Цикл статей-мнений о единоверии продолжает наш новый материал. На этот раз мы решили не ограничиваться мнением одного человека, а опросили двух священнослужителей и двух мирян-единоверцев о главной преграде в деле развития, консолидации и распространения православного старообрядчества. Ведь не обозначив проблему, нельзя найти способы ее решения.
"В чем по-Вашему заключается главная проблема единоверия?"
Священноиерей Сергий Комаров, настоятель единоверческого храма во имя Архангела Михаила, г. Верхний Тагил:
"На мой взгляд проблема единоверия в том, что мало кто готов слышать. Каждый создал себе свое понятие о единоверии, свою картинку в голове о том, что именно таким должно быть единоверие. А другое мнение никто не слышит. А раз нет единоначалия, то каждый как бы в своей лодочке направление дал и в ней плывет, а должны быть мы в едином корабле."
Серафим Водопьян, головщик храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Малое Мурашкино нижегородской обл.:
"В последнее время у меня сложилось мнение, что проблема единоверия в том, что у нас очень разные люди с разными мнениями. А если есть постоянные диспуты даже в одном согласии, то естественно для нас будет трудно сделать рывок, преодолеть их и найти решения для сегодняшних проблем и запросов единоверия."
Михаил Тюренков, руководитель идеологического отдела телеканала "Царьград", пресс-секретарь ВРНС и член Приходского собрания московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах:
"Главная проблема единоверия, как и всего человечества после его грехопадения, в элементарном неумении понимать друг друга. Проблема для самого единоверия не сегодняшняя и даже не вчерашняя: ещё в XIX веке среди единоверцев были диаметрально противоположные взгляды на сам смысл существования православного старообрядчества в лоне Русской Церкви.
Конечно, любые такие противоречия должны сниматься и покрываться христианской любовью. Но именно эта добродетель особенно оскудела в нашем современном мире. А потому многие из нас, единоверцев XXI века, воспринимают философию единоверия не иначе, как одну из противоборствующих религиозно-политических идеологий. Отсюда – имеющиеся внутриединоверческие конфликты. Которые могли быть сняты, если бы православные старообрядцы чаще сообщались не виртуально, а в соборной молитве. Ну и, конечно, за братскими трапезами, за которыми куда легче достичь единения и понимания.
Разумеется, полностью преодолеть разномыслие невозможно. Да и не нужно. Главное – сохранять верность нашей Церкви, стараясь максимально следовать её дораскольной традиции и не увлекаясь ретрообновленческими экспериментами."
Священноинок Антоний (Аненко), настоятель единоверческого храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, с. Осташово московской области:
"Главная проблема... Мне думается, большая проблема - в том, что нет у нас настоящего центра, если хотите, некоего управления. Взять хотя бы наш приход в Осташове... Предположим, я умираю или серьёзно заболеваю. Что будет дальше!? Скорее всего, благочинный местный пришлёт сюда обычного попа, и на этом все закончится.
Есть и другие примеры, когда местные духовные власти - против единоверия и стараются закрыть приход, лишить его регистрации (например, Кузнецк или Иваново), или постепенно изжить старообрядчество на таком приходе (как в Ростове). Хорошо, если община активная, и есть священник, - тогда и надежда ещё есть. Но что делать в других ситуациях? Куда бежать? Откуда ждать помощи? На круглом столе о. Иоанн прямо ответил: его Центр занимается изучением традиции, публикациями на эту тему и книгоиздательством, и на этом всё... Есть ещё Комиссия, но, положа руку на сердце, кто что видел от этой Комиссии, кроме фотографий и новостей, и что состоялось её заседание? Нет ведущего, каждый сидит в своём болоте и хвалит его, и я так же сижу... Конечно, мечты о епископе - это только мечты, но все же нам нужен какой-то направляющий. Или совет, который решал бы наши вопросы и задавал бы эти вопросы духовным властям напрямую, в глаза, без писем и посредников.
Проблема ещё и в том, что власти духовные совсем не в курсе нашей специфики. Начиная от Патриарха и заканчивая благочинными. Да им и не понять её, этим нужно жить. И в этом вопросе опять же - смотри пункт первый.
Собрались мы раз в год на круглый стол, пошумели, покричали, посидели, повспоминали, поели и разошлись на год, поехали во свояси, и все... Даже Богу не помолились вместе, хотя бы молебен... Ведь это тоже очень важно - совместная молитва.
Наверное, без вожака, без главного "по вере" нам всем очень хорошо живётся, но и рассыпается все тоже очень быстро, и заступиться или вмешаться некому. А где найти этого главу или вожака, и какой он нам нужен? Это тоже вопрос, и за это тоже нужно молить Бога, чтобы Он воздвиг такого человека, или группу людей, способных наше движение возглавить и защитить".
Беседовал Филипп Каминский.