В прошлом материале мы опросили православных старообрядцев о том, что есть главная проблема нашего согласия, и, кажется, ответ очевиден - разномыслие. О том, насколько новой эта проблема является для единоверия и о путях ее преодоления говорим сегодня с нашими собеседниками из различных единоверческих приходов.
"Как преодолеть разномыслие в Единоверии?"
-Если внимательно рассматривать историю единоверия, то разномыслие между приходами существовало во все времена. В XIX – начале XX вв. пути учреждения единоверия для разных общин были разными и, по сути, от этого в значительной степени зависело дальнейшее развитие прихода, отношение духовенства и мирян к сохранению древнерусского богослужебного обряда и в целом понимание единоверия.
Поэтому мы видим совершенно разные виды общин, и их отношения между собой чаще всего определялись именно их взглядами на единоверие.
Сегодняшняя ситуация в некоторой степени напоминает то, что было в XIX веке. С конца 1980-х годов единоверие медленно возрождается, и способы образования новых общин значительно отличаются. Также отличается и состав новых приходов. Если два века назад большинство присоединявшихся к единоверию были по происхождению старообрядцами, то теперь это и бывшие старообрядцы, и те, кто ранее посещал общеправославные приходы, и те, кто принял Крещение или сознательное воцерковление во взрослом возрасте в единоверческом храме.
Такая разность в происхождении, духовном опыте и прочем часто ведет к разному пониманию единоверия как у отдельных единоверцев, так и у целых общин.
Отвечая на подобный вопрос, православный публицист М.А. Тюренков говорит: «Любые такие противоречия должны сниматься и покрываться христианской любовью».
Я бы еще добавил, что начать надо хотя бы с того, чтобы не осуждать других за те различия, которые имеются между единоверческими общинами.
Хотелось бы закончить ответ цитатой священномученика Симона (Шлеёва), единоверческого епископа Охтенского, слова которого должны быть руководством к действию для всех именующих себя единоверцами:
«Христос ведет всех к одной общей цели, но разными путями, кого более углаженными, а кого менее удобными. Быт и устройство единоверческих приходов дают право полагать, что члены их поставлены по воле спасающего нас Господа на более углаженной дороге. Почтенная их задача, таким образом, не сходить с этого пути и не мешаться с свернувшими с него людьми, а продолжать спасаться, содевать свое спасение вместе с другими, стоящими на этой же дороге (оставаться в Единоверии), не быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращать в Того, Который есть Глава Церкви — Христос, из Которого вся Церковь, составляемая и совокупляемая посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру единоверцев, получает приращение для созидания самой себя в любви. Пора перестать единоверцам поступать так, как они поступали раньше по суетности ума своего. Сбитые с толку, разрозненные по причине невежества и ожесточения сердца, они дошли до бесчувствия, не понимают, что нужно и важно для них самих. Нужно и необходимо их объединение между собой...».
-Никак. Если коротко и реалистично отвечать на то, что вы подразумевали, задавая ваш вопрос. По крайней мере, в данном историческом моменте. С другой стороны, возможно ли, чтобы в нашем падшем мире было по-другому? Рассмотрите любое сообщество, и там обязательно не будет единства на 100%, будь оно церковным или светским. Поэтому названные вами «разномыслия» - будничное состояние человеческого общества со времен грехопадения.
Если же вопрос касается того, почему из сверхмалочисленного единоверия до сих пор не сложилось крепкой общности при ситуации, когда не каждый другому мил, но есть некий общий вектор движения и правила, то ответ здесь очевиден – потому что этого вектора и правил нет. А нет их потому, что Единоверие не имеет субъектности. Почему некоторое время назад (а сейчас, насколько видно, кто-то пытается вновь данный вопрос поднимать) тему о единоверческом епископе ставили как обязательное условие нового ренессанса для православных старообрядцев? Потому что в его задачу входила бы централизация приходов, надзор за соблюдением внутренней коллективной этики и преодолением разномыслий. Епископ, согласно неозвученным чаяниям людей, должен был бы стать духовным лидером, суметь выступить третейским судьей в спорах, несогласных и одиозных прижать к ногтю или суметь с ними договориться, оппонентов хоть как-то примирить, а все 40+ общин завести в некую общую систему взаимоотношений и календарный план мероприятий, которые бы обслуживались неким аппаратом епископа. Предлагались идеи аппарата без епископа, благо есть форма в виде таких структур как Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции и еще выше – Комиссия по делам старообрядных приходов. Неплохие идеи, как и водится, не вылились в осязаемую форму, а, следовательно, воз и ныне там.
Я отдал 10 лет своей жизни единоверческому микроприходу, сделал некоторые выводы о психологическом портрете людей в том, что мы называем Единоверием, и пришел к выводам, что, во-первых, есть те, кто старше меня и в теме дольше – и у них нет решения, а, во-вторых, и я рискну это сказать – у людей бывают весьма сложные характеры, чтобы вообще суметь с ними о чем-то договориться. А переделывать других людей – ну это самое бесполезное и ошибочное мероприятие, которым можно заниматься в жизни. Так что остается лишь жить своей жизнью, молиться, трудиться, поддерживать добрые отношения с кем это получается и/или хочется. Адекватность (синоним смирения), внутренняя свобода духа, договороспособность и любовь – главные качества, при наличии которых можно жить с людьми вокруг в мире, или, по крайней мере, в нейтральном состоянии.
-Вами задан очень правильный и актуальный вопрос – как преодолеть разномыслие в единоверии? Да, действительно, разномыслие в современном единоверии является важной проблемой, и преодолеть его теми способами и методами, которыми пытались это сделать раньше, не всегда представляется возможным. В частности, попытка координации единоверческих приходов через отдельные просветительские центры не увенчалась успехом.
На круглом столе по старому обряду в рамках последних Рождественских чтений была принята совместная резолюция. Я принимал участие в процессе ее редакции. Процесс этот показал, что проблема разномыслия в единоверии, действительно, существует. Да, конечно, по тексту резолюции мы пришли к определенному консенсусу, но большинство все равно остались при своём. Изначальный текст существенно отличался от итогового и был изменен во многом благодаря той части духовенства, которая была против единоличных и закрытых решений. Многие представители единоверческих приходов вообще не были уведомлены о данном круглом столе.
Все это говорит в том числе и об отсутствии достаточных горизонтальных связей между общинами, приходами и их настоятелями. Ведь не вертикальные, а именно горизонтальные связи путем прямого братского диалога способны помочь в преодолении разномыслия. Священники в наш век имеют и телефоны, и электронные почты, и социальные сети и могут приглашать друг друга для обсуждения тех и ли иных вопросов и проблем, встречаться не только на протокольном заседании круглого стола, но и на совместном богослужении. Как, например, предлагал священноинок Антоний (Аненко), чтобы та же секция по старообрядным и единоверческим приходам на Рождественских чтениях начиналась с совместного богослужения. Это было бы куда более логично и правильно с церковной точки зрения, когда помимо налаживания прямых связей между приходами и общинами, происходило бы и единение христиан вокруг Евхаристической чаши. Что может быть больше этого для верующих православных христиан? Что может быть более ярким примером единства, чем объединение вокруг Чаши, когда священники говорят друг другу «Христос посреди нас» и отвечают «Есть и будет», после чего вместе читают Символ веры и исповедуют перед Богом свое единство в вере и уповании. И это вопрос не только к комиссиям и центрам, а ко всем нам – единоверческим священникам.
Иной раз зовёшь священника какого-то на престольный праздник, и сразу начинается: «Я не хочу, я не могу…». Другой ждет для этого благословения архиерея (даже иной раз и в пределах одной епархии)… Третий приезжает, а служить литургию вместе не хочет, находя для этого самые странные причины. Возникает вопрос: в чем же еще мы должны искать единство, как ни в общем служении? Отстаивать право молиться по лестовкам, ходить в красивых сарафанах, кафтанах и говорить, что вот мы – старообрядцы, но при этом вместе не молиться?.. Если так, то это достаточно странно и, безусловно – проблема.
Поэтому я убежден, что для преодоления разномыслия единоверческим священнослужителям и представителям общин нужно собираться вместе вокруг одной Евхаристической чаши, за одним богослужением. А уже потом у них будет и общение, и трапеза, и чтения, и прочие мероприятия...
Когда у нас будут таковые богослужения регулярно, когда мы не будем гнушаться одним, двумя или тремя священнослужителями… Когда забудем старые обиды... Когда не будем искать причину не ехать куда-то служить... Когда будем все это преодолевать и преодолевать вместе – тогда все остальные препоны, которые мы сами себе и расставили, уйдут на второй план. Потому что мы будем едины в богослужении, не взирая на то, у кого какая традиция: наонная или наречная, поморская или гуслицкая, липованская, московская или еще какая… Когда будем вместе молиться и без зазирания узнавать друг о друге разные особенности, тогда-то разномыслия и недопонимания будут преодолеваться. А ежели друг друга укалывать, подкалывать и вместе не служить, то разномыслие в единоверии будет только множиться и усугубляться, и ничего преодолеваться не будет.
Вот мы часто говорим: «Нам нужен епископ! Нам нужен епископ!». А решит ли единоверческий епископ наши проблемы разномыслия?.. На самом деле, проблемы эти не решатся до тех пор, пока единоверцы сами своими же силами, и миряне, и священнослужители, не пожелают преодолеть существующие противоречия.
Поэтому будем стараться налаживать горизонтальные связи между общинами, приходами, служителями и настоятелями храмов, преодолевать возникающие средостения и делать общее дело. Ведь Литургия – это и есть общее дело, призванное нас объединять.
Василий Сорокин, головщик единоверческого храма иконы Пресвятой Богородицы «Всем Скорбящим Радость», с. Сёмино
-Проблем в единоверии немало. Прежде всего, наличие разных традиций богослужения, как поповских, так и певческих и уставных, что порождает пустые споры и распри... О. Иван пытается сделать из единоверия некие «старообрядные приходы», где от устава в результате останутся лестовки, подручники и знаменное пение... Много стало молодых людей, считающих себя весьма умными и учительными, но почти не имеющих уважения ни к какому старшинству и авторитету... Да мало ли чего еще. Все так называемые проблемы решаются каждым отдельным человеком в Боге индивидуально, в сердце своем. Вот одна интересная цитата из книги «Входное» архимандрита Василия, игумена монастыря Иверон:
«Господь не слушает Петра и не противится пришедшим; Он не пытается спасти Свое индивидуальное бытие. Его победа состоит не в том, чтобы увидеть врагов поверженными у Своих ног. У НЕГО НЕТ ВРАГОВ. Он не видит в человеке врага, даже когда тот идет против Него. Он видит в нем больного, который не ведает, что творит. И Он умирает, чтобы жили враги Его. Он не убивает человека: Он осуждает грех.... Он осуждает грех в Своей собственной Плоти».
Только осознав на глубине сердца то, зачем приходил Христосъ Господь, и поняв замысел о человеке – только тогда решаются все проблемы. А сделать этого без молитвы и покаяния невозможно, потому что кающийся видит свои грехи, а не ближнего. Надо бы оставить совсем эту мышиную возню в сети и начать деятельное покаяние. Пора становиться Християнами!
Беседовал Филипп Каминский