Трагедия Русского Раскола

К предыдущему. В 2019 году по просьбе одного клирика кратко суммировал свои воззрения на церковный Раскол второй половины XVII века. Совсем коротко, не касаясь отношений с сегодняшними старообрядцами, пребывающими вне Русской Православной Церкви (это отдельная непростая тема):

архимандрит Макарий (Веретенников) «Патриарх-схимник»

1) Церковная реформа второй половины XVII века была самой настоящей диверсией, порчей книг, хулой на древние богослужебные чины. "Большой московский собор" 1666-67 годов, по меньшей мере, ошибочный. А если учитывать ведущую роль в нём греческих проходимцев типа вероотступника, расстриги и самозванца (а по некоторым источникам, и извращенца) Паисия Лигарида, "разбойничий". Его необходимо детально изучить и денонсировать.

2) Далеко не все противники реформы сразу разорвали с Церковью, но многие только в результате того самого БМС-1666-67. К слову, не только проклявшего нашу церковную старину, но и осудившего патриарха Никона, ответственность которого за реформу и её трагические последствия очевидны, однако, всех "собак" на него вешать точно не стоит. Особенно учитывая, что впоследствии он и сам признал, что дораскольные чины, по меньшей мере, ничуть не хуже.

3) Те, кто в годы этой церковной Смуты хулил священноначалие, не сильно отличаются от "непоминающих" 1920-30-х годов, порой позволявших в адрес митрополита Сергия (Страгородского) крайне жёсткие высказывания. В итоге среди последних немало канонизировано в чине новомучеников.

4) Протопоп Аввакум позволил себе много высказываний, для сегодняшнего дня смутительных, но в контексте полемического стиля тех лет и тех репрессий, которые были развёрнуты в отношении противников реформы (небезосновательно воспринятой ими как обновленческая диверсия против Православия), они более чем понятны. Что же касается его догматических ошибок, он в них не закоснел, и в конце жизни примирился с жёстко обличавшим эти мудрования диаконом Феодором.

5) Позднейшая версия, что протопоп и его соузники были сожжены за "хулы на Царский дом", давно опровергнута историками как сфабрикованная уже в XVIII веке. В реальности он погиб за веру, за сопротивление обновленчеству тех лет. Ту самую веру, которую спустя столетие в Русской Церкви официально "легализовали" как Единоверие.

6) Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года, раскритиковавший реформу XVII века и отменивший "клятвы" против дораскольных богослужебных чинов и книг, сделал очень много. Но это только начало "работы над ошибками". Надо продолжать. Только не на уровне публицистов и блогеров, а строго академически. С привлечением авторитетных историков, в том числе из старообрядческих согласий.

Разумеется, это лишь "пролегомены", не более. Но заниматься этим вопросом крайне важно. Не менее важно, чем решением "украинского" вопроса, корни которого в тех же временах.


Источник: телеграм-канал ТюренковЪ у аппарата

01.03.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.