К вопросу о канонизации в православии

Отрывок из статьи «Канонизация святого Германа Аляскинского» (“Canonization of Saint Herman of Alaska”) с официального сайта Православной Церкви в Америке: www.oca.org. Оригинал впервые опубликован в памятной брошюре Православной Церкви в Америке и издан 09.08.1970 в г. Кадьяке, Аляска.

Слово «канонизация» означает признание христианина достойным того, чтобы его имя было внесено в святцы – список святых Церкви. Имена из этого списка читаются во время церковных служб. Каждый день церковного календаря посвящён группе святых, имена которых вспоминает народ Божий. Вместе с тем, если имя включено в святцы, то это означает, что Церковь призывает верующих просить этого святого о молитвах перед Богом. В честь святого могут быть составлены специальные службы, которые совершаются в храмах Церковью в лице народа Божьего. Церковь принимает решение о включении имён в святцы по многим критериям. В целом, в основе всех возможных причин для канонизации того или иного христианина лежит идея о том, что данный человек сохранил в себе образ и подобие Божие, в котором он был создан изначально. Когда Бог создал человека, Он создал его по Своему образу и подобию. Слово «образ» по-гречески звучит очень знакомо – «икон». Другими словами, Бог создал первую икону, а человек, в свою очередь, – это икона Бога, точная копия оригинала. Божий народ видит образ Бога в Его святых. По этой причине в наших храмах и часовнях находится множество икон святых, чтобы напоминать нам о призвании видеть образ Божий в себе и друг в друге. Живой церковный народ собирается вместе на молитву перед множеством икон святых мужей и жен, которые особенно ярко показали, что значит посвятить жизнь Христу.

В течение первой тысячи лет истории Церкви святые признавались без какого-либо формального чина канонизации. Местные общины верующих просто начинали поминать за богослужениями имена тех или иных известных подвижников, просить их о молитвенной помощи, посещать их мощи, остававшиеся зачастую носителями Святого Духа и дарующие исцеления больным душой и телом.

В X веке Римская, тогда ещё православная, церковь начала настаивать на том, чтобы святые были формально и официально «зарегистрированы» в качестве таковых властями. Первой состоявшейся канонизацией такого рода было прославление Ульриха Аугсбургского, канонизированного в 993 году папой Иоанном XV. В течение следующих 600 лет, в течение которых Римско-католическая церковь откололась от Православия, на Западе был разработан очень легалистский и чёткий метод канонизации. В свою очередь, святая Православная Церковь так и не разработала никаких сопоставимых методов прославления своих святых. Ситуация по-прежнему во многом определялась местной практикой, местными почитаниями и традициями. Святых мужей и жен продолжали признавать таковыми при их жизни; продолжали их почитать и после смерти; христиане продолжали просить у них молитв и посещать их святыни. Со временем, особенно в славянских Церквах, был принят более определённый метод канонизации, во многом благодаря влиянию западного христианства. Тем не менее, ни одна православная Церковь не разработала настолько подробную и законническую систему, как у католиков. Вместе с тем, подобная система могла бы быть крайне нежелательной с точки зрения православной традиции. Ведь если мы признаём того или иного человека святым, это вовсе не значит, что он всегда был совершенен, гениален или велик, в современном материалистическом понимании, и что его взгляды на политику, социальную жизнь или экономику считались исключительно правильными. Признание святости в Православии означает лишь то, что в контексте своей эпохи святой каким-то образом проявил в себе образ Божий – что он был той самой иконой, оригинальным творением, новой тварью во Христе. Канонизация не делает никого святым, но признаёт, что кто-то был святым ещё при жизни. Признав это, Церковь призывает своих членов следовать примеру, который даёт жизнь святого, а также молиться ему и сохранять память о нём. Молитва святым не означает, что православные молятся им как богам. Она означает, что мы просто просим святого помолиться о нас.

Конечно, мы можем просить о молитвах и тех, кто официально не прославлен во святых. Так, например, мы просим помолиться о нас наших друзей или членов семьи. Мы можем также попросить помолиться о нас умершего человека – мать, отца, бабушку или дедушку. Но мы особенно уповаем на молитвы тех, кто всю жизнь пребывал в молитве и кто, по сути, является «экспертом» в этом вопросе. Таким образом, православный христианин молится святому, чтобы тот помолился о нём. Почитая иконы святых, православный христианин кланяется и целует их, но при этом он кланяется и целует образ Бога, который он видит в святом. Он кланяется, чтобы почтить образ Божий, и целует, чтобы показать свою любовь к этому образу и выразить надежду, что образ Божий проявится и в нём самом. Подобным образом священник кадит иконы и кланяется им – опять же, видя образ Бога, он кадит его и кланяется ему; а затем священник поворачивается и кадит людей, собравшихся в церкви, и кланяется им, как иконам. То есть он также видит образ Божий в православном народе, который и есть Церковь Христова на земле. В свою очередь, люди склоняются перед священником, видя в нём тот же образ и то же призвание быть иконой-образом.

Канонизация, повторим, не делает человека святым. Она, скорее, во всеуслышание устанавливает тот факт, что человек уже свят. То есть, что прославленный человек и Бог настолько «соработничали», что человек обожился по благодати, как и сам Бог является Богом по природе своей. Хорошо иллюстрирует этот факт известное высказывание Афанасия Александрийского о том, что в воплощении Христа — «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

16.02.2023
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.