О том, почему труды отца Иоанна Верховского и сщмч. Андрея (Ухтомского) должны быть распространены во всей Церкви

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского) в данном случае выступает как площадка и может не разделять мнений автора.



Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. (Деян 16:37)

Если мы непредвзято взглянем на историю нашей Русской Православной Церкви, то увидим, что всё то, о чём писали отец Иоанн Верховский и исповедник владыка Андрей (Ухтомский), было впоследствии соборно реализовано Церковью. После ужаснейшей клеветы, порицаний и лишения сана отца Иоанна Верховского Церковь все равно пошла по путям, о которых прежде возвещал этот исповедник единоверия:

1) В 1918 году был учреждён единоверческий епископат, к чему изначально призывал Стародубский инок Никодим и первые "соединенцы" - прародители феномена Единоверия, о чем яко "глас вопиющего в пустыне" умолял гонимый отец Иоанн Верховский.
2) На первом Единоверческом съезде серьезно поднимается вопрос о снятии клятв Большого Московского Собора, о чем множество раз писал отец Иоанн.
В 1925 году, за четыре года до Поместного собора 1929 года, сщмч. Андрей возлагает анафемы на порицающих православное предание: "Порицающие двоеперстное сложение для крестного знамения, именую оное арианством, да будут анафема. Порицающие восьмиконечный крест Христов брынским раскольничеством – анафема".


А сам архиерейский собор Русской Православной Церкви 10 (23) апреля 1929 года провозглашает следующее: 

"1. Признаем: 
а) богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских патриархах, православными; 
б) свято хранимые многими православными, единоверцами и старообрядцами церковные обряды по их внутреннему знаменованию – спасительными; 
в) двоеперстие, слагаемое в образ Святой Троицы и двух естеств в Господе Нашем Исусе Христе – обрядом несомненно употреблявшимся и в союзе со св. Церковью благодатным и спасительным.
2.  Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, в особенности до двоеперстия, где бы оные ни встречались и кем бы не изрекались, отвергаем и яко небывшия вменяем.
3. Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским патриархом Макарием и другими архиереями в феврале 1656 г. и собором 23 апреля того же 1656 г., а равно и клятвенные определения собора 1666-1667 гг. как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу св. Церкви разрушаем и уничтожаем и яко небывшия вменяем."


Ну и естественно, нельзя не упомянуть Поместный собор 1971 года, признавший старый обряд равночестным и равноспасительным. Собор, который не отвержен ни одной поместной церковью. 
3) О Белокриницкой иерархии. 
Сщмч. Андрей восторженно приветствует деяния собора 1929 г, отменяющего клятвы и проклятия на старые чины, хотя и недоумевает относительно нежелания церковных иерархов икономии ради признать белокринницкую иерархию каноничной.
 

Еще с 1914 года мы видим призывы сщмч. Андрея к примирению и объединению с Белокриницкой иерархей: "Иерархи Белокриницкой иерархии должны идти великим крестным ходом в святой московский Кремль, к московским чудотворцам, а навстречу им из Кремля со всеми святыми древними образами должны идти всем собором иерархи православные". Всё открыто было опубликовано и никак не было осуждено ни Синодом, ни позже патриархом Тихоном. Более того, владыка Андрей был благословлён самим патр. Тихоном и митр. Антонием (Храповицким) на ведение миссии и занятие вопросом присоединения беглопоповцев к Единоверию. 

При этом, ещё задолго до революционных событий в своих письмах сщмч. Андрей четко зафиксировал моление митрополита Иннокентия (Усова) и белокриницкого начетчика Фёдора Евфимьевича Мельникова в единоверческой Церкви города Томска. 
 

патриархкниги

На сегодняшний день мы видим то, что ведется переписка между Комиссей по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством РПЦ МП с членами РПСЦ. Очевидно, что вопросы признания или непризнания иерархии РПСЦ должны решаться епископами Русской Православной Церкви соборно.


Из приведенных пунктов видно, что Церковь, движимая Святым Духом, пошла по пути любви - и в данном случае по пути отвергнутого Синодом, но не Церковью, единоверческого златоуста Иоанна Верховского и исповедника Православия сщмч. Андрея (Ухтомского). Вопрос раскола очень сложный, и вся вина за него не может быть возложена только лишь на каких-то одних конкретных личностей. Только любовью можно покрыть сей раскол. Только явлением своей любви к Великому Преданию Православной Церкви. 

Именно поэтому труды сщмч. Андрея (Ухтомского) и отца Иоанна Веховского могут быть распространены в единоверческих приходах, так как именно они явили любовь к древнерусскому преданию нашей Церкви и людям, положившим жизни за веру и обряды своих отцов. 

Их сочинения внушают надежу единоверцу на возможность равночестного исповедования в Церкви наших древних русских обрядов. И именно их сочинения сохранили лично меня в Православной Церкви, ибо эти исповедники из нее никогда не уходили, но лишь утверждали в духе и истине то, что не должно быть извергнуто Церковью.

Васильев А.

Краткая заметка о Верховском и сщмч. Симоне: https://vk.com/ioann_verhovskiy?w=wall-217660578_127

01.08.2023
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.