25 ноября 2019 года на сайте «Русская вера» была опубликована статья Дениса Москаленко из Минска «Об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви»
К сожалению автор не назвал, к какой именно общине он принадлежит, но по содержанию статьи можно предположить, что он является прихожанином поморской общины беспоповского согласия. Денис Москаленко утверждает, что «священство таинственное, подчинённое священной иерархии… прекратило своё существование с 1666 года».
Практически Денис Москаленко ознакомил читателей с версией прекращения священства, возникшей в среде беспоповского старообрядчества относительно недавно и закреплённой решениями современных соборов Древлеправославной Поморской Церкви в 2001 и 2008г.г. Ничего нового Денис нам не открыл. Удивляет другое… Для подтверждения своих тезисов о законности нерукоположенных наставников совершать Таинство исповеди автор статьи избрал 105-й вопрос «Поморских ответов» ( по всей вероятности Денис ошибся, т.к. речь об этом идёт в вопросе 102). Иеромонах Неофит спрашивал: «которыя правила предложены вам о возбранении священнодействия иереем без воли епископли… продерзою смелостию творите, еже не данная предвосхищаете, купно же с собою и простый народ в погибель сводите?»
По учению православной церкви, основанному на слове Божием, таинство покаяния самим Спасителем предано совершать освященным лицам, и дана им власть оставлять грехи кающимся.
«Вопрос: «Аще суть иноцы, священницы неискуснии слову, воеже приимати помышления, друзии же, не суще священницы, знают сей искус, достоит ли сицевым помышления приимати неких, или ни?»
Ответ: «Иже помышления приемлют, врачев искусных чин содержат, знающих на недужных подобная наводити былия. Аще убо кто есть священник, не искусен же, а другий не священник, искус же имея духовного деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати и правильно исправляти. Обаче иже не суть священницы иноцы, паче же неискуснии, приемлющии же неких помышления и связующии и решащии, да знают, яко не по правилом сие творят, и ни во что же есть. Ибо святии отцы ниже священником изволяют без повеления архиерейска примирити кающихся, якоже шестое и четыредесять третие правило иже в Карфагене собора изъясняет».
«Вопрос: «Достоит ли несвященному иноку, или освященному исповедания человеческая приимати самовольне, или ни?»
Ответ: «Освященный же инок, множае паче не священный, чрез волю епископскую Богови примирити не может исповедующегося. Елицы убо суть освященнии, по повелению епископа исповедания человеческая да приемлют. Несвященному же иноку наказание его искусство дает власть примирения. Аще убо себе самого безбедно соблюдает, и исповедающихся Богови да примиряет.
Оба сии свидетельства очевидно подтверждают и с особенною силою учение церкви, что совершение таинства исповеди с отпущением грехов кающимся принадлежит только священным лицам, а искусным инокам дозволяется только приимать помыслы, но не таинство исповеди совершать и отпущение грехов подавать, на что они не получили власть чрез рукоположение.
А что касается исповедания помыслов, то иноки многажды сказывали и сказывают их друг другу не во время исповеди, но для совета. Особенно же во иноцех новоначальных, неискусных ещё в борьбе с лукавыми духами и со своими страстями, держалось это правило – исповедовать свои помышления искусным старцам и от них слышать наставления: се твори, а се не твори. Посему исповедание помыслов не всегда означает исповедание деяний, и велие есть различие исповедания деяний от исповедания помыслов. Исповедание помыслов требует от приемлющего оные только рассуждения и наставления, что делать и чего не делать, а не разрешение грехов.
А вот на вопрос 105-й отвечать кое-кому обязательно придётся.
В вопросе 105-м говорилось: «Егда в день страшного суда Христова пастырие церковнии кийждо и со стадом своим будут пред страшным судиею стояти и ответ Владыце о талантах воздавати: ваши же не посвященные простецы, духовные отцы, не приимшии таланта от Владыки, где будут тогда стояти?
Верование, что все священство погибло, уничтожилось, обличал еще священномученик Аввакум. Он с негодованием писал одному такому проповеднику: "Забрел ты, друг, во глубину зол, воспряни: понеже ни сам дьявол не может упразднить священнотаинство - ни антихрист с чады. Рече учеником Своим Владыка: "Аз есмь с вами до скончания века. Не блазнися, чадо. Аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет".
Каким образом православные старообрядцы временно лишились священства?
В 1654 году царь и Никон созвали в Москве собор для того, чтобы осудить старые обряды и ввести новые. Только Павел Коломенский открыто высказывался на соборе против церковной реформы. По свидетельству современников, он заявлял:
«С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!».
Таким образом, Павел оказался единственным русским архиереем, посмевшим выступить против всесильного патриарха и сумевшим однозначно решить для себя сложнейшую дилемму, «остаться ли на епископской кафедре без паствы или пойти с паствой без кафедры» (В.О. Ключевский).
По указанию Никона епископ был отправлен в ссылку в новгородский Хутынский монастырь под строгий надзор настоятеля Евфимия. Находясь в этой обители, Павел был лишен возможности общаться со старообрядцами. Патриарх приказал никого не пускать к епископу, а наиболее упорных в своем желании повидаться с опальным святителем велел хватать и бросать в темницу. Тогда епископ взял на себя великий подвиг юродства.
Внешние наблюдатели посчитали, что Павел «изумился», то есть помешался умом от перенесенных страданий, но это безумство было кажущимся. В условиях начавшихся гонений было намного легче проповедовать верность древнехристианским преданиям, прикрываясь «буйством проповеди», притворным безумием. Хутынский настоятель и монастырская братия, считая Павла сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за «безумцем» и предоставили ему возможность бродить в окрестностях монастыря. Эту свободу епископ всецело употребил на проповедь среди окрестных жителей. Он наставлял их:
«Возлюбленные мои братия и чада о Господе! Стойте во благочестии и держитесь предания святых апостол и святых отец, а догматов новых, внесенных в Церковь от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себя от творящих распри и раздоры, подражайте вере бывших святых архипастырей российских, а в учения странные и чуждые не прилагайтесь. Почитайте священника, без него не пребывайте! На покаяние приходите, посты сохраняйте, пьянственного пития удаляйтесь, Тела Христова не лишайтесь».
О том, что Павел по-прежнему проповедует верность «древлему благочестию» и учит народ держаться старых церковных обрядов, стало известно Никону, который решил погубить непокорного святителя.
Старообрядческий писатель XVII века диакон Феодор так описывает мученичество епископа Павла:
«Никон… посла слуг своих там в новгородские пределы, идеже он, ходя, странствовал. Они же там обретоша его, в пусте месте идуща, и похвативше его, яко волки кроткую овцу, и убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем по Никонову велению. И так тому конец рабу Божию сотвори Никон волк, дабы не обличал его, законопреступника».
По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 3 апреля (по старому стилю) 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг.
Имели старообрядцы попов довольно, но не было у них архиерея.
Отделяясь от господствующей церкви не из-за догматов, не из-за форм церковной администрации, а лишь из-за изменения чинопоследований, они признавали, согласно православному учению, что в истинной церкви, которая, по слову Спасителя, будет стоять до скончания мира, необходимо нужны три чина иерархии: епископский, иерейский и дьяконский, с преемственным от самих апостолов рукоположением. (Мельников «Очерк о поповщине и беспоповщине»).
В первые годы своего существования Выговская Пустынь имела священство и причастие.
Здесь жил и служил соловецкий священноинок Пафнутий; последний священноинок на Выге скончался в начале уже XVIII столетия. Да и после прекращения на Выге священства выговцы долгое время причащались запасным Агньцем. Руководители Выговской Пустыни, сами братья Денисовы, решительно исповедовали веру в вечность бескровной жертвы Христовой. В своих знаменитых "Ответах" синодальному миссионеру Неофиту, написанных в 1723 году, получивших название "Поморских", они заявляют:
"Мы веруем святому апостолу Павлу, веруем святым учителям церковным, возвещающим жертве тайней приноситися в воспоминание Господне даже до скончания века" (ответ 99-й).
А с жертвоприношением должно быть вечно и священство, ибо первое без последнего быть не может. Посему выговцы долгое время жили верою, что где-нибудь Господь сохранил благочестивое священство. Они не раз делали попытки приобрести себе епископа и таким образом восстановить в своей среде священную иерархию.
Отцы Выговского общежительства братья Денисовы и иже с ними ясно сознавали всю трагическую беспримерность состояния Православного Старообрядчества в то время.
Однако оправдывали это горькоплачевное положение тем, что оно долго не продлится: вот-вот наступит второе славное Христово пришествие. Но Господь Бог, по неизреченному долготерпению и милосердию Своему, даровал миру ещё быти. И, лишённые промыслом Божьим полноты церковных Таинств, наши предки скорбели, молились, горячо желали Причастия Небесного.
«Отличительная черта истинных христиан есть томление по «новому небу и новой земле», на которых правда живет» (архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) по поводу верований русского народа в таинственный град Китеж). Ничуть не удивительно поэтому, что и многие старообрядцы верили, что где-либо Господь сохранил в благочестии истинных епископов» (Ф.Е.Мельников «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви», часть 2-я, «Предварительные вопросы о чиноприеме епископа»).
Наши благочестивые предки в 17-18 веках прекрасно понимали ненормальность своего бытия, надеялись возвратить утраченное и поэтому неоднократно делали попытки приобрести себе епископа и, таким образом, восстановить в своей среде священную иерархию.
Из этих попыток наиболее известны три.
Ветковские старообрядцы еще задолго до присоединения к ним епископа Епифания вели деятельное сношение с ясскими старообрядцами о приобретении себе епископа от ясского митрополита. Они обратились с предложением и к выговским поморцам принять участие в этом деле. По этому поводу выговцы собрали собор, который единодушно и весьма сочувственно отнесся к предложению приобрести епископа. Вести это дело был уполномочен Леонтий Феодосеев. Андрей Денисов советовал рукоположить «приличнее архиепископа, неже епископа»: тогда бы он самостоятельно рукополагал себе преемников – других епископов. Свои наставления и указания Леонтию Феодосееву Андрей заключил усердной просьбой: «И ты, Господа ради и мира ради церковного, потрудися съездить к ним (т.е. ветковцам) и о всем к полезному порадей…». От всех же своих старцах и братиях Денисов прибавил, что все они «Бога молят, да дасть нам полезное, спасительное и безсомненное получить». Так велика была жажда наших благочестивых предков иметь законную священную иерархию. Послание датировано 7238, т.е. 1730г.
К тому же 1730 году относится и самостоятельная попытка выговцев найти себе епископа от Русской церкви. Но – безуспешно.
На этом поиски священства не остановились, но были направлены на восток – к Греко-восточной Церкви. В Иерусалим отправился известный выговский деятель Михаил Вышатин. Однако, смерть, постигшая его в Палестине, прервала дело.
В 1765 году (через 35 лет) в Москве состоялся Собор старообрядцев по вопросу восстановления в Старообрядчестве епископского чина. На этом Соборе участвовали и представители «поморцев».
В 1926 году в Нижнем Новгороде состоялся Собор поморских наставников, который постановил восстановить в своей среде настоящее священство.
Вышеизложенные данные приведены в «Краткой истории Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви» (часть 2-я, «Искание архиерейства») Ф.Е.Мельникова.
Кстати первые поморцы причащались!
Известный протоиерей Алексей Иродионов, бывший ученик Семена Денисова, долгое время состоявший под его руководством на Выге , рассказывал, что прежние священники "освящали запасныя Агньцы превеликия и, раздробивши тые на мельчайшия частицы, раздавали детям своим духовным". Этими запасными дарами еще в 1736 году причащались сами руководители Выга, и Алексей Иродионов, по его признанию, раза два-три причастился ими на Выге. (Братское Слово. Изд. Н. И. Субботина, 1891. Т. П. С. 813).
Другой бывший выговец, Григорий Яковлев, свидетельствует, что на Выге "едини некия древния крупицы имеющия у себя и теми по временам причащаются сами; другия иже от Досифея и Феодосия бывших попов, проскомисанныя токмо приемлют, а иных же, аще и древних, сомнятся" (Братское Слово. 1886. Т. II.. С. 321-322).
О самом зачинателе Выговской Пустыни, Данииле Викулове, Яковлев сообщает, что "он многажды некоих и причащаше, якобы мня древним причастием" (Братское Слово. 1888. . № 6. С. 398).
О другом Выговском началовожде, Даниле Матвееве, участвовавшем и в составлении "Поморских Ответов", Яковлев говорит, что он отца его перед смертью при самом Яковлеве и прочих келейниках "покаял и причастил" (Там же. С. 413).
Семен Денисович перед смертью тоже "причастился запасными некими крохами, которых останки и ныне не мало имеется в сохранении у Мануила Петрова в тайности" (Там же. С. 404).
В самом "Выгорецком Летописце" значится под "7298 – 1790 годом": "Того же года Феоктиста окт. 20 ногою заболе. Дек. 13 горячка приступила. Дек. к 19 числу в ночь постригли и причастилась тайн Христовых в полдень" (Братское Слово. 1888. № 10. С. 802).
Еще один свидетель, бывший беспоповец Евдоким Южаков, удостоверяет, что даже во второй половине уже XIX столетия среди беспоповцев севера еще пользовались запасными дарами. Он вместе со своим родным отцом посетил поморские скиты в Архангельской губернии. Шесть дней пробыли они в Амбурском скиту. "Старцы рассказали нам, – повествует Южаков, – о разных чудесных явлениях в скиту... Еще показывали части святого причастия, которое будто бы осталось от времен, бывших до патриарха Никона, и которым они напутствуют себя при смертном часе" // Братское Слово. 1886. Т. П. С. 38.
За время, разделяющее нас от тех событий, среди поморских старообрядцев возникли новые теории о пришествии духовного антихриста, отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде».
Откуда возникли эти утверждения? От слов Божественного Писания, или от ветра собственной головы и «…негодных же и бабьих басней» (Тим.4.7.)?
«С евангельских времен христианское учение о судьбе тварного мира отличает жесткая… предопределенность его финала: история человечества неизбежно закончится отпадением большинства людей от истинной веры, воцарением антихриста и вторым пришествием Христовым.
В отличие от поповцев, считавших, что пришествие антихриста ещё не состоялось и современные события — лишь предуготовление к его появлению, староверы-беспоповцы были вынуждены разработать свою теорию, своё учение о "духовном антихристе".
Беспоповство не могло, не отрицая самое себя, отказаться от представлений об уже состоявшейся онтологической (греч. ontos – сущее, logos – учение – В.К.) катастрофе — исчезновении из мира благодати и истинного священства.
Факт исчезновения истинно православной иерархии объясним только состоявшимся приходом антихриста, возможен и неизбежен только в этом случае и, в свою очередь, подтверждает его приход в мир. Поведение новообрядной иерархии, жестокими методами истреблявшей Древлеправославие, не позволяло сомневаться в своих выводах. Но требовалось объяснить — кто есть антихрист персонально? к чему применим срок три с половиной года?
Отказавшись от попыток отождествить антихриста с конкретной исторической личностью, книжники-беспоповцы утверждали, что антихрист — понятие духовное. Это не физическая личность, так как всё предсказанное о нем в пророчествах не может осуществиться в одном человеке. Поэтому всемирное владычество антихриста, понимаемого как совокупность всех еретиков, исказителей истинного христианства, будет продолжаться некоторый неопределенный срок, но неизбежно завершится низвержением антихриста Христом во время Его второго пришествия.
Т.о. «Учение о духовном причащении является вынужденным, единственно возможным для беспоповских мыслителей выходом (курсив мой – В.К.), избавляющим от выбора между двумя равно неприемлемыми альтернативными решениями: либо принять как должное отсутствие причастия (что невозможно ввиду его особой значимости, установленной в Евангелии), либо принимать его от еретиков-никониан, которые имеют только искаженную внешнюю форму без спасительной сущности» (М.Шахов).
С течением времени "поморцы" стали не только фактическими беспоповцами (таковыми они стали после смерти прежних священников) но и идейными, ибо начали учить, что священство везде прекратилось и неоткуда его достать. Тем не менее до сих пор они все еще живут верой в необходимость священства в церкви и требуют, чтобы таинства церковные и духовные требы отправлялись не мирянами, а духовными лицами.
«Утверждения беспоповских книжников о том, что «они не берут на себя смелость категорически утверждать, что мистическая благодать священства пресеклась повсюду на земле» — это не только уклонение от ответа, не только констатация ограниченности способности суждения. Это и отражение реальных надежд обрести "на краю мира" страну, не затронутую духовной катастрофой, страну, о которой рассказывают легенды о Беловодье и Китеже-граде, в поисках которой староверы предпринимали дальние экспедиции» ( М.Шахов)
К величайшему сожалению совещание руководителей центральных органов и общин ДПЦ России, Белоруссии, Латвии и Литвы 8 июня 2001 г. приняло постановление, согласно которому следует считать «поиски благочестивого священства... исчерпанными». (Календарь ДПЦ на 2002. М., 2002. С. 3), что придало ранее существовавшему у поморцев тезису о возможности спасения без полноты церковных таинств значение вероучительной доктрины
Какая самоуверенность, самонадеянность и тщеславие?
Кто-то даже утверждает, что только поморские староверы, остались истинными христианами во всем свете, все же остальные – еретики.
И как будто не Андрей Денисов со товарищи писал, отвечая на вопросы 98 и 101 «Поморских ответов» о том, являются ли они последними остальцами Православия.
«Обаче опасаемся и глаголати и помышляти, яко мы едины есмы. Аще бо и боговидный пророк Илия, проглаголав от ревности к Богу, оста аз един, услыша: Яко седмь тысящ мужей суть угождающих Богу, их же он не ведает» (Кн. III Царств, гл.19).
Или не протопоп Аввакум:
«Как то дерзко глаголют… Только и святых, что бытто мы одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру» (Письмо к двум девам).
Как мы любим, зачастую с нескрываемым презрением к другим, подчеркнуть свою принадлежность к Старой Вере, верности старым богослужебным чинам!
Однако если мы говорим о Старой Вере, то следует прежде всего сказать, что это не та вера, которой живут сегодня поморские беспоповцы. Старая Вера имела все семь Таинств и, разумеется, священство, которое призвано Господом исполнять эти Таинства. И насколько религиозное объединение, община, или отдельный христианин далеки или близки в понимании, принятии или непринятии, стремлении к восстановлению в своей духовной жизни этих понятий, настолько они далеки, или близки к Старой Вере.
«Яко не благодать Божия в Таинствах умалится, или прекратится, но вера в Бога оскудеет в сердцах человеческих» (Ин. зач. 43).
В прежние времена древлеправославные христиане (старообрядцы) отличались начитанностью, знанием толкований Священного Писания святыми отцами. Почему же сегодня так часто наши утверждения и суждения о вере идут не от слов Божественного Писания, но от собственной самоуверенности, «…негодных же и бабьих басней» (Тим.4.7.)?
Бессовестно пользуясь этим, сегодня среди наставников поморских старообрядцев находятся люди, которые дерзают утверждать, что в наше, мол, время, не может быть ни истинного священства, ни истинного Причастия, наделяя себя при этом не только поповскими, но и архиерейскими полномочиями.
Для них не являются авторитетами ни св. апостол Павел:
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатию,…» (2 Кор. 9.8). «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Исуса Христа» (Еф. 6.24).
Ни отец Староверия протопоп Аввакум:
«но о священстве и о причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится тело Христово, составлено быти до скончания века… А кои не причащаются люди, и оне делают не горазда, своим умыслом говорят: взята-де. И после антихриста… благодать та не поменет верних своих» («Письмо к двум девам»).
«А иже от причастия себя отлучают, а мочно только получить сокраменто (невидимо) святыя службы, и я того же не похваляю» (там же).
Так кто же такие поморские беспоповцы? Куда идут?
И не о таких ли говорит свт. Иоанн Златоуст:
«Отступающие от Христа будут удалятися от святыя Церкви, и будут проповедати, яко благодати Божией и освящения несть на земли, и яко Царство Христово не вечно есть и возлюбят безначалие и неповиновение, и возлюбят брак бесчинный, и сего ради у таковых людей храмы Божии будут пусты и чтении Писании не услышатся, служба угаснет, и святые Таинства не имут у таковых явитися».
Вопросы непростые и рано, или поздно, но отвечать на них придется. И, прежде всего, наставникам общин.
«…аще кто умрет без Причащения небрежением отца духовного, то за такое нерадение иерей достоин будет муце: понеже лишил душу Божественного света, его же диаволи трепещут и не могут зрети на лице причастившегося»(свт. Иоанн Златоуст, Нед. 27-я).
Они утверждают, что «…в современном положении эти поиски (церковной иерархии – В.К.) не только безосновательны, бессмысленны и бесполезны,… но крайне вредны. Потому что могут привести к последнему и крайнему разногласию!»
Разногласию с кем?
Может быть с отцами Выговской обители братьями Денисовыми? Или с протопопом Аввакумом?
«Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно» (протопоп Аввакум).
О каких отцах, говорил Аввакум, живший в 17 веке? О чём таком "полезном, спасительном и безсомненном" говорил в своём наставлении Леонтию Федосееву Андрей Денисов от имени выговской братии?
О какой вере древлеправославной?
Разве о Церкви без священства и без Таинств говорили они? Разве не предупреждали они нас: «в учения странные и чуждые не прилагайтесь».
Разве за веру без святого Причастия и остальных шести Таинств, совершаемых законнопоставленным священником, наши благочестивые предки шли на дыбу и смерть?
Почему же мы не внемлем их словам?
Мы, которые в гордыни своей возомнили себя «последними остальцами». Если мы считаем протопопа Аввакума, еп. Павла Коломенского и прочих страдальцев за Древлеправославие своими благочестивыми предками, то мы должны «на деле показать это исполнением их учения, а иначе это будет лишь поруганием их священной памяти» (архиеп. Софроний Австралийский и Канадо-Американский).
Да, никоновские «новины» странны и чужды, но не менее странно и чуждо Православному Старообрядчеству отсутствие полноты древлеправославных Таинств «не нужды смертной, а гордыни и кичения ради».
И не о поморских ли старообрядцах, в том числе, говорит апостол Павел:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвратят «слух и обратятся к мифам» (2Тим.4,3-4).
Поморское Старообрядчество сегодня перед выбором:
Или на деле доказать свою приверженность Древлеправославию, подтвердив правоту учителей Поморского Староверия протопопа Аввакума и Андрея Денисова, восстановив полноту церковных Таинств в Древлеправославной поморской церкви, или окончательно отколоться от него, беря, в сущности, курс на изоляционизм, сектантство и этнографическое старообрядчество.
И действительно, священноиерархический дух прежних выговцев выродился сегодня у поморских беспоповцев в форму «самодельного духовенства».
Вы спросите: «А где же обрести сегодня полноту древлеправославных Таинств?».
Ответ на этот вопрос мы снова найдем у отцов Староверия.
Протопоп Аввакум:
«Мнози бо лжепророцы и лжехристи преобразуются в апостолы Христовы,… И вы веть душу разумичну имате: аще учит право по старому Православию, по книгам Филаретовым, приемлете таковаго…».
Андрей Денисов:
«И аще кто обрящет древлеправославного благочестия церковь и священство, от священника с чистой совестию причащается» («Поморские ответы», отв.140). И уж совсем однозначно в письме к новгородскому митрополиту Иову в 1714 году: аще бы совершалися предания, чины и уставы по старопечатным книгам, то ни один старообрядец в своем упрямстве бы не пребыл». Ибо выговские отцы писали и действовали «не гордости ради и кичения, но спасения ради душ своих» («Поморские ответы», отв. 101).
Сегодня, по Божьей милости, у нас есть возможность совершать «предания, чины и уставы по старопечатным книгам».
Так кто и что этому мешает?
Дорогие братья и сестры, давайте снова вернемся к слову прп. Симеона Нового Богослова о спасении:
«Все старания и весь подвиг… должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов и, таким образом, приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие».
И вспомним наставление св. ап. Павла:
«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).
А теперь, дорогие братья и сестры, давайте оглянемся и посмотрим, много ли мы увидим плодов Духа Святаго вокруг себя? Кто-то скажет: «А что же вы хотите? Последние времена!». И объяснят, что, мол, благодать Божия в Таинствах умалилась, или прекратилась вовсе. Нет, дорогие мои, это «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин.12,40)
И потому пока не затворены врата милости Божией и есть время, здесь на земле можно выпросить прощение у Бога… и на земли сподобиться получить Св. Пречистое Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.
«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Исуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви».(2Ин. 1,3).
С братской о Христе любовью составитель
Вячеслав Клементьев
При составлении, кроме указанных выше авторов, использованы статьи и работы:
о. Иоанна Миролюбова
М. Шахова
26.11.2019г.
Статья взята с сайта edinoslavie.ru
Оригинальное название - «Ответ Денису Москаленко о существовании священной иерархии».