Тринитарная теология протопопа Аввакума. Часть II

Сопрестолие (Новозаветная Троица). Первая половина XVII в. Икона мастерской Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе из деисусного чина иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой.

 Часть I

Далее Феодор формулирует свое тринитарное кредо: о составу же свойства своего и неотлучнаго собьства и коеждо лице Святыя Троицы глаголется и есть Бог, и Господь, и Царь, и Создатель, и Вседержитель, и образ, и зрак неописанный. Сын же Слово и Дух Святый от Бога Отца посылается присно, идеже благоволи Отец, и Сын от Духа посылается, и Дух Свят Сыном посылается от Отца всегда и везде, един Отец не посылается ни от Сына, ни от Духа Святаго нигде же, понеже начало и конец и источник - Сыну рождением, а Духу Святому исхождением. И тако есть Сын Слово во Отце и Дух Святый, яко свет и луча в солнцы и яко заря во свете, по святых писанию, - в такой близости, тако совокупно, тако соединьшеся друг другу и друг в друзе вмещение имут неслиятелне и непреступне. И не прелагается Отец в Сына, ни Сын в Отца, ни Дух Святый в Сына и Отца не пременяется и Сыном не называется и Отцем, такоже бо и Сын Отцем, и Отец Сыном не нарицается, но Отец убо [Отец], Сын же Сын, Дух же Дух Свят [576].

  Феодор излагает классическое учение об ипостасях конституирующих и различающих их идиомах («собствах»), – за тем исключением, что кредо Феодора содержит утверждение о «вмещении» ипостасей друг в друга.

  Проблему упомянутых в богослужебных книгах «образов» и трех «сущностей» он решает просто: эти формулы – описки, которые не согласуются с другими песнопениями и литургическими текстами. Последние дьякон приводит и комментирует, чтобы не показаться читателю голословным [577].

  Теперь же перейдем к анализу текста самого Аввакума. Уже открывая КО, протопоп перечисляет и объединяет «заблуждения» дьякона: дескать, тот полагал, будто Троица обладает одним «образом» (что правда), а выводил он это утверждение из того, что каждая ипостась пребывает двух других. Если же «образ» един, то, согласно Аввакуму, и лица Троицы неотличимы и неразделимы [578]. Всерьез приписывая Феодору эти взгляды, протопоп принимается доказывать, прежде всего, то, что Сын и Св. Дух обладают самостоятельными ипостасями.

  По общему убеждению Аввакума, Сын и Св. Дух сияют, восседая рядом с Отцом; они – Три цари непостижимыя, Троица равнобожественная, трипрестольная, равнообразная, единосущная, равносущная, трисущная, триприсносущная, трiипостасная, трисiятельная [579].

  Обратим внимание на то, что Аввакум употребляет здесь предикаты 1) «единосущная», «равносущная» и 2) «трисущная», «тривечносущная», причем в одном и том же значении. Одновременно с тем вторая группа предикатов отождествляется с общим описанием ипостасей. Очевидно, протопоп стремился наиболее наглядным и контрастным способом оттенить противоречивость и непостижимость для нашего ума концепта Троицы: как едина сущность в Боге, так едина она и в трех Его ипостасях. Из этого можно вывести более абстрактную формулировку метода описания Троицы у Аввакума: если термин сказывается об общем, он применим и к частному – к части общего. Далее протопоп обращается к разнице между ипостасями, корректно используя учение об идиомах (собства) и используя слова Григория Богослова о неподвижности и несмешанности ипостасей, – а если точнее, их парафраз, созданный, по всей видимости, на основе приведенных в «Катехизисе» Зизания цитат Григория:

«Катехизис большой» [580-581]КО [582]

Свойство лицъ сіе есть, еже явлzетъ особъ и вразнь едино t втораго лица, сирэчь свойство. гл7етъ uбо ст7ый григоріи бг7словъ еже недвижими бысть, i еже не премэнzетсz.

о семъ еже въ словэ на просвэщеніе гн7е бг7словъ григоріи uчитъ. tц7ъ бо безначаленъ, не бо t кого. сн7ъ и не безначаленъ, t tц7а бо. аще лиже t лэтъ пріемлеши начало, и безначаленъ есть. творецъ бо лэтомъ, а не подъ лэты. дх7ъ ст7ыи поистиннэ дх7ъ. произходя uбо t tц7а, не сыновнэ же, не бо роженэ, но произходнэ. ниже бо tц7у tступльшу нероженіz, никако бо. ниже дх7у во tц7а предэющу, или в сн7а претворzющусz. ибо свойство пребываетъ неподвижно. никакоже свойство подвизаемо, или прелагаемо быти можетъ

По Григорію Богослову, не препадаетъ Сынъ во Отца, ни Отецъ в Сына, такожде и Духъ Свzтый, но равно сіzютъ лицемъ къ лицу въ трехъ образэхъ по равенству; треми свэты сіzюще, божествеными собствы, аже разумны и николи же не угасаютсz.

   Мы видим, что Аввакум использует концепцию идиом для отграничения ипостасей друг от друга и для отождествления их с «образами». Он особенно прилежно описывает роль идиом в онтологическом «устройстве» Троицы: Зри, равноразумную Троицу Святую святый рече, лицем к лицу треми светы сiяющу, божествеными собствы [583].

Аввакум особо заостряет внимание читателя и на том, что собство связано с ипостасностью, которая в случае Божественного Слова может быть понята двояко: как рожденная и как, согласно ап. Иоанну (Иоанн 1:1-3), приложенная к Богу в целом. «Разумность» же Троицы равна ее «равнословесности»; иначе говоря, все ипостаси в одинаковой мере обладают единым разумом, что можно понять как указание на то, что Бог в Своих ипостасях является разумным началом [584].

  Отдельно Аввакум ставит в укор Феодору то, что тот отверг его тринитарную формулировку, основанную на языке псевдо-афанасьевского СВ [585]: яковъ образомъ и личикомъ Отецъ, таковъ же образомъ и лицемъ Сынъ, таковъ же образомъ и Духъ Святый. Протопоп приводит и мнение дьякона о вложенности ипостасей друг в друга [586]. По его мнению, из этого следует идентичность ипостасей друг другу, отсутствие между ними каких-либо отличий. Дьякон считал (Аввакум приводит его слова из «книжицы»), будто такой взгляд противоречит тезису о несотворенности Бога, поскольку приписывает Ему качества, сходные с качествами тварных существ, и вводя тем самым разделение лиц по образу человеческих индивидов: мнятъ бо-де таковiи слепцы Божество плотско быти и качество и количество имети; коейждо ипостаси разсечено-де непщуютъ быти, - хотя сама сущность Бога, несекомое естество, пребывает превыше всей твари [587].

Продолжение в части III.


[576] Там же. С. 132-133.

[577] Там же. С. 141-144.

[578] РИБ. Т. 39. Стб. 578

[579] РИБ. Т. 39. Стб. 586.

[580] Катехизис большой. Л. 221.

[581] Там же. Л. 222-222 об.

[582] РИБ. Т. 39. Стб. 586.

[583] РИБ. Т. 39. Стб. 586-587.

[584] Там же. Стб. 587.

[585]  Там же. Стб. 589.

[586] Там же. Стб. 588.

[587] Там же. Стб. 588.


Источник: Шпаковский Михаил Викторович. Религиозно-философское учение протопопа Аввакума: историко-философское исследование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва 2023.

01.06.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.