Единоверие на территории Ивановской области в XIX – XX вв.

Территория Ивановской области сложилась из частей Владимирской и Костромской губерний. Для целей настоящего обзора наибольший интерес представляют Шуйский и Кинешемский уезды Владимирской и Костромской губерний соответственно. На указанных территориях официальное число старообрядцев, отложившихся от господствующей церкви, на протяжении XVIII-XIX вв. оставалось невелико. Но большая часть местной деловой элиты – купцов, промышленников, зажиточных крестьян – в той или иной степени была связана с дониконовским православием. Большинство современных райцентров и фабричных сёл Ивановской области обязаны своим промышленным ростом и благоустройством на рубеже XIX-XX вв. именно старообрядческим текстильным династиям.

В сельской местности центрами старообрядчества оставались сёла Дунилово и Пустошь. Только в приходе дуниловской Благовещенской церкви в 1880 году было 288 «раскольников», в 1889 году – 366, что составляло 10-11% жителей.

В 1852 году по поручению Николая I религиозная ситуация в Костромской губернии изучалась статистической экспедицией в составе «состоящих при Министерстве внутренних дел» надворного советника П.А.Брянчанинова и коллежского асессора Л.И.Арнольди. Последний объездил Костромской, Варнавинский, Ветлужский, Нерехтский, Юрьевецкий и Кинешемской уезды. Чтобы представить, какое положение было выявлено на обследованной территории, достаточно двух фраз из записки Л.И.Арнольди (1822-1860). О селе Вичуга Кинешемского уезда: «Вообще, по словам священника Беликова, во всём приходе заметна большая холодность к Церкви, особенно с тех пор, как построена единоверческая церковь купцом Морокиным в деревне Гольчихе». Об уезде: «...Остальные же крестьяне других деревень весьма усердны к Церкви и даже крестятся трехперстным крестом, что весьма редко встречается в Кинешемском уезде, даже в православных селениях». Автор записки прямо отмечает желание крестьян и в других деревнях устроить единоверческие храмы, но вместо поддержки этого желания порицает его, исходя из невежественных и извращённых представлений о старом обряде, которых придерживались в то время органы государственной власти Российской империи. [10]

Многие местные промышленники переходили из старообрядчества в единоверие ради собственной безопасности и коммерческой пользы. При этом николаевские гонения породили в 1840-1850-е гг. череду инициированных сверху дел по проверке истинности обращения старообрядцев в единоверие. Они затронули многих шуйских, ивановских, дуниловских купцов.

Ниже приводятся некоторые сведения о возникновении, развитии и ликвидации единоверческих приходов (всего девяти) на территории современной Ивановской области в течении XIX – первой трети XX вв.

Благовещенский единоверческий приход в Иваново-Вознесенске

В 1834 году перешел со своей семьей в единоверие фабрикант Диодор Андреевич Бурылин (1786-1860) – бывший крепостной графа Шереметева, уже в начале XIX века обладавший капиталом в 200 тыс. руб.

Через три года он купил участок земли у графа Шереметева, а в 1839 году на его средства была выстроена Благовещенская единоверческая церковь с приделами Михаила Архангела и свт.Николы Чудотворца.

При ней устроено было и кладбище. Сначала службы велись в тёплых приделах, главный же престол по благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) освятили только 15 июля 1845 г. В 1893 году фабрикант Никон Николаевич Фокин, староста, пристроил ещё один придел – в честь прмч.Никона и мц.Парасковии (небесных покровителей своего и жены). [1, 3]

Почти с самого основания храма при нем существовала богадельня. В 1847 и в 1857 годах Д.А.Бурылин и И.А.Бабурин выстроили два одноэтажных корпуса. Новый Дом призрения для бедных прихожан Благовещенской церкви Н.Г. и Д.Г. Бурылины выстроили в 1908 году. Это двухэтажное здание из красного кирпича сохранилось и поныне (ул.Ярославская, 20), хотя полностью перестроено.

Рядом имелось и кладбище, на котором были устроены, в частности, семейные захоронения именитых горожан.

В конце 1930 года в Благовещенскую церковь перевезли культовое имущество Казанской старообрядческой общины. Сваленные в беспорядке в подвале, старинные иконы и парчовые облачения вскоре от сырости пришли в негодность. Только через два года старообрядцы приспособили для богослужений небольшое помещение под колокольней. Тогда же часть храма заняла община верующих из разрушенной на пл.Революции Крестовоздвиженской церкви. Благовещенская церковь получила статус кафедрального собора.

Решением облисполкома 24 января 1940 г. Благовещенская церковь была закрыта, здание передано промысловой артели. Вскоре под предлогом непригодности помещения к использованию была ликвидирована и старообрядческая община. На территории единоверческого кладбища разместились авторемонтные мастерские, в 1969 году оно, ввиду строительства авторемонтного завода, было уничтожено. В 1971 году снесено и здание храма, точнее, остававшийся от него основной четверик. [3, 11, 12]

Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса

В Шуе первый единоверческий храм – небольшая каменная Всехсвятская церковь - был сооружён только в 1871 году. При церкви была женская богадельня, а в 1886 году возникла монашеская община, преобразованная в монастырь в 1889 году [9].

В письме обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева министру внутренних дел указывается, что учреждение единоверческого монастыря в Шуе "может иметь влияние и на ослабление раскола в среде так называемых "шуйских шубников" (т.е. участников старинного овчинно-шубного промысла, распространённого в самой Шуе, селах Дунилове, Горицах, Васильевском, Афанасьевском, Пустоши и окрестных деревнях, традиционно связанных со старообрядчеством) [17].

Вообще единоверческих монастырей в России было немного – к 1917 году 9 мужских, 9 женских и одна женская община (новообрядческих монастырей насчитывалось около 1100) [7].

Монастырский комплекс располагался в начале Миллионной улицы у моста через Тезу. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачёвых – жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов). В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения, 11 инокинь, 7 послушниц, 53 белицы. При монастыре существовала школа для девочек. [9]

Центром комплекса Всехсвятского единоверческого монастыря стал пятиглавый Успенский собор, напоминавший архитектурой собор Христа Спасителя в Москве и сооруженный на средства шуйского фабриканта В.В.Рубачёва [9] (последний был и старостой Всехсвятской церкви). Освящение Успенского собора 9 сентября 1901 г. стало грандиозным событием. Его проводил настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (Чичагов, в дальнейшем митрополит; в 1997 г. причислен к священномученникам) с настоятелем керженского Благовещенского единоверческого монастыря Нижегородской губернии архимандритом Филаретом, местными и московскими единоверческими и новообрядческими священнослужителями. В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска "20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17-го и 18-го веков". При монастыре существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 г. числилось 46 дворов (131 человек). [8, 17]

Монастырь был закрыт вскоре после Октябрьской революции, храмы – в 1930-е гг. Необходимость их уничтожения (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете “Серп и молот”. Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством жилого дома. На месте монастырского кладбища в 1990-е гг. построены пятиэтажные дома. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены. [17]

Приход в селе Дунилово Шуйского уезда с Успенской и Покровской цц.

В 1817-1818 гг. старообрядцы Дунилова разделились на сторонников единоверия во главе с Семёном Ивановичем Балиным (1760-1830 или 1831), дело которого о «рассевании раскола» еще в 1814 году рассматривалось в общем присутствии Шуйского суда, и тех, кто решил сохранять верность «старой вере». [9]

В Дунилове первое прошение о строительстве единоверческой церкви относится к январю 1820 г., а в 1821 году местные жители просят дозволения «освятить в церковь состоящую в селе Дунилово старообрядческую часовню с перенесением оной ко близ назначенному для построения каменной церкви месту». В 1821 году к приходу было приписано около 200 человек не только местных, но и из Шуи, Кохмы, Иванова. [9]

«Мне очень памятно, - вспоминал архиеп. Савва (Тихомиров), - как… попечитель, старик Балин, подходил ко мне и допрашивал, каким крестом я молюсь, и как некоторые ревнивые старухи воспрещали мне в одно с ними время творить поклоны». По словам архиерея, единоверческое духовенство в соборных молениях в Дунилове и Горицах не участвовало [5].

Каменная пятиглавая Успенская церковь с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рожества Богородицы была освящена в 1831 году – это был первый каменный единоверческий храм во Владимирской епархии. [1, 9, 18] В 1848-1850 гг. на средства почётной граждански г.Шуи Марии Ивановны Посылиной (из семьи горицких, затем шуйских фабрикантов) и др. благотворителей к востоку от Успенской была возведена тёплая каменная церковь, также в честь Покрова Пресвятой Богородицы в духе эклектики позднего классицизма и древнерусских элементов.

После революции храмы были закрыты, а их имущество расхищено. До 1991 года в пустыни размещался психоневрологический интернат. Покровский храм использовался под

больничную палату на 20 мест, Успенский храм - под склад, здание богадельни - под жилые помещения для больных.

В настоящее время церковные здания переданы Успенскому женскому монастырю, учреждённому здесь в 1991 году. [5, 16, 19]

Были единоверческие приходы:

- в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда (ныне г.Вичуга), с Троицким и Никольским храмами. В 1882 году при храмах появилось здание единоверческого училища, средства на строительство и содержание которого выделял крупнейший домовладелец Кинешмы и Вичуги Иван Александрович Миндовский (1836-1912), несмотря на то, что был известен крайней скупостью.

В 30-е гг. XX века обе церкви были закрыты, Никольская снесена в 1935 году, Троицкая использовалась как производственное помещение и снесена в 1954-1955 гг. [3];

- в селе Бонячки Кинешемского уезда с Богородицкой и Воскресенской цц. (ныне г.Вичуга, Старо-Воскресенская, Белая ц.).

Церкви построены семьёй фабрикантов Коноваловых соответственно в 1880 и 1904 гг. Деревянная церковь Рожества Богородицы была с тех пор оставлена как памятник в качестве приписной, причём службы в ней, по распоряжению епархиального начальства, стали совершаться новым чином и только трижды в год. Школа в Бонячках объединила существовавшие до этого двухклассную мужскую церковноприходскую школу на 100 человек, женскую на 45 человек и фабричную школу для малолетних детей на 100 человек. Церковноприходская школа была на полном обеспечении Коноваловых.

После Октябрьской революции попечителю А.И.Коновалову пришлось эмигрировать во Францию, а затем в США, где он и скончался. Воскресенский храм был закрыт по постановлению облисполкома от 29 июля 1938 г. и приспособлен под промтоварный склад. Расположенная рядом церковь Рожества Богородицы закрыта в 1936 году, стены её простояли до 1970-х гг. [15, 20, 21, 22, 23];

- в селе Тезино Кинешемского уезда с Воскресенской ц. 1911 года (ныне г.Вичуга, Ново-Воскресенская, Красная ц.) Храм возведён по проекту московского архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова (1867-1942) на средства местного фабриканта Ивана Александровича Кокорева (1842-1919) в память о трагически погибшей в 1907 году от огня дочери Лидии. Имеет приделы всех святых, мцц. Лидии и Надежды. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, в воспоминание об огне. Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле. Ряд особенностей архитектуры и отделки делают его совершенно уникальным.

Будучи глубоко верующим, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, И.А.Кокорев в храме Воскресения Христа в знаковых древнерусских символах хотел выразить идею единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии.

В 1930 году Воскресенская церковь была закрыта. В разное время в здании размещались ссыпной пункт, кузница, трансформаторная подстанция фабрики "Красный Профинтерн", телевизионный ретранслятор, промтоварный склад. Значительный ущерб интерьеру нанёс пожар, случившийся в 1970-е гг.

Заново освящена в 1994 году [3, 14, 24];

- в деревне Писцово Кинешемского уезда (ныне пос.Новописцово Вичугского района) с Петропавловской ц. 1903 года с приделами во имя свт. Николы Чудотворца и вмц. Парасковии Пятницы, а также с двумя часовнями. Рядом имелся небольшой каменный храм, служивший усыпальницей купцов Клюшниковых и построенный, вероятно, ранее.

В 1930-е гг., после ареста последовательно двух священников, богослужения прекратились. В 1938 году Петропавловская церковь была закрыта и обращена в хлебопекарню. Позднее в здании, значительно перестроенном, размещались гараж и тарный склад.

С 1994 года в Петропавловской церкви проходят богослужения новым чином, здание восстанавливается. Мемориальный храм оказался в частном владении и используется как хозяйственная постройка. В дер. Ивашево сохранилась каменная часовня в форме поклонного столпа; деревянная часовня в дер. Колокольцево снесена [3];

- в селе Новопокровское Кинешемского уезда с Вознесенской ц.

Единственным священником с 1897 года был Михаил Александрович Василевский (1866-1953), отец выдающегося полководца Великой Отечественной войны и войны с Японией 1945 года, маршала Советского Союза А.М.Василевского. В 1939 году храм был закрыт. В настоящее время богослужения там (новым чином) совершаются эпизодически. У церкви находится могила Надежды Ивановны Василевской (1872-1939). На кладбище при храме сохранился полуразрушенный некрополь местных овчинных заводчиков Носковых;

- единоверческая часовня в Заволжске. Около 1996 года в «Ивановской газете» кратко сообщалось о передаче епархии РПЦ «бывшей единоверческой часовни» в г.Заволжске. Однако других сведений об этом событии и о самой часовне не имеется.

Представление о содержании храмов и причта можно получить на примере прихода в Дунилове. В кон. XIX - нач. XX в. причту храма по штату полагались священник, диакон и псаломщик. Сверх штата был вольнонаемный уставщик. На содержание штатных служителей поступали с причтового капитала (18 750 руб.) проценты - 742 руб.; из них 501 руб. делился между причтом по обычаю, а 240 руб. – поровну, т. е. по 80 руб., согласно воле жертвователей. За сдачу в аренду земли и совершение треб поступал доход до 695 руб. Дома причта были церковно-общественные, деревянные, на каменных фундаментах. Капитал на содержание храма составлял 7100 руб., проценты с него за год – 273 руб. На содержание богаделен также имелся капитал в 56 тыс. руб. и тратились доходы, получаемые с пустоши Глазиха в 56 дес. земли, покосов и дровяного леса.

В кон. XIX - нач. XX в. в приходе числилось 69 дворов с 577 прихожанами (281 мужчина и 296 женщин), из которых двое были старообрядцами.

Государственное содержание причту выплачивалось не везде. Но всегда основу благосостояния прихода обеспечивали попечители, обычно не непосредственными выплатами, а путём выделения целевых капиталов, с которых поступали проценты. Дома причта были церковно-общественные. Причём о бедственном положении или бедности причта сведений не встречается, в отличие от положения сельского новообрядческого духовенства. Как правило, при приходах имелись богадельни и разного рода школы.

Управление единоверческими приходами

Как правило, единоверческие приходы объединялись в отдельные благочиния. Так было и на территории Ивановской области.

Во Владимирской губернии первые единоверческие приходы возникли в Шуйском уезде, и здесь их имелось 3 из 6 во всей епархии, поэтому в 1881году (по другим сведениям – в 1891, после новых дополнений и разъяснений о единоверии) все единоверческие церкви Владимирской епархии были объединены в одно благочиние с центром в г.Иваново-Вознесенске. [2, 7, 9]

Несмотря на малое их количество и объединение всех в одном благочинии, в указанной епархии с 1921 года имелся единоверческий викарий с титулом епископа Мстёрского. Сначала им был Амвросий (Сосновцев, 1868-1928) – в 1921-1926 гг.

Затем Иов (Рогожин, 1883-1933) – с 1927 года до ареста в 1930 году. [25, 26]

В Костромской епархии имелось 28 единоверческих приходов, из них 4, объединённых в благочиние, – в Кинешемском уезде. Таких благочиний в епархии, очевидно, было несколько, однако сведений о наличии там викарного архиерея не имеется. [13, 21, 29]

Единоверческие епископы всегда ставились в качестве викарных, но уже с 1920-х гг. вынуждены были выходить за рамки своих епархий, т.е. стали функционировать в качестве иерархов епархии без границ, причём с ведома патриарха или местоблюстителя. Так, в августе 1924 года резолюцией патриарха все единоверческие приходы (с учётом их желания) России были переданы под управление епископу Керженскому Павлу (Волкову, 1888-после 1952), которому предложено «для блага Церкви непосредственно сноситься с Патриархом всея России, на правах ставропигиального, ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быть пределы управления (37 правило 6-го Вселенского собора)». В 1932 году в его «анкете» указывалось, что проживал в г.Ярославле, а район деятельности составляли единоверческие приходы Ивановской области. [4, 28]

В 1918-1933 гг. всего было поставлено 10 единоверческих епископов, из 8 окончили свою жизнь в местах заключения. Находившихся на свободе практически никогда не было одновременно более 5, а с 1932 года оставался, по сути дела, один – Вассиан (Веретенников, 1877-1938), епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии, арестованный в 1936 году. [27]

В справке культовой комиссии облисполкома Ивановской промышленной области о регистрации единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) от 07.05.1934 районом его деятельности названы Иваново, Ярославль, Шуя, Вичуга, ряд населённых пунктов, входивших в ИПО Ярославской, Костромской и Владимирской областей. К середине 1930-х годов кафедра Вассиана (Веретенникова) была первенствующей среди единоверцев и именовалась «Саткинская и Керженская», а еп. Вассиан окормлял все единоверческие приходы, оставшиеся на территории СССР. Архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения. [4, 27]

Сегодня кое-где (г.Вичуга, Вичугский, Кинешемский и Шуйский районы) сохранились церковные здания, которые заново освящены и используются для богослужения новым чином. Почему исчезли единоверцы – вопрос сложный. Возможно, дело просто в общем сокращении числа верующих в советский период, и если новообрядцы за счёт большой остаточной численности выжили, то аналогичное сокращение числа единоверцев имело для них критический характер.

 

 

С.Ю.Шеин

г. Иваново

 

Источники:

1 О.И.Захарова (ГАИО). «Иереи Шуйского уезда». – Иваново: Ивановский госуниверситет, 2003
2 Ю.А.Иванов. «Уездная идеология»: Религиозно-политическая жизнь российской провинции 1860–1910-х  гг. – Иваново: Ивановский госуниверситет, 2001. – 259 с. – 300 экз.
3 А.М.Тихомиров. Ивановская митрополия Русской православной церкви. Иваново-Вознесенская епархия. – Иваново: ИД «Референт», 2019. – 500 с., ил.
4 А.А.Федотов. Русская православная церковь в ХХ веке на ивановской земле. Сборник документов и материалов. Иваново, 2010. - http://sazonow.ru/files/rpc-xx-ivanovo.pdf
5 Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. – Серг. П., 1898. - https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomirov/hronika-moej-zhizni-avtobiog…
6 https://drevo-info.ru/articles/1588.html
7 Дмитрий Черниховский, http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/bragin.htm
8 Дмитрий Черниховский, www.sobory.ru
9 http://referat911.ru/Religiya-i-mifologiya/staroobryadchestvo-vo-vladim…
10  https://valuh.livejournal.com/323219.html

11  Синодик Благовещенской Единоверческой церкви,ул. Небурчиловская (ныне –ул. Парижкой Комунны)

12     http://history.pravorg.ru/files/2017/11/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%…

13  http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-staroob-edinover.html

14  https://sobory.ru/article/?object=01503

15  https://sobory.ru/article/?object=01511

16  https://sobory.ru/article/?object=05670

17  http://sobory.ru/article/?object=06316

18     https://svyatsy.org/churches/ivanovskaya_oblast/shuyskiy_rayon/dunilovo…

19  https://www.pravenc.ru/text/180583.html

20  https://humus.livejournal.com/6377855.html

21  http://old-churches.ru/stat05.htm

22  http://konovalovo.com/dinastiya-konovalovyh-imeet-bolshuju-istoriju/

23     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8…

24     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8…

25     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B…

26     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B2_(%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0…

27     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B…

28     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0…

29  http://kostromka.ru/church/1911.php

 

29.12.2023
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.