Духовный стих происходит из сборника бегунов Заонежского края.
Источник: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола /Materiaux pour servir a l`histoire des sectes russes/ : в 5 вып. / под ред. Бонч-Бруевича В. — СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1908. — Т. 1. Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты. — С. 228.
Также, отрывок этого стиха можно встретить в Рукописном фонде БАН (Каргоп. 205).
Душе моя, помысли смертный час!
Внезапу смерть тогда похитит нас,
без милости бо смерть тогда пленит,
прелестной жизни тя, душе, лишит,
на слезы всех стоящих ту не зрит,
свирепо вдруг похитит, во гроб вселит.
Богатство, чести презирает,
в могиле темной всех равняет,
любезную юность умерщвляет,
червям на пищу предлагает.
Доброту всю телесную истлит,
в зловонной смрад и гной все претворит.
Чертогов светлых вместо и полат
вселяет грешных души все во ад
и вместо красных всех одежд драгих
повергает бедных во гроб нагих.
В пресладких еств и вместо всех снедей
наполнит внутрь пресмрадных тех червей.
Рабов премногих и вместо всех слуг
обступит полк диявольский вокруг.
Хотя бы был на всех земных твой страх,
но будет превращен в земный той прах.
Ужасный страх тогда бывает, [266]егда час смертный постигает.
Душа трепещущи исходит,
и очи ко ангелом возводит,
умильно всюду обзирает,
уже никто ей помогает.
Отец и мать и други вся стоят,
умильно со слезами токмо зрят;
и тщатся вси из дому изнести,
чтоб вскоре тело в землю погребсти.
Убойся, о душе, часа того
и присно ожидай приход его:
внезапно он ко всем приходит
и в жизнь другую всех приводит.
Отстань, душе, от скверных дел своих,
и яко смрадный (т)руп поверзи их,
бежи от суетные чести,
и презри все бесовские лести.
Мир всех живущих в нем прельщает,
богатство тленным ослепляет.
Бежи из мира во пустыню,
в любезну всем святым густыню.
Святии грады оставляли,
в пустыню лучше жить желали,
чертоги царски презирали,
и все богатство повергали,
охотно в дебри уходили
и в местах непроходных жили,
в слезах и плачи жизнь кончали;
за то небесный рай прияли,
идеже вечно будут ликовати
со ангелы торжествовати.
Уже, душе, при дверях смерть стоит,
серпы и меч готов в руках держит,
но повеления от Бога ждет:
егда ссещи тебя Господь пошлет,
тогда тебе внезапно умертвит
и всех костей составы разрушит.
Прелестная минется,
как дым по воздуху разойдется,
похитит не готова тя во всем,
хотя бы был и царь в мире сем,
и поймет тя без дела блага,
пред судиею поставит нага.
И что, душе, к судии тогда речешь,
когда без добрых дел к нему пойдешь?
Никто за тя не может отвещать,
ни царь, ни князь, ни отец, ни мать.
Престрашный глас Господь к тебе речет,
во адскую дебрь жить вечно тя пошлет.
Там мурины престрашнии вси живут
и муки грозным шумом вси ревут.
В тех муках ты не можеши истлеть,
но вечно будешь в пламени гореть,
с велиим воплем будеши вопить,
чтобы пламени геенского избыть,
от горести власы начнешь терзать
и час рождения будешь проклинать.
Бездельна грешных будет там молва,
не презрит Бог на слезы их тогда,
но и славы райской оных удалит,
под землею с бесы вечно жить вселит.
Уже оттоле не изыдешь,
когда во ад под землю снидешь;
хоть вечну скорбь там будеши иметь,
уже Христа во веки не узреть,
но токмо будешь ты в смоле кипеть
и во пламени геенском там гореть.
увы, коль люто будешь там страдать,
но мукам тем отрады не видать!
Избави, Боже, грешных нас от мук,
исхити, творче, из бесовских рук,
творец, ибо ты твари всей един,
поем тебе мы славу в век. Аминь.