В новом выпуске программы "Время и место" на "Вестях ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак приглашают слушателей в историческое повествование о Никольском единоверческом монастыре.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак, в эфире "Время и место". Марат, я вас приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, о которых посчитали важным напомнить в сегодняшнем выпуске.
16 мая 1866 года состоялось торжественное открытие Никольского единоверческого монастыря в Москве.
САФАРОВ: С конца 18 века уже в восточных предместьях Москвы существовала известная всем Преображенская община. Это, конечно, один из крупнейших центров старообрядчества. А в конце 1865 года митрополит Филарет обратился к императору Александру Второму с ходатайством учредить мужской единоверческий монастырь на Преображенском кладбище. Напомним, митрополит Филарет, как тогда говорили, иерарх господствующей церкви. А после учреждения здесь единоверческой общины многие из активных и влиятельных старообрядческих прихожан присоединились к новой вере для них. Среди них были представители богатых купеческих домов: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Хлудовы. Именно на средства Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова (а мы напомним, что есть в Москве неподалеку от Преображенки, в районе станции метро "Электрозаводская", даже деревянный особняк Носовых, и он иногда доступен для посещений), так вот, была ими построена отдельно стоящая колокольня, Хлудовым была пожертвована монастырю и библиотека, богатая коллекция которой состояла из памятников истории 17 века, образцов даже древнерусской литературы. А в стенах Никольской обители при этом бережно хранились и святыни федосеевской общины, старообрядческой: иконы древнего письма, старопечатные книги. Ну вот по одному иконостасу Успенской церкви можно было "составить себе понятие о том, какие бывали в свое время моленные" (так говорили в монастыре).
СТУПАК: Торжественное открытие состоялось в мае 1866 года. И по прошению московских единоверцев, с позволения императора, монастырь назвали Никольским. Такое название обитель единоверцев получила в память о скончавшемся до вступления на престол цесаревиче Николае Александровиче (сыне Александра Второго). Мы напомним, цесаревич Николай посещал это знаменитое старомосковское место при жизни в 1856 году вместе с братьями Александром (будущим императором Александром Третьим) и Владимиром.
САФАРОВ: Да, монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники, трудники монастыря стали настоятелями на единоверческих приходах во множестве епархий Русской православной церкви. Здесь устраивались и съезды миссионеров, а в церковно-приходской школе учились дети старообрядцев.
Я думаю, Полина, вот так мы уже начали бодро рассказывать об истории Никольского единоверческого монастыря, но время пришло рассказать, а что же вообще такое само по себе единоверие.
СТУПАК: Религиозное течение, возникшее на пересечении официальной православной церкви и старообрядчества. Идея зародилась во второй половине 18-го века как попытка государства и Русской православной церкви преодолеть последствия раскола между официальной церковью и старообрядцами. И вот постепенное сближение старообрядцев с официальной церковью началось ещё в правление Екатерины Второй, а оформилось в короткое, но очень знаменательное царствование её сына — Павла Первого.
САФАРОВ: Да, и вот в 1800 году митрополит Московский и Коломенский Платон (очень влиятельный деятель Русской православной церкви 19-го столетия), так вот он с одобрения императора установил особые правила единоверия, согласно которым староверов, желающих присоединиться к церкви, принимали в это общение по старому, "дониконовскому" обряду. Так же, как и священников: для них рукополагали в официальной церкви, но по дореформенным книгам. То есть таким образом церковь шла (господствующая, опять же повторимся) на компромисс со старообрядцами. Богослужения единоверцам дозволялось совершать также по-старому, сохраняя уклад жизни и традиции, присущие старообрядцам. Но единоверческие приходы, подобно остальным православным, находились в подчинении архиереев Русской православной церкви, Священного синода. То есть они таким образом присоединялись к церкви и уходили из положения старообрядческих.
Слушайте в аудиофайле!
Источник: Марат Сафаров, Полина Ступак. Радиопередача "Место и время" на Вести ФМ.