Преподобный Сергий Радонежский

"Печальник земли Русской" - так называют преподобного Сергия Радонежского, пожалуй, самого известного инока времен Древней Руси. Основатель Троице-Сергиевой Лавры и создатель целой школы русского монашества, он всю жизнь провел в праведных трудах и молитве. Сегодня мы попробуем взглянуть на житие преподобного под интересным углом: чему учит святой Сергий современника? Предлагаем вниманию читателя статью редактора сайта "Сокрытая Русь" Владимира Басенкова о преподобном Сергие.

Христианин от юности

Современные родители часто жалуются на неусидчивость детей. Давайте посмотрим на ту среду жизни, в которой вырос преподобный. Итак, его родители, Кирилл и Мария, в житии именуются благочестивыми. То есть, они честно и с усердием старались исполнять закон Христов. Обучение грамоте мальчика родители вели по Псалтыри. Мы порой забываем, что в самом раннем возрасте дети усваивают максимум информации, которая становится фундаментом их мировоззрения на всю жизнь. Много ли родителей в наши дни посвящают время тому, чтобы обучить ребенка чтению на церковнославянском языке священных текстов? Увы, зачастую в гонке «развивания», которая вошла в моду и начинается еще до школы, родители с большим усердием будут обучать чадо иностранным языкам.

Не нужно удивляться, что знакомство с грамотой через Псалтырь сформировало и внутренний настрой преподобного. Мальчик не играл в игры… Да, в наши дни это нонсенс.

Хочешь изменить мир – начни с себя

Преподобный Сергий родился в непростое для Руси время: русские княжества находились под унизительным гнетом Золотой Орды. Что делает бунтарь и революционер? Ищет виноватых и пытается поквитаться с внешним миром. Что делает христианин-праведник? Уходит в леса для молитвы и нравственного совершенствования.

Надо сказать, что Сергий Радонежский жил не в комфортной среде XXI века, когда даже в таежную глушь можно протянуть оптоволоконный кабель и установить вай-фай вышку, забить дом электробытовой техникой и обеспечить существование с не меньшим уютом, чем в городе. Святой оказался один на один с природой, и здесь нужно отдать должное его личным качествам, в первую очередь, как сильного и хозяйственного мужчины: он вместе с братом устраивает себе келью (читай – деревянный сруб) и церковь.

Со временем к преподобному начинают стекаться люди: и ищущие монашеского подвига подвижники, и запутавшиеся в жизни и нуждающиеся в совете миряне. Сергий не напрашивался ни на священный сан, ни на свое старчество, ни на высокий статус Троице-Сергиевой обители в будущем. Он просто занимался личным самосовершенствованием и через это достиг даров от Бога и возможности служить ближним.

Непрестанно молиться

Ничего нового, но зачастую эти слова остаются лишь словами и даже набивают оскомину, но лишь от того, что за ними стоит мало дела. Преподобный Сергий неоднократно подумывал уйти от непростой иноческой жизни. Только подумать: дома ждут богатые родители, наверняка есть возможность променять тяготы пустынных лишений на комфорт и уют, да еще и с возможностью, благодаря положению отца, занять достойное место в обществе… В общем, состояние, знакомое каждому христианину, ступившему на «отвержения себя» (Мк. 8:34).

Кроме нападавших на него чувства отчаяния и физического истощения, преподобный подвергался паническим атакам, а еще хуже – нападениям нечистой силы в образе диких зверей и даже чего пострашнее. Но молитва к Богу творила чудеса: внутреннее состояние менялось с потерянности на ясное спокойствие, страх уходил, посрамленные бесы исчезали.

Когда вокруг Сергия собралось 12 учеников, он ввел монастырский устав в пустыни и регулярно собирался с братией на молитву, совершая вечерню с павечерницей, полунощницу, утреню, первый, третий, шестой и девятый часы. Также святой устраивал молебны об обращающихся за духовной поддержкой в обитель людях. За работой и в келье иноки также были призваны к совершению Исусовой молитвы.

Что говорить, в молитве святой достиг такого совершенства, что мог вызывать биение родников из-под земли, обеспечивать обитель продуктами, помогать русским войскам побеждать и видеть Пресвятую Богородицу.

Лучший пример - собственный

Чтобы наладить духовную жизнь в монастыре, мало формально задекларировать устав: так, ребята, давайте молиться вот и трудиться вот так. Преподобный Сергий «вкалывал» не меньше остальных, если не больше. Святой готовил еду для братии, пек хлеб и просфоры, работал мельником, портным и плотником, колол дрова и никогда не сидел без дела. Сложно халтурить, когда старший в обители всегда делает больше, чем остальные. При этом преподобный не требовал от братии невозможного: послушания монахам он давал в зависимости от их духовного навыка и физических способностей.

Как научить человека уважению, любви и состраданию к ближним? Проявить их самому. Преподобный никого не ругал. Если он слышал в келье у братьев праздные разговоры, то лишь подходил и аккуратно постукивал тростью по входной двери. Если нужно было добиться результата от отдельного инока, Сергий терпеливо и по-доброму беседовал с ним. Миряне напитывались невидимым духом обители: приходя, они видели на фоне фактической нищеты веселых, дружелюбных, гостеприимных и отзывчивых монахов.

Эпоха преподобного Сергия стала отправной точкой к духовному подъему Древней Руси. Люди начали стремиться к монашеству, покидая мир. Не мир был «поганым», а желание нравственного совершенствования, невозможного без самоотречения, толкало людей на это. Состояние монашества во все времена было показателем духовного уровня общества. Иноки, выходившие из «школы» преподобного Сергия, впоследствии основывали обители-твердыни по разным уголкам Руси и вставали в стройные ряды небесного воинства святых еще при жизни.

 

Источник

14.07.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.