Воскресные чтения 21.04.2024

МЦCА А#ПРЕ~ЛZ ВЪ И& ДН&Ь

Недёлz, є7 z, Вели1кагw постA. Глaсъ, є7.
Слyжба прпdбнэй мRіи є3гЂптzныне [на ѕ7].

С™hхъ ґпcлъ, и3родіHна, ґгaва, рyfа, ґсигкрjта, и3 флег0нта, и3 є4рма, t семи1десzти, и3 и4же съ ни1ми. Kвлeніе и3к0ны пrтhz бцdы, гишпaнскіz, въ лёто, ¤ѕ™.
Прпdбнагw nц7A нaшегw келести1на, пaпы ри1мскагw. С™aгw мyченика павсили1па. С™aгw ни1фонта, є3пкcпа новгор0дскагw.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, м7з.] В0 времz џно, поsтъ ї©ъ, џба нaдесzте, начaтъ и4мъ гlати, ћже хотsху є3мY бhти, ћкw сE восх0димъ во їєrли1мъ. и3 сн7ъ чlческіи прeданъ бyдетъ ґрхієрewмъ и3 кни1жникwмъ, и3 њсyдzтъ є3гw2 нaсмерть, и3 предадsтъ є3гw2 kзhкwмъ, и3 поругaютсz є3мY, и3 ўsзвzтъ є3гw2, и3 њплю1ютъ є3гw2, и3 ўбію1тъ є3гw2, и3 в8 трeтіи дeнь воскrнетъ. и3 пред8 ни1мъ пріид0ста, їaкwвъ и3 їwaннъ, сн7а зеведeова, гlюща, ўчи1телю, х0щева, да є4же ѓще пр0сива, сотвори1ши нaма. џнъ же речE и4ма, что2 х0ще та да сотворю2 вaма; nнa же рёста є3мY, дaждь нaмъ, да є3ди1нъ њдеснyю тебE, и3 є3ди1нъ њшyюю тебE, сsдева в8 слaвэ твоeй. ї©ъ же речE и4ма, невёстасz чесо2 пр0сита; м0жета ли пи1ти чaшу ю4же ѓзъ пію2, и3 кRщeніемъ и4мъ же ѓзъ кRщaюсz, кrти1тисz; nнa же рёста є3мY, м0же ва. ї©ъ же речE и4ма, чaшу ќбw ю4же ѓзъ пію2, и3спіeта, и3 кRщeніемъ, и4мъ же ѓзъ крещaюсz, кrти1тасz, ґ є4же сёсти њдеснyю менE, и3 њшyюю, нёсть мнЁ дaти, но и4мъ же ўгот0вано є4сть. и3 слhшавше дeсzть, начaша негодовaти, њ їaкwвэ и3 їwaннэ. ї©ъ же призвaвъ и4хъ, гlа и4мъ, вёсте, ћкw мнsщіисz владaти kзhки, со њдолэвaютъ и4мъ, и3 вели1цыи и4хъ, њбладaютъ и4ми. не тaкоже бyдетъ в8 вaсъ. но и4же ѓще х0щетъ в8 вaсъ, вsщіи бhти, да бyдетъ вaмъ слугA. и3 и4же ѓще х0щетъ в8 вaсъ бhти стaрэи, да бyдетъ всёмъ рaбъ. и4бо сн7ъ чlчь, не пріи1де да послyжатъ є3мY, но да послyжитъ, и3 дaти дш7у свою2 и3збавлeніе за мн0ги.

Исус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Исус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Исус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Исус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мк.10:32-45)

[є3ђaліе, t луки2. за?, lг.] В0 времz џно, молsше ї©а нёкіи t фарисeй, да бы2 ћлъ с8ни1мъ. и3 в8шeдъ в8 д0мъ фарисeовъ, воз8лежE. и3 сE женA в0градэ, ћже бЁ грёшница, и3 ўвёдэвши ћкw воз8лежи1тъ въ хрaминэ фарисeовэ, принeсши ґлавaстръ мЂра, и3 стaвши приногY є3гw2 созади2, плaчющисz, на чaтъ ўмывaти н0зэ є3гw2 слезaми, и3 влaсы главы2 своеS њтирaше, и3 њблобызaше н0зэ є3гw2, и3 мaзаше мЂромъ. ви1дэвъ же фарисeй возвaвыи є3гw2, речE в8 себЁ, гlz, сeй ѓще бы бhлъ прор0къ, вёдэлъ бы, кто2,и3 каковA женA прикасaетсz є3мY, ћкw грёшница є4сть. и3 tвэщaвъ ї©ъ, речE к8немY, си1мwне, и4мамъ ти2 нёчто рещи2. џнъ же речE, ўчи1телю рцы2; ї©ъ же речE, двA должникA бёста заимодaвцу нёкоему, є3ди1нъ бЁ д0лженъ пzтію2 с0тъ динaріи, другjи же пzтію1десzть. не и3мyщема же и4ма воздaти, nбёма tдA, кот0рыи ќбw є3ю2 рцы2 пaче воз8лю1битъ є3гw2; tвэщaвъ же си1 мwнъ, речE; мню2 ћкw є3мyже вsщше tдA. џнъ же речE є3мY, прaвw суди1лъ є3си2. и3 њбрaщьсz к8 женЁ, си1мwно ви речE, ви1диши ли сію2 женY; в8нид0хъ в8 д0мъ тв0й, воды2 нa нозэ мои2 недадE. сіs же слезaми њб8ліs ми н0зэ, и3 влaсы главы2 своеS њтрhи. лобзaніz ми неда дE. сіs же t нeли же в8нид0хъ, непрестA њблобызa ми н0зэ. мaсломъ главы2 моеS непомaза, сіs же мЂромъ помaза ми н0зэ. є3г0же рaди гlю ти2, tпущaютсz грэ си2 є3S мн0зи, ћкw возлюби2 мн0го. ґ є3мyже мaлw њставлsетсz, мeньше лю1битъ. речeже є4й, tпущaютсz тебЁ грэси2. и3 начaша воз8лежaщіи с8 ни1мъ, гlати в8 себЁ, кто2 сeй є4сть, и4же и3 грэхи2 tпущaетъ; речe же к8 женЁ, вёра твоS спасe тz, и3ди2 в8 ми1ръ.

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Исус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Исус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. (Лк.7:36-50)

АПОСТОЛ

Къ є3врewмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, тк7а, t полY.] Брaтіе, хrт0съ пришeдъ, ґрхієрeй грzдyщихъ бlгъ, б0льшею и3 совершeннэйшею ски1ніею, нерукотворeнною. си1рэчь не сeю твaрію, ни кр0вію к0злею ни тeльчею, но своeю кр0вію вни1де є3ди1ною во с™az, вёчное и3збавлeніе сотвори1въ. ѓще бо кр0вь к0зліz и3 тeльчаz, и3 пeпелъ ю4ньчіи кропsщіи, њсквернeныz њсщ7aетъ к8 пл0тнэй чистотЁ, кольми2 пaче кр0вь хrт0ва, и4же д¦омъ с™hмъ себE принесE непор0чна бGу, не њчи1ститъ ли с0вэсть нaшу t мeртвыхъ дёлъ, во є4же служи1ти нaмъ бGу жи1ву и3 и4стинну.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!  (Евр.9:11-14)

[к 8 галaтомъ. за?, ©и.] Брaтіе, прeжде пришeствіz вёры, под8 зак0номъ стре г0ми бёхомъ, затворeни в8 хотsщую вёру tкрhтисz. тёмже зак0нъ казaтель нaмъ бhсть њ хrтЁ ї©э, да t вёры њправди1мсz. пришeдши же вёрэ, ќже не под8 пёстуномъ є3смы2. вси1 бо вы2 сн7ове б9іи є3стE вёрою њ хrтЁ ї©э. є3ли1цы бо во хrтA кrти1стесz, во хrтA њбле к0стесz, нёсть їюдeй ни є4ллинъ, нёсть рaбъ ни сво б0дь, нёсть мyжескіи п0лъ, ни жeнскіи, вси1 бо вы2 є3ди1но є3стE њ хrтЁ ї©э. ѓще ли вы2 хrт0вы, то2 ќбw ґвраaмле сёмz є3стE, и3 по њбэтовaнію наслёдницы.

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. (Гал.3:23-29)

​​​​​ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 32-34 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Исус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет

Для чего Исус предсказывает ученикам, что с Ним случится? Для укрепления духа их, чтобы они, предварительно услышав об этом, мужественно перенесли, когда это сбудется, и не были поражены внезапностью; а вместе с тем они должны были знать, что Он страждет по воле Своей. Ибо кто предвидел страдания, тот мог избежать их, а если не бежал, явно, что волею предает себя на страдания. Но так как открыть о Своем страдании следовало только ближайшим ученикам, то Он и предваряет всех на пути, желая отделить учеников от народа. Еще же упреждением всех и поспешностью Своей на пути Господь показывает и то, что Он поспешает к страданию и не убегает от смерти ради нашего спасения. Все, что высказывает Он в сем случае, хотя и прискорбно, но за все сие утешает тем, что «в третий день воскреснет».

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 35-38 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему; дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Исус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь

Другой евангелист (Мф. 20:20) сказывает, что мать их (Иакова и Иоанна) приступила к Исусу. Но, вероятно, было то и другое: два сии апостола, стыдясь других, послали наперед мать свою, а потом и сами подошли особо, как это обозначает евангелист, сказав: «подошли к Нему», то есть подошли особо, отдаляясь от прочих. Чего же они просили? Восхождение Христа в Иерусалим, о котором Он беседовал с учениками, они поняли так, что Он идет воспринять чувственное царство и уже по воцарении претерпит те страдания, о которых предрекал. Думая таким образом, они и просят восседания по правую и по левую сторону Христа. Потому и Господь укоряет их, как неразумеющих, чего просят: «не знаете, - говорит, - чего просите». Вы думаете, что Мое Царство будет чувственное, и потому чувственного просите восседания; нет, это не так: это выше понятия человеческого, и сесть одесную Меня есть дело самое великое, превышающее и ангельские чины. Притом вы мечтаете о славе, а Я призываю вас на смерть. Чашею и Крещением называет Он Крест, - Чашею потому, что Крест, как чаша вина, скоро должен был привести Его ко сну смертному, - и Он готов был принять чашу страданий, как сладкое для себя питие; а Крещением - потому, что Крестом Он совершил очищение грехов наших. Но ученики, не уразумев слов Господних, дают со своей стороны обещание, думая, что Он говорит о чаше чувственной и о том крещении, какое было у иудеев, которые пред вкушением пищи омывались.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 39-40 Они отвечали: можем. Исус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано

Вы, - говорит, - войдете в подвиг мученичества и умрете за истину, «а дать сесть не от Меня зависит». Но здесь представляются два недоумения. Первое: уготовано ли кому это сидение? Второе: ужели всеобщий Владыка не может дать сего сидения? Отвечаем: никто не будет сидеть ни одесную, ни ошуюю. А если и слышишь, что в Писании многократно говорится о таком сидении, то разумей не сидение (в собственном смысле), но высшее достоинство. А слова: «не от Меня зависит» имеют такой смысл: Мне, праведному Судье, не свойственно дать вам такое достоинство по одной любви к вам; иначе Я не был бы правосуден; но такая почесть уготована только подвизающимся. Это подобно тому, как если бы правосудный царь посадил выше других какого-либо подвижника, а любимцы его, придя, сказали бы ему: «дай нам венцы»; тогда царь, конечно, ответил бы: «не от меня зависит», но кто будет подвизаться и победит, тому и венец уготован.- Итак, вы, сыны Зеведеевы, можете быть и будете мучениками за Меня; но если кто вместе с мученичеством будет иметь и всякую другую добродетель больше вас, тот будет иметь преимущество пред вами.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 41-45 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Исус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих

Ученики, еще рассуждая по-человечески, впадали в зависть, поэтому и негодуют на двух апостолов. Впрочем, когда? Когда увидели, что прошение последних не принято Господом, но отвергнуто, тогда и негодовать стали. Пока Сам Господь оказывал предпочтение Иакову и Иоанну, прочие ученики, видя это, терпели; но когда те два ученика стали сами просить себе почести, то прочие уже не стерпели. Так еще несовершенны были они в это время! Но после увидим, как каждый из них уступал первенство другому. Теперь же Христос врачует их, сначала усмирив, и для того приблизив их к Себе, - что и означается словом «подозвав». Потом показывает, что восхищать у других честь и домогаться первенства есть дело язычества. Ибо языческие властители насильственно покоряют других своей власти; а Мои, - говорит, - ученики не так: но кто из них хочет быть велик, тот пусть служит всем, потому что и это признак великой души - от всех терпеть и всем служить. На это есть и пример вблизи: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления многих». А это более, нежели служение. В самом деле не только послужить, но и умереть за того, кому служишь, - что может быть выше и чуднее сего? Но такое служение и смирение Господа было высотой и славой как для Него Самого, так и для всех. Ибо прежде вочеловечения Он был ведом одним Ангелам, а соделавшись человеком и претерпев Распятие, не только имеет ту славу (небесную), но принял и другую, и над всей вселенной царствует.

________
 

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 36-43 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Исус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Исус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. Этот фарисей, позвавший Господа, кажется, был неправых мыслей, но хитрый и полный лицемерия. Говорит: «если бы Он был пророк»; очевидно, он не веровал, когда так говорил. Господь хотя и знает его непрямоту, однако ж, идет к нему и обедает с ним, конечно, нас через это научая вести себя просто и прямо даже с теми, кои по отношению к нам коварны. - Многих занимает вопрос: сколько было жен, помазавших Господа миром? Одни говорят, что их было две: одна - упоминаемая в Евангелии от Иоанна, сестра Лазаря (Ин. 12, 3), и другая - та, о которой упоминают евангелисты Матфей (26, 2. 6-7) и Марк (14, 1. 3), и в настоящем месте Лука. Но я верю тем, кои говорят, что их (жен, помазавших Господа миром) было три: одна - сестра Лазаря, упоминаемая у Иоанна, помазавшая Господа за шесть дней до Пасхи, другая, - упоминаемая у Матфея и Марка, помазавшая за два дня до Пасхи, и третья - сия, упоминаемая теперь Лукой, помазавшая Господа в средине евангельской проповеди. И ничего нет странного, что она сделала это еще прежде, чем настало время страдания, а те сделали то же самое близ времени страдания, из подражания ей или по другому побуждению. - Если упоминаемый у Матфея фарисей, позвавший Господа, назван Симоном, как и у Луки, то что удивительного в совпадении имен? Поскольку тот, о котором говорит Матфей, был прокаженный, а сей (у Луки) - нет; тот по исцелении от проказы пригласил Господа в знак благодарности, а сей не был прокаженным и не высказывал благодарности; тот ничего не говорит, а сей ропщет и осуждает в одно время Исуса и жену сию как грешницу, а Того как человеколюбца. О, безумие! Человек поистине фарисей. Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на средину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, должный меньшим, не можешь отдать долг (ибо, одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Поэтому обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено. Сказав это, Он заграждает уста гордеца.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 44-50 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Господь обнаруживает в Симоне гордеца и безумца: гордеца, потому что он, сам будучи человеком, осудил человека за грехи; - безумца, поскольку не уразумел, что жену, которая явила такие знаки веры и любви, нужно было принять, а не отвергнуть. Поэтому Господь и обличает его в том, что он напрасно осудил жену, которая сделала столько, сколько сам он не сделал, не сделал даже гораздо низшего в сравнении с ней. Ты, например, не дал и воды на ноги, что самое обыкновенное дело, а она слезами омыла их; ты не облобызал Меня и в лицо, а она облобызала Мои ноги; ты не вылил и елея, а она возлила миро. Поскольку ты сказал, что Я - не пророк, так как Я не различил, что она - грешница, то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся до нее, что знают и многие другие. Итак, отпущаются грехи ее, потому что она много возлюбила, то есть обнаружила великую веру. - Возлежащие вместе с Ним, и притом ропотники, не сообразили, что сказанное Им к Симону очень прилично идет и к ним. Господь, усмиряя ропот их и желая показать им, что всякого спасает вера его, не сказал: жена, Я тебя спасаю, - чтобы они не воскипели большей завистью, но: «вера твоя». Это сказал Он, как я уже заметил, частью для того, чтобы успокоить зависть их, а частью для того, чтобы ввести их в веру, дав им знать, что вера, именно она, спасает. «Иди с миром», то есть в праведности. Ибо праведность есть мир с Богом, подобно как грех - вражда на Бога. Смотри: отпустив ей грехи, Господь не оставил ее только с отпущением грехов, но придал и производительную силу добра. Ибо слова: «иди с миром» ты должен разуметь так: ступай, делай то, что возвратит тебе мир с Богом.

____

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя

Ветхозаветное, говорит, богослужение не приводило на небо. Христос же, придя, однажды вошел во Святая, ибо туда обращается мысль. Не сказал: сделавшись первосвященником, но Первосвященник, придя, то есть придя на это самое дело. Не прежде пришел, потом, когда случилось так, сделался Первосвященником: но целью Его пришествия на землю было первосвященство [«То есть принесение собственного Его тела в жертву за наши грехи» — по другому чтению блж. Феофилакта]. Не сказал: Первосвященник жертвоприношений, но будущих благ; так как слово бессильно представить все в точности, то просто и неопределенно назвал благами то, что сделано для нас. Грядущими же назвал эти блага, как бы по отношению ко времени закона. Ибо как то время назвал настоящим, так Христово называет грядущим, как бы в сравнение с тем, или также в сравнение с тайнами, имеющими открыться нам в будущем веке.

с большею и совершеннейшею скиниею

Здесь он разумеет плоть, она - большая скиния, потому что в ней обитает и Бог Слово, и вся сила Духа. Ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3:34). Будучи совершеннейшею скинией, она и совершает большие дела.

нерукотворенною, то есть не такового устроения

Здесь нападают еретики, говоря, что тело - небесно и эфирно. Однако если бы апостол считал его тело небесным и эфирным, то как бы сказал, что оно не такового устроения? Ибо небо не исключается из числа творений. Итак, что обозначают его слова? С одной стороны то, что ветхозаветную скинию устроили руки художника Веселеила и его сотрудников (Исх. 31:2-6), скинию же Бога Слова образовал Дух. Вот почему сказал, что она не такового устроения, то есть не из этих тварей, но что она духовна и божественна. Ибо ни одна из тварей не имеет в себе самой Бога Слова по естеству; та же по естеству соединилась с Ним. Итак, по веществу тело Господа было подобно нашему и одного существа с нами, как образованное из чистых кровей Пресвятой Девы; по образу же соединения, оно выше нас, потому что по естеству было соединено с Богом Словом. Так как веществом для ветхозаветной скинии служили дерева и кожи, золото и серебро, медь и некоторые ткани, то, обращая взоры к этим предметам, апостол сказал, что скиния та не такового устроения, какое нужно было для ветхозаветной скинии. Вообще говорит сравнительно и показывает превосходство Христово. Тело Господа называет и скинией, как здесь, в силу того, что Единородный пребывал в ней, - и завесой, потому что скрывала Божественность. Называет и небо теми же самыми именами: скинией, потому что там находится Первосвященник; завесой (Евр:10:20), потому что ею ограждаются святые.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию

Вот все изменилось, и настолько, насколько Кровь Господа превосходит кровь животных, с которой входил первосвященник закона.

Однажды вошел во святилище

То есть на небо.

И приобрел вечное искупление

Не временное очищение, как те, но вечное освобождение душ от грехов. Или, что, однажды вошедший, чрез один вход совершил для нас вечное благодеяние. Обрати же внимание и на выражение приобрел. Это выражение употребляется так, как будто дело произошло сверх ожидания, ибо освобождение было для нас сомнительно: но Он приобрел его.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело (ср. Лев. 16, Чис. 19).

Так как, быть может, многим показалось невероятным, что чрез единую жертву и кровь одного даруется вечное искупление, то подтверждает это и показывает вероятность сего на основании верования самих иудеев. Если, говорит, вы веруете, что, окропляясь кровью козлов, а также пеплом, смешанным с водой, ибо пепел сберегали для очищения, то как же кровь Христа не очистит душ? Обрати внимание на его мудрость. Не сказал, что кровь козлов очищала, но освящала; не для прославления закона, но для исполнения того, чего он желает. Ибо, если, как вы веруете, кровь козлов давала освящение, то вы должны гораздо более веровать в то, что Кровь Христа дарует освящения. А что он сказал это, не для того, чтобы возвысить верование иудеев, то смотри, как он прибавил: дабы чисто было тело. Ибо освящение было для очищения не душ, а плоти.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу

Не архиерей какой-нибудь принес в жертву Христа, но Он Сам - Себя Самого, и не при посредстве огня, как телиц, - но Духом вечным, почему и увековечил и благодать и искупление. И непорочного, то есть безгрешного. Ибо и в Ветхом Завете требовалось, чтобы телица была без порока.

Очистит совесть нашу от мертвых дел

Хотя там и сказал: освящает, но прибавил: дабы чисто было тело; здесь же выражением очистит он прямо показал превосходство. Ибо присовокупляет, что очистит совесть, то есть внутреннего человека, чего там не было. Правда, и там прикоснувшийся к мертвецу после принесения жертвы очищался; но здесь очищение от мертвых дел, поистине могущих осквернить и отвратить от Бога.

Для служения Богу живому и истинному

Отсюда, причастный мертвым делам не служит Богу живому и истинному, но боготворит избранные им дела. Таким образом, чревоугодник боготворит чрево; таким образом, корыстолюбец является идолослужителем. Итак, дела такого рода мертвы не потому только, что они чужды вечной жизни, но и потому, что они во время самого совершения их являются мерзкими и ложными, так как прельщают нас, и хотя кажутся приятными, но в действительности не таковы.

___

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере

Закон, говорит, доставлял большую безопасность тем, которые находились под его охраной, потому что удерживал их от многих грехов и был как бы стеной, окружал людей и приводил к вере. Каким образом? Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою

Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, чтобы он со всей внимательностью и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю - Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая в них стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой. Итак, да устыдятся те, которые клевещут на закон, - ибо ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон - с Новым Заветом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса

С пришествием веры, делающей мужем совершенным, мы, говорит он, уже не можем находиться под руководством воспитателя, как ставшие чрез нее совершенными и вышедшие из детского возраста. Так как мы от веры стали совершенными мужами, то ясно отсюда, что и сынами Божиими мы стали чрез веру во Христа. Таков ход мыслей. Конечно, удостоившийся быть сыном Божиим не несовершен и не младенец. Поэтому странно было бы тем, которые стали мужами, подчиняться руководству закона, точно так же, как при наступлении дня и при свете солнечном употреблять светильник. Смотри же, выше он сказал, что вера делает сынами Авраама, а теперь - сынами Божиими. Так много она может.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса

С пришествием веры, делающей мужем совершенным, мы, говорит он, уже не можем находиться под руководством воспитателя, как ставшие чрез нее совершенными и вышедшие из детского возраста. Так как мы от веры стали совершенными мужами, то ясно отсюда, что и сынами Божиими мы стали чрез веру во Христа. Таков ход мыслей. Конечно, удостоившийся быть сыном Божиим не несовершен и не младенец. Поэтому странно было бы тем, которые стали мужами, подчиняться руководству закона, точно так же, как при наступлении дня и при свете солнечном употреблять светильник. Смотри же, выше он сказал, что вера делает сынами Авраама, а теперь - сынами Божиими. Так много она может.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись

Определяя, каким образом мы сыны Божии, говорит, что чрез крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, - но гораздо выразительнее: во Христа облеклись. А если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе

Каждый из крещеных, говорит он, отбросил свои природные особенности, все получили один тип и один образ не ангела, но Самого Господа, являя в себе Христа. Так что все мы едино во Христе Исусе, именно поскольку мы имеем один запечатленный образ Христа, или поскольку мы - единое тело, имеем единую главу Христа.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники

Так как впереди он сказал, что семя Авраама, о котором благословятся народы, есть Христос, Которому именно и даны обетования, а также указал, что и вы имеете образ Христов, то теперь заключает: итак, и вы - семя Авраама и наследники обещанного благословения. Как же после этого вы держитесь закона, - вы, которые получили благословение чрез то, что облеклись во Христа и уподобились Ему, и отсюда сделались семенем Авраама?

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community