Что за чудная перемена (стих бегунов)

Духовный стих происходит из сборника бегунов Заонежского края.
Источник: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола /Materiaux pour servir a l`histoire des sectes russes/ : в 5 вып. / под ред. Бонч-Бруевича В.  — СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1908. — Т. 1. Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты. — С. 228.
Примечание: время составления стиха определяется указанием на существование разделения православной церкви уже двести лет.

Что за чудная перемена

и во всех делах измена?

Како мир весь давно прельстился,

Вавилоном сотворился?

Мало кто знает и о том,

что есть падший Вавилон:

Вавилон значит всякой злобы зияние

и всего мира слияние,

то есть  —  человецы все прельстились,

умом и сердцем от Бога удалились;

не стены пали и опоны,

но церковные и гражданские законы,

егда взялася римская власть

и воцарилась всякая беззаконная сласть.

Двести лет во отступлении пребывают

и своего нечестия не познавают,

всяк своим мнением возвышаются,

яко былие от ветра качаются,

вси сребролюбием и суетою помрачени

паче камения сердцем ожесточени:

явная прелести примета,

зане не познали времена и лета.

За то никонияны и сектанты пали,

что проклятым жидам поревновали:

ибо жиды книгами и пророками возвышаются,

яко дети буквами украшаются,

токмо басням и родословиям вникают,

а пишемых книг отнюдь не понимают.

Не бы жиды в толику стремнину пали,

аще бы Данииловы седмицы со тщанием читали:

ангел Даниилу верно сказал,

по 483 летах Месию дожидати приказал.

Та же жиды, чюдесы Христовыми обогащени,

паче камения сердцем ожесточени,

аще бы писание понимали,

Тако и Россия паче всех мудростию возвышается,

антихристу паче, нежели Христу поклоня(е)тся.

А кто (не) ведает о том,

что чрез антихриста отдают дияволу поклон?

Какую имеют о сем поправу,

ибо отступницы сии вторые жиды по нраву?

Жиды на земли Христа укоряют,

а сии и на небеси распинают;

аще распинают Христа не руками,

но своими проклятыми *) нравы.

Мнятся вси сектанты разумом обогащени,

а уже двести лет сатаною поглощени:

двести лет уже искочил из адовых жерель

антихрист седмоглавый змий.

А кто в вере утвержен,

знает, како антихрист из отступников сложен:

вси за отступление и нечестивое дело

сотворились зверино тело.

Всяк бы православной внимал,

что Златоуст отступление за антихриста протолковал:

седмь глав на звери коронами украшени  —

седмь царств от века славою возвышени,

вси в равные времена являлись,

а на церковь единомысленно вооружались;

десять рогов на звери являются  —

всяк своею ересию возвышаются,

то есть не хотят о своем отступлении признатися,

ниже писанием вразумлятися;

сего ради и писания не понимают

и славу свою в студ полагают.

Всяк православный, внемли:

двурожный зверь исходит от земли.

Достоит твердо разумевати,

чтоб обоих зверей во единого не слияти:

ибо седмоглавый зверь мучительством украшается,

а двурожный лжеучительством возвышается.

Отверзем, православные, слуха,

да разумеем во обоих сатанинского духа;

можно разуметь и самим,

Да чистою верою всяк разумевает,

яко мир на две жены разделяет:

едину на звери седящую,

а другую от зверя в пустыню бежащую.

На звери жена  —  еретический раздор,

а двукрыльная жена  —  православный собор.

Едина гордостию и блудом возвышается,

а другая благоразумием украшается.

Тая едина спасается,

кая от всех людей сокрывается;

во слезах дни своя провождает,

мужеский пол раждает;

оставила в мире вся, елика

имеет  —  два крыла орла велика;

егда змий к ней приближается,

тогда на высоту бесстрастия возвышается.

Это люди избранны,

кои в вере и в житии постоянны,

кии в мятеж мирский не прельстились

и антихристу не поклонились.

Господи творче, избави нас мирские суеты,

сподоби нас видети тоя красоты.

Жена на звери, перьями украшена,

а в раскоши и блуде зело совершенна,

велиим гласом кричит,

златолюбием и блудом всех к себе привлачит:

мнят мене, яко аз блудница,

а я сежу надо всем миром царица.

Это мнение разных толков,

сектантов и всех еретиков.

Аще сектою и чашкою разделяются,

а сей блуднице за едино поклоняются;

кождо сектою своею возвышаются,

а вечной муки не ужасаются.

Это явная картина,

что мирская жизнь всех ослепила,

сласти мира всего совета милея,

того ради и антихрист сильнея.

Мнози и антихриста познавают,

а сей блуднице колена поклоняют;

аще бы часто писание прочитали,

то не бы в толикое нечестие пали.

Воистинну тмукрат окаяннии,

кои в вере и в житии непостояннии,

токмо суетою и безумием возвышаются,

а к писанию и перстом не касаются;

не дадутся таковым разума ключа,

но тма и нечувствие будет им вместо бича,

токмо миру и антихристу угождают,

а сатана мукою вечною всех награждает.

Нужно и поморцев прелесть рассмотрети

и сладкими стихами воспети.

Еси посреди мира поморцы,

кои крыющейся церкви явные злотворцы;

они вси единого корени были,

тогда как в пустыни жили,

а когда весь мир прельстился,

тогда и Петр Первый воцарился,

во всю Россию монифесты издавал,

крыющихся во свое царство вызывал;

тогда поморцы сразу и прельстились,

паки из пустыни в мир возвратились;

вси в записи в ревизии пали,

именем раскольничим себя записали.

Зверь каждого во своем жилище жити утвердил,

и печать свою на чело и на десницу наложил,

прелестию мира, яко магнитом, привлече,

дела и веру отсече.

Егда поморцы себя в раскольники записали,

много о том плакали и рыдали,

а когда начали в миру проживати

и много раскольниче имя похиаляти,

тогда имели власть осмь лет крестити

и о своей прелести учити.

Паки зверь новые указы издавал

и тую пищу из уст их исторгал;

тогда вси без останка пали,

зверевы указы паче еуангелия облобызали,

по малу начали в мире проживати,

и свое благочестие забывати;

домы и фабрики созидали,

а христиан, яко разбойников, суду предавали.

Паки поморцы приступали к зверю,

просили хранить древнюю веру.

Зверь не мало не молчал 

и умиленным гласом им отвечал:

вот я вам царь и Бог,

кроме тех крыющихся бегунов;

они едины спасаются,

кои по темным местам скитаются;

они указов моих не ужасают(ся),

но крестом на мя вооружаются;

тии писанием себе внушают

и всю силу мою разрушают.

Вси поморцы един корень похваляют,

а сами на разных сучках воспевают.

Ей, поморцы с никониянами смесились

и на двадцать сектов разделились;

в ревизии оставили все древнее благочестие;

вси, яко былие от ветра, пались,

на указах зверевых, яко на камени, основались,

по Ефрему вси защитницы змиевы

и верноподданные поклоницы зверевы,

за верных рабов от него познаваются,

на взыскание верных в горы посылаются;

никонианцы гонити их понужают,

а поморцы вязати нас начинают.

Увы, дожили до таких часов,

мнимые христианы учинились горши бесов;

беси за едино сатане покоряются

и един на другого не вооружаются;

а поморцы, яко злодеев, нас гаждают

и в темницу, яко разбойников, всаждают.

Увы, какое нечестие стало,

чего и от века не бывало,

егда вси без останка пре(ль)стились

и затолковали, что злые дни прекратились;

когда поморцы в зверевы когти попали,

на Никона затолковали.

Овы из поморцев браки завели,

и в полную глубину нечестия избрели;

а иные чистое житие утвердили,

полную избу детей народили;

вся тварь за погибель человечю рыдают,

а они блудные браки затевают;

это не Божией судьбою

за браками еретическими блудят,

как за каменной стеною. 

Во истинну нечестивое семя!

Ей, не познали антихристово время.

За таковую жизнь непостояную

бездна воструби, яко в трубу златокованую.

Вси оставили Бога, всех творца;

нет ни единого храма, идеже несть мертвеца.

Во истину вси ученые невежи,

слово Божие не слышится нигде же,

еуангельские жилы пресекаются,

а зверевы указы выполняются.

Всякая секта похваляется,

злато и сребро по путем валяется;

тма и нечестие, яко мрак, вселеную помрачи,

из пропасти адовы искочи;

всяк во своем нечестии похваляются,

яко мертвии, по путем валяются;

не кому стало мертвых погребсти,

и от пути нечестия отвести и извести;

отец сына, мати дщерь обымают

и охапнившися на путех помирают.

Ей, без писания всяка душа умирает от глада,

и там во аде не будет отрада;

не хощут писания с любовию посмотрети,

и там во адовых темницах будут горети.

Мир и суета не дает от сна востати

и тму нечестия познати;

овы и благочестие познати тщатся,

а к миру, яко магнитом, привлачатся;

овы и антихриста познавают,

а жен ради тому колена поклоняют.

Тако сие житие прельстило,

яко клеем, к жене и чадом прилепило:

лучше мнят некрещенным помирать,

нежели юзу сию греховну растерзать.

Есть и вернии суетою помрачени,

паче камения ожесточени,

всегда на мирскую прелесть взирают,

смертный час и суд отнюдь не воспоминаютъ.

Егда всемирная труба возгласит,

тогда всяку прелесть разрушит.

Како сию прелесть познати

и тоя хитрости избежати?

Не иначе как в безмолвие упразднитися 

и святым писанием просветитися;

первее хотяй к писанию приступати,

ей всякую страсть от ума оттрясати:

аще с кальными очесы приступают,

паче очи свои помрачают,

аще нечисте к писанию касаются,

оттого и вси ереси раждаются.

Ты же, о читателю, внемли

и отторгни ум свой от земли,

от человек всех удалися

и в безмолвие святым писанием вразумися:

святое писание более раю,

а там разума и премудрости нету краю;

тое вразумляет и умудряет,

и укрепляет, и утешает,

и муки вечной избавляет.

Суета зде мучить не оставляет

и там муку вечную приготовляет.

Кто может когда вразумитися,

егда о имении суетится?

Како может кто Христа и святых подражати,

не хотя корени злых оставляти?

Писати стихи кончаю

и любовию запечатлеваю.

Прошу люботрудне прочитати

и нашу худость не зазирати.