Если вы пришли на старообрядческую службу в единоверческий приход, то сразу заметите, что православные старообрядцы-единоверцы осеняют себя отличным от ныне общепринятого крестным знамением. Так крестились наши святые отцы, жившие во времена до Никоновой справы (до XVII в.): прп. Сергий Радонежский, прп. Максим Грек, прп. Иосиф Волоцкий и многие другие. Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и хранился у нас с тех пор неизменно вплоть до реформы патриарха Никона. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двуперстие можно видеть на древнейших и важнейших памятниках церковного искусства. Спаситель с двуперстным благословением изображен на росписях конца IV — начала V веков в римских катакомбах святых Петра и Марцеллина. Такое же изображение Христа имеется на иконе VI столетия из монастыря святой Екатерины у подножия горы Синай. Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой». Повелевает креститься двуперстно поместный собор русской церкви 1551 г. - «Стоглав».
Прп. Максим Грек:
«Совокуплением бо триих перстей, сиречь пальца и еже от средняго и малаго тайну исповедуем богоначальных триех ипостасех Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога трое. Протяжением же долгаго и средняго сошедшеся два естества во Христе, сиречь самого Спаса Христа исповедуем, совершенно Бога и совершенно человека в двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго» [1]
В послании грузинской церкви патриарх Московский свт. Иов пишет:
«А молящися креститися подобаетъ двема персты: прежде положити на чело главы своея, таже и на перси. Согбение персту именуется сошествие съ небесе, а стоящий перстъ указуетъ вознесение Господне. А три персты равны держати, исповедуемъ Троицу не раздельну, то есть истинное крестное знамение». [2]
Свт. Кирил Иеросалимский:
«Не постыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем перстами знамение креста на лице и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем. Да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он (крест) — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божья, знамение для верных и страх для злых духов». [3]
Сщмч. Пётр Дамаскин:
«Да и кто может исчислить похвалы святого креста? Образ же святого его знамения святые отцы предали нам для опровержения неверных и еретиков, ибо два перста и единая рука являют распятого Господа Исуса Христа в двух естествах и в единой ипостаси познаваемого». [4]
Свидетельство о существовании двоеперстия встречается в описании английского посланника Флетчера, который, живя около года в России XVI столетия и внимательно присматриваясь к жизни русских и их религиозным особенностям, изложил потом все виденное им в своем сочинении: «О государстве Русском». Описывая чин коронования и миропомазания русских царей, Флетчер замечает, - что, по прочтении положенных молитв, «митрополит, архиепископы и епископы благословляют царя двумя первыми пальцами. [5]
КАК СЛАГАТЬ ПЕРСТЫ?
Первое, что мы делаем, так это складываем нашу правую кисть в соответствующее положение. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединяются своими кончиками в нижней части ладони. Это сложение пальцев символизирует Бога-Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Бог, таинственный и непостижимый, напоминает нам о Своем величии. Догмат о Святой Троице считается центральным в христианстве. В нем – суть нашего Бога, и одновременно, великая тайна.
В то же время соединяются и наши указательный и средний пальцы. И в этом перстосложении скрывается соединенная божественная и человеческая природа Исуса Христа. Чуть согнутый средний перст напоминает о Рождестве Спасителя, Его схождении с Небес, из вечности, в мир людей, ради спасения наших душ. Собираясь перекреститься, мы видим, как наша кисть в мгновение ока превращается многозначительный символ, изображающий Троицу и отдельно Богочеловека Христа! Верующие в разные века умирали за один только этот символ… Потому что в простом внешнем выражении скрываются два основных догмата.
КАК ИЗОБРАЖАТЬ НА СЕБЕ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ?
В следующий момент мы приступаем к самому изображению на себе креста. Крест – орудие казни Спасителя, символ искупительной жертвы и Его великой любви, а также образ победы над человеческим несовершенством. Выходит, что мы изображаем на себе крест, готовые последовать за Спасителем, свидетельствуем о своей верности до смерти, подтверждаем, что готовы распять, то есть уничтожить в себе с помощью Бога страсти и грехи. Но и само начертание креста на нашем теле таит в себе немало смыслов.
Прикоснувшись двумя сомкнутыми пальцами к середине лба, мы исповедуем главенство над нами Исуса Христа. Помните, что подарили Родившемуся волхвы? Золото. Это подарок для Царей. Так вот, Христос – настоящий Царь мира и Царь всем православным христианам.
Проведя рукой до живота, мы напоминаем себе о Сошествии Христа с Небес на землю и пребывании Его в утробе Богородицы. Христос – Бог, но и Человек. Примирение людей с Богом было бы невозможно без соединения двух природ в одном естестве. И мы напоминаем сами себе, что Христос был таким же, как мы, Человеком.
Когда наша рука переносится к правому плечу, мы напоминаем себе, что Христос воскрес и вознесся на Небо, к Отцу, по правую сторону Которого и восседает. Правая сторона – символ пребывания в Царстве Небесном. А вот левая, о которой Спаситель говорит в Евангелии, ожидает людей, отказавшихся быть вместе с Богом. И, перемещая нашу кисть на левое плечо, мы исповедуем Второе Пришествие Христово и Суд над всеми людьми. Именно тогда будет решена вечная участь каждого человека.
Касаясь, именно касаясь, уверенно и четко, без легких обозначений, тела через одежду, мы также свидетельствуем том, что распинаемся на кресте вместе с Исусом.
МОЖНО ЛИ В ЕДИНОВЕРЧЕСКОМ ПРИХОДЕ КРЕСТИТЬСЯ ТРЕМЯ ПЕРСТАМИ?
Как верные чада Русской Церкви, православные старообрядцы сердечно приемлют решение поместного собора Русской Православной Церкви 1971 г., равнозначного Большому Московскому Собору 1666-1667 г, снявшего клятвы на старые обряды и постановившего равноспасительность обоих обрядов, а соответственно и способов совершения крестного знамения:
Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими / стр.7 / на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. [6]
В единоверческих приходах, придерживающихся древнерусского богослужебного уклада, таким образом, крестное знамение совершается исключительно двумя перстами, что мы и рекомендуем людям, решившим посетить единоверческую службу. Однако, по голосу нашей Церкви и по словам прп. Феодора Студита мы верим, что тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только перстом, [тот] тотчас обращает в бегство враждебного демона». [7]
[1] Книга преподобного Максима Грека старописьменная. Библиотека Г.М. Прянишникова в Городце. Гл. 40 — «како знаменоватися крестным знамением». Л. 272. («Выписки» Зеленкова. С. 74). Это же слово напечатано и в Кирилловой книге. Л. 184 об.
[2] Митрополит Макарий. История русской церкви. Т. 10. С. 72.
[3] Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Поучение 13, гл. 36.
[4] Петра Дамаскина книга первая, на бомбицине, полууст. в два столбца, XIV века, в лист, 192 страницы, начальные и конечные листы подмочены. лист 96
[5] Флетчер Д. О государстве Русском. С. 130.
[6] Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая-2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М.,1972, сс.129-131
[7] (PG. 99. Col. 1796).
По материалам статьи Владимира Басенкова «Крестное знамение: собрание христианских истин и молитва тела».