Идеи и идеалы современного старообрядчества

«ИМЕННО СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВЫЛЕЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ»

епископ Андрей (князь Ухтомский)

«Современное старообрядчество ценно ровно настолько, насколько оно является носителем определенных идей и идеалов. В том смысле, в котором оно является не носителем идеалов, а социальным клубом, группой по интересам, какой-то этноконфессиональной единицей, оно никому, кроме самих старообрядцев, не интересно».

(Алексей Муравьёв).


 

Так что же это за идеи и идеалы?

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил старообрядчество:

«Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление.

Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

Старообрядцы:

- защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия;

во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины;

- выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства;

- донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька»;

- для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим;

- энергично протестуя против горделивых папистских притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили». (Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский).

 

«Действительно, между господствующим исповеданием и старообрядчеством нет разницы в учениях о значении в Церкви святых, о священном Писании и церковном предании, о церковных таинствах. Все те истины (кроме мелких и обрядовых), которые содержатся в катехизисах и древних, и новых, и в обширных богословских системах, остаются незыблемыми и едиными как для господствующего исповедания, так равно и для старообрядчества. Но, кроме этого, весьма обширного круга учений, в Церкви Христовой содержатся и многие другие, не менее важные учения и предания. Не все они записаны точным образом, не все сознаны ясно и положительно, но тем не менее они живут и действуют в Церкви и созидают ее.

К таковым истинам относятся:

- значение каждого отдельного верующего в Церкви Христовой;

- значение приходского собрания и всего народа;

- отношение между священством и паствою;

- смысл и значение епископства;

- смысл и значение внешнего церковного управления в общей народной церковной жизни;

- значение обрядов и обычаев и какою силою и властью они созидаются; как и в чем выражается святость и непогрешимость Церкви.

Когда-то, - писал В.Г.Сенатов, -  нами была высказана мысль, что в церковном выборном начале таится нечто великое, глубокое, общечеловеческое, что в нем скрывается догмат, издревле существующий, но нами еще невыясненный, - догмат, который может захватить умы и сердца многих и выразить действительно христианскую творческую мысль, века таящуюся в глубине русского народного духа, что старообрядчеству надлежит явить миру человеческому истинно-христианское разумение о священстве и о народе.

Задача эта достойна вселенских соборов и является действительным средоточием всех живых современных религиозных вопросов, и разрешение ее явится расцветом русской богословской мысли и мысли вселенской святоотеческой Церкви». (В.Г.Сенатов).

Старообрядцы имеют великую жемчужину, великую святыню, которую…все только начинают понимать. Сами старообрядцы, к великому сожалению, свою нишу в социальном движении, в социальном смысле больше никогда не займут, потому что они потеряли те социальные слои, на которых держались. Они были уничтожены. Но они сохранили глубину понимания этих вещей, они сохранили такие сокровища, которые сейчас могут быть переоценены, даже если не приняты совсем (о. Иоанн Миролюбов).

 

Вячеслав Клементьев,

старообрядец  в лоне Белорусской Православной Церкви.


Источник: edinoslavie.ru

01.07.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.