому меня подтолкнуло несколько причин.
Избрав для себя старообрядческую традицию по наитию души, я искренне включился в жизнь своей общины и общие делания всех единоверцев. Перед моим взором представали проблемы и вызовы времени, которые требовали решения. Я изучал историю и видел те вехи, через которые прошли мои духовные предки от раскола до наших дней. Видел трагедию разделения Русской Церкви и гонения «за старую веру». Видел поиски выхода и компромисса из сложившейся и до того времени невиданной ситуации полной потери священства и связи с матерью-Церковью. Видел этап становления Единоверия, его борьбы за выживание, эволюцию, расцвет, приближавшуюся победу и падение в огонь гонений, на этот раз богоборческих. Видел и скромный на первый взгляд ренессанс конца 80-х – начала 90-х. Стал свидетелем осмысления явления уже в наши дни, когда та общность, которую называют «единой с Русской Церковью в вере, но различной в обряде», уже сложно рассматривать в том же контексте, что и 200 лет назад.
Итак, кто же такие единоверцы или православные старообрядцы сегодня? Сколько их? Чем живут эти люди, приходы, общины? Какова их мотивация в стремительно меняющемся мире хранить древнее предание, что у многих братьев-христиан вызывает недоумение, улыбку, раздражение, а иногда и вражду? С такими вопросами я отправлялся в экспедиции, еще не зная, что однозначных ответов не получу, но определенные личные выводы по окончании этих поездок обязательно сделаю. Я видел огромное количество достойнейших людей среди немногочисленных общин в разных уголках нашей родины и познакомился с близкими по духу людьми на другом конце света благодаря современным средствам связи.
Начнем с понятий. На сегодняшний день существует 3 наиболее распространенных наименования, коими обозначают приверженцев древнерусской богослужебной традиции.
- Единоверцы (1800 г.);
- Православные старообрядцы (1912 г.);
- Старообрядные приходы (XXI век).
Несмотря на споры о том, какое наименование считать правильным, а какое нет, придерживаюсь позиции, что все они имеют право на жизнь, что уже есть состоявшийся факт. «Единоверцы», как бы ни относились к этому термину, есть дань истории. И хотя мы самые что ни на есть старообрядцы, нас, для уточнения нашего упования, называют именно единоверцами, равно также, как называют поморцев поморцами, а белокриницких белокриницкими, уточняя, к какому согласию они относятся и чем отличаются от других представителей огромного мира, именуемого старообрядчеством.
Термин «православные старообрядцы» очень хорошо, и, наверное, лучше всего выражает нашу принадлежность: мы – христиане-старообрядцы, но православные, чада Вселенской Церкви, прибывающие с ней в единстве. Что касается термина «старообрядные приходы», его неудачность заключается в отказе единоверцам в самой семантике слова на самобытность и принадлежность к субрелигиозной группе, но с другой стороны, такое положение можно справедливо рассматривать и как дань времени, когда Единоверие более не является уделом только потомственных старообрядцев или коренных единоверцев, а также на данном историческом этапе не завершено формирование новой, закрепленной юридически и фактически общности, хотя и с этим можно поспорить. Кроме того, по итогам экспедиций стало ясно, что как раз-таки «старообрядные приходы» - понятие даже шире, чем единоверческие, хотя не всегда это заметно.
За время поездок автор посетил 28 приходов (включая собственный). На момент поездки было идентифицировано 37 приходов в мире, включая 1 двуобрядный. На сегодняшний день можно говорить об изменении картины, исчезновении одних приходов и появлении других. Так, исчезло 2 прихода в Латвии, приходы в Ростове-на-Дону, Вырице. При этом появились приходы во Пскове, Кольцово (Самарская область), 4 прихода в Бурятии.
Признаки прихода:
1. Наличие религиозной группы более двух человек, совершающей богослужения с определенной периодичностью по «старым книгам»;
2. Принадлежность к Русской Православной Церкви;
3. Действие с благословения епархиального начальства, в собственном или предоставленном епархией помещении.
Из этих признаков автор и исходил, составляя маршрут экспедиций. Основой для составления списка общин были сведения Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, и этот материал замечательно помог в организации коммуникации и последующего отсева тех приходов, которые не отвечают критериям и по факту не являются единоверческими.
В связи с этим можно дать первую классификацию существующих приходов по принципу их возникновения:
- Старообрядцы различных согласий, присоединившиеся к Русской Православной Церкви на современном этапе на правах Единоверия;
- Потомственные единоверцы;
- Верующие Русской Православной Церкви, в том числе имеющие среди предков старообрядцев, принявшие решение молиться по древнерусскому чину и обустраивать жизнь в соответствии с духовными традициями древнерусского благочестия.
Нужно еще раз уточнить, что никаких «чистых» типов приходов не существует, можно говорить лишь о моменте их создания, потому как в дальнейшем прихожанами единоверческих храмов становились люди с различными мотивами и происхождением, в некоторых случаях представители иных конфессий, присоединявшиеся к Православной Церкви именно через приходы единоверцев.
Еще одним вопросом приходской жизни являются местные традиции тех или иных общин, принятые за богослужением и вне его, в частности, пение. Для единоверческих приходов и для старообрядческой традиции в целом характерен древний тип пения, именуемый знаменным. Он был повсеместно распространен на Руси до середины XVII века, особенностью которого была запись звуков с помощью особых значков, «знамен». Пение исполняется «в один голос» в отличие от многоголосного партеса, вошедшего в обиход Русской Церкви после раскола. Сохранение знаменного распева для старообрядцев было делом принципа, так как они относили данное «мелодическое сокровище» к области церковного предания. Большой Потребник патриарха Филарета XVII века содержит прямой запрет по использованию в богослужении многоголосного стиля пения: «Ниже некими доброгласии, неприличными церковному составлению и исследованию (поют), якова же суть мусикийская пения и излишняя различая гласовом (италийских разногласий любителю, внимай). Ведомо ти буди и сие правило, како возбраняет органы и прегудная пения». В знаменном пении нет хроматизмов, используемых в светской музыке для изображения человеческих эмоций, его звукоряд диатоничен, то есть отличается последовательностью основных ступеней лада. Отказаться от хроматических мелодий в церковном пении призывал еще Климент Александрийский.
Но и внутри самого знаменного пения существуют разные традиции, такие как наонная и наречная. Наонное пение отличается тем, что при его исполнении полугласные – редуцированные звуки (еры) церковнославянского языка, обозначающиеся буквами Ъ и Ь, – распеваются как звуки о и е. Наречное пение появилось в XVI в., но получило распространение в 1640-х гг. Оно противопоставляется наонному как более понятное, без произношения конечных и срединных редуцированных. Характерно, что до революции наонное пение бытовало в среде старообрядцев поморского и некоторых других согласиях беспоповцев, неприемлющих священство. Среди же единоверцев и старообрядцев, приемлющих священство, но также и в среде ряда беспоповских согласий, практиковалось наречное пение.
В современном Единоверии именно по данному критерию можно дать следующую классификацию приходов:
- Общины наречной традиции;
- Общины наонной традиции;
- Общины, практикующие за богослужением обе традиции.
Еще одна классификация единоверческих приходов связана с наличием или отсутствием на приходе священника. В связи с этим общины единоверцев можно разделить на следующие:
- Условно «поповские»;
- Условно «беспоповские».
Первые предполагают, что у прихода есть настоятель, для которого данный приход является основным местом служения. Для вторых характерно отсутствие настоятеля и регулярного совершения Божественной Литургии, при этом богослужения могут быть проводиться на постоянной основе (воскресные дни и праздники), и совершаться так называемым «мирянским чином», где все тексты суточного круга прочитываются и пропеваются, а возгласы священника заменяются специальными молитвами, которые возглашает мирянин, выбранный «старшим» (обычно это староста или уставщик общины).
Нужно сказать, что данная практика крайне полезна для приходской жизни. С одной стороны, она толкает прихожан к изучению богослужебного устава, одновременно повышая церковное самосознание и ответственность людей за жизнь общины. Этот фактор можно назвать одним из основных в части сохранения единоверческих приходов при их общей малочисленности. Это же характерно и для всего старообрядчества.
Несмотря на то, что с начала духовного ренессанса в России прошло уже более 30 лет, до сих пор не решен ряд вопросов, мешающих развитию приходов древнерусской богослужебной традиции в лоне Русской Православной Церкви. Среди них можно выделить следующие:
- Отсутствие четкого статуса у Единоверия современной правовой системе Русской Православной Церкви.
- Первая проблема порождает вторую: незащищенность общин от возможного произвола со стороны правящего архиерея, когда приход могут просто «не благословить» к открытию, несмотря на желание верующих или закрыть, перевести единоверческого священника на общеправославный приход или «отменить» совершение богослужений старым чином в приходе, где эта практика уже сформировалась.
- Вполне вероятно, что и первая, и вторая проблема становятся следствием информационного вакуума и отсутствия у духовенства и мирян адекватного представления о том, чем на сегодняшний день является Единоверие и как правильно стоит к этому явлению относиться.
К решению проблем в перечисленном выше порядке можно отнести:
- Создание актуального для настоящего исторического периода Положения о Единоверии в Русской Православной Церкви с учетом уже принятых в прошлом решений и внесении новых.
- Для развития и координации единоверческих приходов на данный момент, возможно, и не требуется поставление своего единомысленного епископа, вопрос о котором регулярно поднимается представителями православной общественности. Но аппарат, который мог бы оперативно реагировать на проблемы и выступать координирующим органом, жизненно необходим. Не нужно в современных условиях даже выделять единоверческие приходы в экс-территориальную группу, но должна быть выстроена система, которая бы помогала развитию приходов на местах и защищала от возможных «экстренных» ситуаций.
- Разработка и внедрение отвечающих времени просветительских материалов как для духовных учреждений Русской Православной Церкви, так и для церковных СМИ, где систематическое и регулярное информирование верующих устраняло бы недостаток информации о таком понятии, как Единоверие, формируя его позитивный образ и стирая негативные мифы и заблуждения о единоверцах.
К таким выводам пришел автор исследования, констатируя, что проект еще не завершен, поскольку возникают новые общины, которые, несмотря на молодой возраст, уже являются крайне интересным объектом для исследования.
Владимир Басенков