МЦCА МА~Z ВЪ К&F ДН&Ь
Недёлz, а7 z, по пzтьдесsтницэ,
всёхъ стhхъ. Глaсъ, }.
ЕВАНГЕЛИЕ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T матfez, ст7aгw є3ђaліz чтeніе. [за ? , lи.] РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, всsкъ и4же и3сповёсть мz пред8 чlкъ, и3сповёмъ є3гw2 и3 ѓзъ пред8 nц7eмъ мои1мъ, и4же нa нб7сэхъ. ґ и4же tвeржетсz менE пред8 чlки, tвe ргусz є3гw2 и3 ѓзъ пред8 nц7eмъ мои1мъ, и4же нa нб7сэхъ. и4же лю1битъ nц7а и3ли2 мaтерь пaче менE, нёсть менE дост0инъ. и3 и4же лю1битъ сн7а и3ли2 дщeрь пaче менE, нёсть менE дост0инъ. и3 и4же непріи1метъ кrтA своегw2, и3 в8слёдъ менE грzдeтъ, нёсть менE дост0инъ. ТогдA tвэщaвъ пeтръ, речE є3мY, сE мы2 њстaвихомъ всS, и3 вслёдъ тебE и3д0хомъ. что2 ќбw бyдетъ нaмъ; ї©ъ же речE и4мъ, ґми1нь гlю вaмъ, ћкw вы2 шeдшіи по мнЁ, в8 пaки бытіE, є3гдA сsдетъ сн7ъ чlческіи на пrт0лэ слaвы своеS, сsдете и3 вы2 на двою2 нaдесzте пrт0лу, судsще nбёма нaдесzте колёнома ї}левома. и3 всsкъ и4же њстaвитъ д0мъ, и3ли2 брaтію, и3ли2 сестры2, и3ли2 nц7а, и3ли2 мaтерь, и3ли2 женY, и3ли2 чaда, и3ли2 сeла, и4мене моегw2 рaди, стори1цею пріи1метъ, и3 жив0тъ вёчныи наслё дитъ. мн0зи же бyдутъ пeрви, послёдніи. и3 послё дни, пeрвіи. | Мф 10:32 Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Мф 19:27 |
АПОСТОЛ
Къ є3врewмъ послaніе, ст7aгw ґпcла пaвла. [за?, т7л.] Брaтіе, ст7jи вси2 и4же вёрою, побэди1ша цrтвіz, содёz ша прaвду, получи1ша њбэтовaніz, загради1ша ўстA льв0мъ. ўгаси1ша си1лу џгненую. и3збhша nстреS мечA. воз8мог0ша t нeмощи. бhша крёпцы во бранёхъ. њбрати1ша в8 бёгство полки2 чужи1хъ. пріsша же и3 жены2 t воскrніz мeртвыz своS. и3нjи же и3з8біeни бhша непріeмше и3збавлeніz, да лyчшее воскrніе ўлу чaтъ. друзjи же ругaніемъ и3 рaнами и3скушeніе пріs ша. є3щeже и3 ќзъ и3 темни1цъ. кaменіемъ побіeни бhша. претрeни бhша, и3скушeни бhша, ўбjйствомъ мечA ўмр0ша. прои3д0ша в8 ми1лотэхъ, и3 в8 к0зіzхъ к0жахъ. лишeни скорбsще, њѕл0блени, и4хъ же небЁ дост0инъ вeсь мjръ, в8 пустhнzхъ скитaющесz, и3 в8 горaхъ и3 в8 вeртьпахъ, и3 в8 пр0пастехъ земнhхъ. и3 сjи вси2 послушествовaни бhвше вёрою, непріsша њбэтовa ніz, бGу лyчше что2 њ нaсъ пред8зрёвшу, да не без8 нaсъ совершeнство пріи1мутъ. тёмже ќбw и3 мы2 толи1къ и3мyще, њблежaщь нaсъ џблакъ свидётелей г0рдость всsку tл0жьше, и3 ўд0бь њбстоsтельныи грёхъ, тер ёніемъ да течeтъ, на пред8лежaщіи нaмъ п0двигъ, в8зирaюще на начaльника вёрэ, и3 соверши1телz ї©а. | Евр 11:33 Братие, святые, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 32-33 Итак, всякого, кто исповедает Меня («Мной», как сказано в оригинале) пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным
Побуждает к исповедничеству, ибо не довольствуется верою только в душе, но хочет веры, исповедуемой и устами. Не сказал: «кто исповедает Меня», но «Мной», то есть Моею силою, ибо исповедующий исповедует, опираясь на благодать свыше. Об отрекающемся же не сказал: «Мной», но «от Меня», показывая этим, что отрекается тот, кто не имеет помощи свыше. Каждый, кто исповедует, что Христос - Бог, найдет Христа исповедующим его пред Своим Отцом, что он верный раб. Те же, которые отрекаются, услышат: «не знаю вас».
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его
Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.
Блж. Феофилакт Болгарский
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня
Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше.
Блж. Феофилакт Болгарский
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот, не достоин Меня
Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!
Блж. Феофилакт Болгарский
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.
Блж. Феофилакт Болгарский
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам
Хотя Петр, будучи беден, по-видимому, не оставил чего-либо большого, однако знай, что на самом деле и он оставил многое. Мы, люди, бываем крепко привязаны и к немногому. Петр же пренебрег всем приятным в мире, подавил даже и естественную любовь к родителям. Эти страсти воюют не только против богатых, но и против бедных. Что же Господь?
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Ужели в самом деле сядут? Нет: под образом сидения Господь обозначил особенную честь. Но ужели сядет и Иуда? Опять нет: это сказано о тех, которые последовали, то есть остались верными Христу до конца, а Иуда не остался таковым. Бог обещает блага достойным, но когда эти люди изменятся и станут недостойными, блага эти отнимаются. Подобным образом бывает и с бедствиями: Бог иногда угрожает нам бедами, но не насылает, если мы переменимся. Под «пакибытием» разумей воскресение.
Блж. Феофилакт Болгарский
И всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную
Чтобы кто-нибудь не подумал, что сказанное выше касается одних только учеников, Господь распространил обетование на всех, поступающих подобно ученикам Его. И они, вместо родственников по плоти, будут иметь свойство и братство во Христе, вместо полей - рай, вместо каменных домов - горний Иерусалим, вместо отца - старцев в церкви, вместо матери - стариц, вместо жены - всех верных жен, не по браку - нет, но по духовной любви и попечению о них. Но Господь не повелевает непременно разлучаться с домашними, а только тогда, когда они препятствуют благочестивой жизни. Подобным образом Он повелевает пренебрегать душой и телом, а не в том смысле, что надо убивать самого себя. Смотри, как Бог, будучи благ, не только возвращает нам покинутое нами, но сверх того дает еще и вечную жизнь. Постарайся же и ты продать имение свое и раздать нищим. А имение это у гневливого - его гнев, у прелюбодея - его прелюбодейная склонность, у злопамятного - памятозлобие и т. д. Продай же это и отдай бедным, то есть демонам, у которых нет ничего доброго. Возврати свои страсти виновникам страстей и тогда будешь иметь сокровище, то есть Христа, на небе, то есть в своем уме, поднявшемся на высоту. Ты можешь иметь внутри себя небо, если станешь таким, каков Тот, кто превыше всех небес.
_______________________
Блж. Феофилакт Болгарский
которые верою побеждали царства (ср. Суд. 7)
Воины, бывшие с Гедеоном.
творили правду
Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды – воздавать каждому по достоинству получали обетования.
Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.
заграждали уста львов
Даниил (Дан. 6; Дан. 14) и Самсон.
Блж. Феофилакт Болгарский
угашали силу огня
Три отрока (Дан. 3:10–22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их.
избегали острия меча
Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели (3Цар. 2–18) и сам Давид – меча Саула.
укреплялись от немощи
Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез. 37:11–14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар. 20:1–11).
были крепки на войне, прогоняли полки чужих
Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак. 6:28–42; 2Мак. 8:1–6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.
Блж. Феофилакт Болгарский
жены получали умерших своих воскресшими
Сарептская вдова чрез Илию (3Цар. 17:20–23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар. 4:32–37).
иные же замучены были
То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф. 14:3–11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.
не приняв освобождения
То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.
дабы получить лучшее воскресение
Лучшее – не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп. 3:11) называет восстанием – έξανάστασις. И вообще – в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat