Единоверие. Коротко о главном

На Архиерейском соборе Патриарх Кирилл отметил работу Центра древнерусской богослужебной традиции Симбирской епархии – «научного» центра местной единоверческой общины. Число старообрядных приходов в составе Русской Церкви с каждым годом неуклонно растет, что свидетельствует об увеличении интереса к одному из самых таинственных учреждений церковных учреждений – Единоверию.

Часто мне задают вопрос (и по несколько раз): что же такое Единоверие, чем оно отличается от старообрядчества и прочее, что сейчас будет непросто воспроизвести. Краткий ответ будет звучать так:

Единоверие есть старообрядчество в Русской Православной Церкви, ее неотъемлемая часть и полнота. Православное Христианство. Носитель традиций древнерусских богослужения и уклада.

Единоверие было учреждено императором Павлом I в 1800 году на основании правил митрополита Платона (Левшина). Согласно тем правилам, старообрядцы получали возможность воссоединиться с Церковью и получить своих священников. До революции в России существовало 600 единоверческих храмов и 20 монастырей. Советское время почти полностью уничтожило старообрядные приходы – сохранилось всего 3 храма на всем пространстве СССР. Сегодня Единоверие возрождается, количество приходов растет и только в России достигает почти трех десятков.

Как писал священномученик Симеон Шлеев,

уклад самого обычного единоверческого прихода можно сравнить с монастырским. Блики отношения настоятеля и братии, богослужения совершаются без сокращений. На богослужении царит порядок, прихожане в большинстве своем знают устав. Тексты молитв читают на погласицу (на распев), поют древним знаменным пением, иконы рублевской школы украшают иконостас и стены, во время службы не используется электрический свет, лишь горят лампады и свечи…

Единоверческая церковь

Слова на мгновенье перенесли вас в далекий, затерянный вдали от мира древний монастырь? Нет, это всего лишь рядовой единоверческий приход, скромно расположившийся в своем городе. А вот ко всенощному уже спешат прихожане, словно сошедшие с древних фресок: мужчины в кафтанах и косоворотках, женщины в сарафанах с заколотыми под булавку платками.

старообрядцы единоверцы

В современном ритме жизни, с его бесконечной суетой и хлопотами, мы, порой забываем призывы о молитве, взывающие к нам со страниц Священного Писания. Реальность оставляет нам все меньше возможностей остановиться и вдумчиво нырнуть в себя, услышать Бога и свою обремененную грехами душу. Христианство всегда было своего рода контркультурой, отрицавшей мир с его ценностями.

Остановить время, присоединиться к команде молитвенников на «корабле»-церкви, выйти из «матрицы» повседневности – к этому стремится каждый христианин, стараясь не потерять нашу тонкую ниточку связи с Богом.

На Руси благочестивым считалось держать в доме молельную комнату или даже домовый храм на территории своих владений. Не менее приличным виделась и возможность семьи совершать полный круг суточного богослужения дома, мирским чином. Эта практика бытовала и в общинах, где не было постоянного священника. Ожидая очередного приезда батюшки, миряне самостоятельно вели богослужения, исключая, конечно, совершения таинств и опуская священнические возгласы. Эта практика сохранилась до сих пор. Ряд единоверческих общин России появлялись в отсутствии батюшки, со временем он, как правило и выходил из их среды посредством общего решения и предоставления его кандидатуры на утверждение архиерею.

Надо сказать, что практика богослужения мирским чином – ключевая в формировании старообрядных общин, и общин в принципе.

Подумайте только, насколько высоко самосознание среди таких прихожан! А ведь молитва, согласно словам Феофилакта Болгарского, есть первое дело веры. И действительно, богослужение занимается центральное место в жизни христианина. Любовь и уважение к службе, тщательное исполнение уставных указаний отличает единоверческие приходы.

Кто-то скажет: «законничество!». Но разве стремление исполнить закон Отца есть грех?

единоверие

Отдельное внимание в картине службы стоит уделить знаменному пению. Неотмирное пение клиросов в один голос позволяет буквально… раствориться в слове молитвы. Внутренняя свобода, легкость духа, радость и безмятежность рождает древний распев в сердцах прихожан. Как бездумно несколько веков назад наши предки позволили проникнуть в Церковь оперному пению! Во время исполнения песнопений совершается молитва Богу, «едиными усты и единым сердцем», голосами, сливающимися в один.

Важную составляющую в древнерусском богослужении занимает убранство храма. Прежде всего – иконы.

«Созерцательное богословие» призвано к тому, чтоб одним своим видом заставить взглянувшего на икону человека, глубоко вздохнуть, почувствовать свою несовершенную душу, возвыситься хоть на миг от земного к горнему.

Не отвлекать взор, не давать разуму иной пищи, кроме духовной, не пускать иные мысли, окромя мыслей о Боге – к этому призваны иконы, исполненные в строгом каноничном стиле. Мрак озаряется свечами, напоминающими нам о том, что наши сердца должны пламенеть верой. Не вызывает смущения и одежда прихожан, в которой аскетичное сплелось с национальным. Все – для средоточения лишь на молитве.

единоверцы

И вновь услышим: «Да какая разница, как нам одеваться? Главное, чтоб любовь была…». И впрямь, какая разница как. Но не внутренний ли человек избирает себе стиль одежды? И не внешний ли вид порой может выступить элементом самой что ни на есть проповеди ценностей человека?

Вспомните, как средь бурлящей буднями улицы ваш взгляд вдруг ловил смиренно брядущего по улице монаха, или священника, а быть может, и благообразного мирянина. Неужто не вспоминали вы о Боге? Человек не знал вас, и может, даже, не видел вашего внимания. А Христа молчаливо проповедовал.

Наверное, в завершение короткого рассказа о единоверцах, нельзя не упомянуть о том, что русские люди, восприняв Православие от Византии, стремились воцерковить все пространство своей жизни. В домах было много икон, над выходами размещались кресты, на одежде вышивались сложные символичные узоры, доброй традицией на встречах помимо молитвы считалось духовное чтение и пение… Нам, современным людям, этого порой очень не хватает. Кого-то «воцерковленный быт» может отпугнуть.

Но христианство, вне всякого сомнения, религия истинной духовной свободы, которая никому ничего не навязывает. Другое дело, что, встав на путь веры, неизбежно будешь обуреваем жаждой Бога. И, конечно, видеть Бога во всем, что окружает тебя в земной жизни – здоровое христианское желание.

О старом обряде в Русской Церкви как о доброй традиции, крепком многовековом предании говорить можно бесконечно. На Поместном Соборе, прошедшем 100 лет назад, «святая старина» была фактически реабилитирована, а все недомолвки в отношении единоверцев сняты. Были поставлены первые епископы, и два обряда в мире и согласии продолжили свою жизнь в лоне матери-Церкви.

Владимир Басенков

7 декабря 2017 г.

 

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-korotko-o-glavnom/

07.10.2019
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.