МЦCА А#ПРЕ~ЛZ ВЪ А& ДН&Ь
Недёлz, д7 z, Вели1кагw постA.
Глaсъ, д7. Слyжба прпdбному їwaнну, списaтелю лёствицы
ЕВАНГЕЛИЕ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T мaрка, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ?, м7.] В0 времz џно, чlкъ нёкіи пріи1де ко ї©ови, клaнzzсz є3мY и3 гlz, ўчи1телю, привед0хъ сhна моего2 к8 тебЁ, и3мyщь дyхъ нёмъ. и3 и3дёже коли1ждо и4метъ є3гw2, раз 8бивaетъ є3гw2, и3 пёны тещи1тъ, и3 скрежeщетъ зубы2 свои1ми, и3 њцэпэнэвaетъ. и3 рёхъ ўченик0мъ твои1мъ, да и3жденyтъ є3гw2, и3 невоз8мог0ша; џнъ же tвэщaвъ є3мY, гlа, q р0де невёренъ, док0лэ в8 вaсъ бyду, док0лэ терплю2 вы2; приведи1те є3гw2 ко мнЁ. и3 привед0ша є3гw2 к8 немY, и3 ви1дэвъ є3гw2 ѓбіе дyхъ,стрzсE є3гw2. и3 пaдъ на земли2 валsшесz, пёны тэщA. и3 вопроси2 nц7а є3гw2, коли1кw лётъ є4сть, t нeлэ же сE бhсть є3мY; џнъ же речE, и3здётска. и3 мн0гажды во џгнь в8вeрже є3гw2, и3 в8в0ды, да погуби1тъ є3гw2. но ѓще что2 м0жеши помози2 нaмъ, млrдовавъ њ нaсъ; ї©ъ же речE є3мY, є4же ѓще что2 м0жеши вёровати, всS воз8 м0жна вёрующему. и3 ѓбіе возопи1въ nц7ъ nтрочaте, со слезaми гlаше, вёрую гDи, помози2 моемY невёрію. ви1дэвъ же ї©ъ, ћкw с8ри1щетсz нар0дъ, запрети2 дyху нечи1стому, гlа є3мY, дyше нэмhи и3 глухjи, ѓзъ ти повелэвaю, и3зhди и3з8 негw2, и3 к8 томY не вни1ди в8 него2. и3 возопи1въ, и3 мн0го пружaвсz, и3зhде, и3 бhсть ћкw мeртвъ, ћкоже мн0зэмъ гlати, ћкw ќмре. ї©ъ же є4мъ є3гw2 зaруку, воз8дви1же є3гw2, и3 востA. и3 в8шe дшу є3мY в8 д0мъ, ўченицы2 є3гw2 вопрошaху є3гw2 є3ди1 ного, ћкw мы2 не воз 8мог0хомъ и3з8гнaти є3гw2; и3 речE и4мъ, сeй р0дъ ничи1мже м0жетъ и3зhти, т0кмw моли1 твою и3 пост0мъ. и3 t тyду и3з8шeдше, и3дsху сквозЁ галилeю. и3 нехотsше да кто2 ўвёсть. ўчaше бо ўчени ки2 своS, и3 гlаше и4мъ, ћкw сн7ъ чlческіи, прeданъ бyдетъ въ рyцэ чlчестэ, и3 ўбію1тъ є3гw2. и3 ўбіeнъ бhвъ, в8 трeтіи дeнь воскrнетъ. | Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9:17-31) |
[є3ђaліе, t матfez. за ?, ‹.] В0 времz џно, по ї©э и3д0ша нар0ди мн0зи t гали лeи, и3 десzти2 грaдъ, и3 t їєrли1ма, и3 їюдeи, и3 со џно гw п0лу їwрдaна. ўзрёвъ же нар0ды, взhде нaгору. и3 сёдшу є3мY, приступи1ша к8 немY ўченицы2 є3гw2. и3 tвeрзъ ўстA своS, ўчaше и4хъ гlz. бlжeни ни1щіи д¦омъ, ћкw тёхъ є4сть цrтвіе нбcное. бlжeни плaчу щіи, ћкw тjи ўтёшатсz. бlжeни кр0тцыи, ћкw тjи наслёдzтъ зeмлю. бlжeни ѓлчущіи и3 жaждущіи прaв ды, ћкw тjи насhтzтсz. бlжeни млcтивіи, ћкw тjи поми1ловани бyдутъ. бlжeни чи1стіи с®цемъ, ћкw тjи бGа ќзрzтъ. бlжeни миротв0рцы, ћкw тjи сн7wве б9іи нарекyтсz. бlжeни и3з8гнaни прaвды рaди, ћкw тёхъ є4сть цrтвіе нбcное. бlжeни є3стE є3гдA пон0сzтъ вaмъ, и3 и3з8жденyтъ, и3 рекyтъ всsкъ ѕ0лъ гlъ на вы2 лжyще, менE рaди. рaдуйтесz и3 весели1тесz, ћкw мздA вaша мн0га на нб7сэхъ. | И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. (Мф.4:25) И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Мф.5:1-14) |
АПОСТОЛ
Къ є3врewмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, тд7i.] Брaтіе, ґвраaму њбэтовA бGъ, понeже ни є3ди1нэмъ и3мsше б0льшимъ клsтисz; клsлсz соб0ю гlz, и4стин ною бlгосл0вствуz бlгословлю1 тz, и3 мн0жа ўмн0жу тS. и3 тaкw долготерпёвъ, получи2 њбэтовa ніz. чlцы же б0льшимъ кленyтсz, и3 всsкому и4хъ прекосл0вію кончи1на во и3звэщeніе, клsтва є4сть. њ нeмже ли1шь ше хотS бGъ показaти наслёдникwмъ њбэтовaніz, непрел0жное совёта своегw2, потрeбова клsтвы. ћкw да двэмA вeщьма непрел0жнома, понe же невозм0 жнw солгaти бGу, крёпко ўтэшeніе и4ма мы прибёгшіи, ћтисz за пред8лежaщее ўповaніе. є4же ѓки њсно вaніе и4мамы дш7и твeрдо же и3 и3звёстнw, и3 в8ходsщее во внyтренее завёсэ, и3дёже п®тча њ нaсъ в8ни1де хrт0съ, п0 чину мелхиседeкову. первосщ7eнникъ бhвъ в0 вэки. | Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Исус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. (Евр.6:13-20) |
[къ галaтомъ. за? , сGi.] Брaтіе, пл0дъ д¦0вныи є4сть, любы2, рaдость, мjръ, долготерпёніе, бlгость, млrдіе, вёра, кр0тость, воз8 держaніе, на таковhхъ нёсть зак0на. ґ и4же хrтY ї©у пл0ть распsша, со страстьми2 и3 похотьми2. ѓще живeмъ д¦омъ, д¦ови и3 прилагaемсz. небывaемъ тщеслaвни, дрyгъ дрyга раздражaюще, дрyгъ дрyгу зави1дzще; брaтіе ѓще и3 прeжде чlкъ в8падeтъ в 8 нёкое прегрэшeніе, вы2 д¦0вніи и3справлsйте таковaго д¦омъ кр0тости. блюдhи себE, да не и3 ты2 и3скушeнъ бyдеши. дрyгъ дрyгу тzготы2 носи1те, и3 тaкw и3сп0лните зак0нъ хrт0въ. | Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. (Гал.5:22-26) Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, (Гал.6:1-4) |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 14-18 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников; о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли
Исус, придя к ученикам, к тем девяти, которые не восходили с Ним на гору, нашел их в состязании с фарисеями. Ибо в отсутствие Исуса фарисеи, приступив к ученикам Его, покушались привлечь их на свою сторону. Между тем народ, лишь только увидел Его, тотчас приветствовал. Народ смотрел на Него и приветствовал, как бы возвратившегося издалека. А по мнению некоторых, и самый вид Его, от света Преображения сделавшись прекраснее, привлекал к Нему народ с приветствиями. «Один из народа сказал в ответ»: Этот человек был немощен в вере, как свидетельствует Господь, сказав: «О, род неверный», и еще «все возможно верующему»; да и тот сам говорит: «помоги моему неверию». Он и учеников Исуса оговаривает, как бы все они были неверующие. А надлежало ему не пред всеми обвинять их, но особо, наедине.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 19-27 Отвечая ему, Исус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Исус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Исус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Исус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Исус, взяв его за руку, поднял его; и он встал
Итак, человек тот, придя к Исусу, винил учеников, что они не могли исцелить сына его; но Христос обращает обвинение на него самого и говорит как бы так: ты не имеешь веры и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой. Впрочем, слова Исуса относятся не к одному только этому человеку, а говорит это Он вообще о всех иудеях, укоряя их за неверие. Ибо многие из предстоящих могли этим случаем соблазниться. А когда говорит Исус: «доколе буду с вами», то сим выражает, что для Него вожделенна была смерть, то есть как бы так сказал: «прискорбно Мне жить с вами неверующими». Впрочем, Он не останавливается только на укоризне, а подает и исцеление, обнаруживая в исцелении отрока не высокомудрие, а гораздо более - смиренномудрие. Ибо заметь, что не Своей силе, а вере человека того приписывает исцеление, говоря: «всё возможно верующему. Притом Он запретил духу, увидев собиравшийся к Нему народ; опять потому, что не хотел исцелять пред множеством народа, - для показания Своей силы и для Своей славы. А запрещением и словами: «выйди из него и впредь не входи в него» дает знать, что за неверие человека бес опять мог бы войти в него, если б не возбраняем был запрещением Его. Но Он попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли бесовское искушение и то, что бес мог бы умерщвлять человека, если б не ограждала их рука Божия. Говоря в переносном смысле, бес повергает людей в огонь гнева и похоти и в бурные волны житейских дел. Этот бес нем и глух - глух, как нехотящий слышать словес Божественных; нем, как немогущий и других научить чему-либо душеполезному. Но когда Исус, то есть Евангельское Слово, возьмет человека за руку, то есть управит его деятельные силы, тогда он освобождается от беса. Заметь также, что Бог готов помогать нам, но мы сами отрицаемся делать добрые дела. Ибо сказано: «поднял его» Исус, - вот помощь Божия, «и он встал», то есть в самом человеке возбудилось тщание на добрые дела.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 28-29 И как вошел Исус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста
Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Исусу наедине. «Сей род». Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 30-31 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет
Везде слово о Своем страдании соединял Исус с чудотворениями, дабы не думали, что Он страдал по немощи. И теперь, сказав прискорбное слово, что «убьют Его», присовокупляет и радостное, - что «в третий день воскреснет», дабы мы знали, что за скорбями всегда последует радость, и поэтому дабы не истаивали духом напрасно в скорбях, но надеялись получить что-либо и радостное.
___
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана
Итак, последуем и мы за Христом. Ибо и мы имеем многие душевные болезни, а их-то Он прежде всего и желает исцелить. Ведь Он врачует наши телесные болезни, чтобы истребить и душевные. Приступим же к Нему и будем просить не чего-то житейского, но отпущения грехов. Ведь Христос и ныне подает, если мы будем усердны. Тогда разнесся о Нем слух по Сирии, ныне же - по целой вселенной. К Нему стекались люди, услышав, что Он исцелил бесноватых, а ты, имея гораздо большие и важнейшие подтверждения Его могущества, не встаешь и не устремляешься к Нему? Те оставили и отечество, и друзей, и родственников, а ты не хочешь выйти из дома, чтобы приступить к Нему и получить намного лучшее? Но мы и этого от тебя не требуем. Оставь только злые привычки, и ты сможешь, оставаясь дома со своими, легко спастись.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Увидев народ, Он взошел на гору
Восходит на гору, поучая этим ничего не делать напоказ. Намереваясь учить, Он воспитывает нас удаляться от шума, когда учим.
и когда сел, приступили к Нему ученики Его
Народ приступает для того, чтобы видеть чудеса, ученики же - для учений. Поэтому для совершения чудес и исцеления тел Он врачует и души, чтобы мы поучились, что Он есть Творец и душ, и тел.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И Он, отверзши уста Свои
Для чего прибавлено «отверзши уста Свои»? Кажется, что это излишне. Но нет, ибо Он учил и не отверзая уст. Каким образом? Своею жизнью и чудесами. Теперь же Он учит, отверзши уста.
учил их, говоря
Учил не одних только учеников, но и народ. А начал с блаженств, подобно тому как Давид начал с блаженства.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное
Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой — это нищие духом.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Разумеются плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал «плачущие», то есть всегда, а не один только раз и не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они и здесь,- ибо кто плачет о грехе, тот духовно радуется здесь, - а тем более там.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю
Некоторые под словом «землю» разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же - это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
Когда Он намеревается говорить о милосердии, то прежде всего показывает, что нужно приобщаться к справедливости и не делать милостыни из награбленного. Правды должно искать со всяким усердием, ибо это обозначают слова «алчущие и жаждущие». Так как и корыстолюбивые представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насытятся и здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами. Они получают милость и здесь от людей, ибо тот, кто вчера оказывал милость, если он сегодня лишится всего, встретит милосердие со стороны всех; но особенно потом поможет ему Бог, после кончины.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Многие не грабят, а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа. Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное
Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.
и всячески неправедно злословить за Меня
Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика. Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения - великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.
_______
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя (Быт. 22:16)
Так как много было таких, которые наследовали верой обетования, то он пока теперь опустил всех прочих, оставляя их для последующего, и напоминает только об Аврааме, как по важности лица его, так особенно потому, что он и удостоился и получил обетование. И этим он также показывает, что не должно предаваться малодушию, но уповать на Бога, Который, обычно, не скоро исполняет обещание, но спустя долгое время. Когда же Бог клялся Собою? Или в самых словах, в которых говорит: «Я клялся Собой». А может быть, кто-нибудь скажет, что в слове: истинно содержится клятва Бога Собой; ибо истинно значит «поистине». Это есть не что иное, как утверждение истины; но истиной может быть кто иной, как не Бог? Так и Господь в Евангелии, говоря: истинно, истинно говорю вам (например, Ин. 11:26 и др.), клянется той же самой клятвой; клянется Самим Собой, как и Отец, так как не имеет клясться высшим. Однако некоторые думали, что и Сам Сын тогда беседовал с Авраамом: ибо Писание говорит: сказал же Ангел Аврааму (Быт. гл.18). Но никаким образом, говорят, Отец не мог быть Ангелом, но Сын - великого совета Ангел.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И так Авраам, долготерпев, получил обещанное
Каким образом в конце послания говорит, что они только издали видели исполнение обетований и радовались (Евр. 11:13), а теперь говорит, что Авраам получил обещанное? Не об одном и том же говорит здесь и там, но здесь говорит об обетованиях земных, которые Авраам получил спустя долгое время, а там о небесных, которых он еще не получил. Однако и то и другое, - и то, что он получил, и то, что он еще не получил, служит утешением для малодушных: - одно потому что и мы получим, если обнаружим долготерпение, другое -потому что если еще не получил тот, кто достиг совершенства за столько лет раньше, то слишком неразумны мы, негодующие на то, что еще не получаем. Смотри, как он сказал: долготерпев, получил обещанное, чтобы показать великую силу долготерпения, и что не одно только обетование совершило все, но и долготерпение. Здесь же внушает им и страх, давая понять от противного, что малодушие препятствует исполнению обетования. И это случилось в пустыне с древним народом, который малодушествовал и совершенно не получил обетования. Итак, кто-либо скажет: почему же святые, долго терпев, не получили, как говорится в конце послания? Они, во всяком случае, получат. А роптавшие из народа и не получили, и не получат.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их
То есть клятвой разрешается недоумение во всяком прекословии. Ибо много говорят и возражают в споре с той и с другой стороны, но клятва, являясь последнею и подтверждая, разрешает все сомнительное.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву
То есть потому именно, что клятва придает людям полную уверенность, и Бог клянется. Или, посему, вместо: в том, что клялся, говорит, Бог Самим Собой, Он с избытком доказал нам, что всячески и непреложно исполнит то, что обещал. Ибо хотя Богу должно было верить и без клятвы, однако Он снисходит ради нас и смотрит не на Свое собственное достоинство, но, чтобы убедить нас, попускает говорить о Себе недостойное. Ибо мы верные, благословенные в семени его, которое есть Христос, являемся наследниками обетования. Смотри, как и тогда говорит, что Сын - посредник между Богом и людьми. Ибо Собой, как Словом, клялся Бог и Отец.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать
Какой и какой? Как тем, что просто сказал и обещал, так и тем, что к обетованию присоединил клятву. Так как у людей считается более достоверным то, что с клятвой подтверждено, поэтому и Бог присоединил ее. В которых, вместо из них, - из этих двух вещей обетование является наиболее достоверным, и невозможно Богу солгать. Посему, как поклялся Он ради нас, хотя Ему и недостойно клясться, так понимай и то, что «Он навыче от сих, яже пострада». Ибо и люди более считают достоверным то, что познано на опыте.
Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду
То есть великое утешение и ободрение. Это сказано не столько по отношению к Аврааму, сколько по отношению к нам, прибегшим к Нему, то есть возложившим на Него надежду. В чем же мы имеем ободрение? В том, чтобы держаться за предлежащую надежду: то есть чтобы мы, на основании того, что дано было Аврааму, были убеждены и относительно обетований, касающихся нас, и не сомневались бы относительно грядущих и небесных благ, на которые надеемся; напротив, чтобы мы твердо и безопасно держались этой надежды и не утратили ее. Ибо обетование Аврааму есть обетование и нам, и преимущественно нам, уверовавшим во Христа, как сказано выше.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий
Эту надежду мы имеем, как якорь. Ибо как тот якорь во время бури дает устойчивость кораблям, так и надежда делает твердыми и терпеливыми людей колеблющихся под влиянием искушений. Не просто сказал: якорь, но: безопасный и крепкий. Ибо бывает якорь, который не сохраняет устойчивости корабля, или когда он испорчен, или когда он очень легок. Совершенно справедливо он вспомнил не об основании, а о якоре: потому что основание прилагается к людям весьма твердым и любомудрым, а якорь - к подвергающимся буре, какими были те, будучи обуреваемы искушениями.
И входит во внутреннейшее за завесу
Выше сказал: надейтесь, ибо сбудется то, на что надеемся. Теперь, уверяя более совершенно, говорит, что мы уже и имеем это в надежде. Ибо она, вошедши внутрь неба, сделала то, что мы уже - при обетованных благах, хотя еще находимся на земле, хотя еще не получили их. Такую силу надежда имеет, что земных делает небесными. Но как в Ветхом Завете завеса отделяла Святое Святых от остальной скинии, так и небо для нас завеса, отделяющая земное от божественнейшего и пренебесного.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Куда предтечею за нас вошел Исус
Сказавши, что надежда наша восходит на небо, подтверждает сказанное, удостоверяя это делами. Ибо и Он, Христос, вошел: и не просто вошел, но вошел предтечею, то есть как бы убеждая нас, что и мы должны войти. Ибо предтеча идет впереди кого-нибудь, следующих за ним, и расстояние между предтечей и следующими за ним совсем не велико, как и между Иоанном и Христом. Поэтому не смущайтесь: скоро и мы войдем туда, где наш предтеча. Но не удовольствовался, сказав: предтеча, но прибавил и: за нас, для большей убедительности, как бы так говоря: Сам Он не нуждался в том, чтобы войти туда: ибо зачем Ему это, когда Он - Бог? Но как ради нас Он воспринял плоть, так ради нас же Он вошел и внутрь неба, чтобы нам открыть путь. Посему необходимо войдем и мы сами. Или выражение за нас обозначает: чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, как и первосвященник входил во Святое Святых однажды в год, молясь за народ.
Сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека
И это - величайшее утешение; если наш Первосвященник на небе, то Он и много лучше иудейских первосвященников, именно: по способу избрания, ибо Он - не по чину тех, но по чину Мелхиседека; и по месту, и по скинии, ибо Он - горе и на небе; по завету, ибо о более великих и более совершенных благах, и по постоянству, ибо вечный, а не временный, и, наконец, по личности, ибо Он - Сын Божий. Поэтому не падайте духом. Но все это сказано о Христе по плоти, ибо по плоти Он и стал Первосвященником.
____
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 22-23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона
«Плод же духа: любовь, радость, мир…». Не сказал – «дело», но – «плод» духа. Что же, не излишняя ли душа? Если речь идет только о плоти и духе, то где душа? Или он говорит о существах, не имеющих души? В самом деле, когда зло приписывается плоти, а добро духу, то душе нет уже места. Но это совершенно не так, потому что воздержание страстей есть дело души и ей принадлежит; и если она, находясь посреди добродетели и порока, употребляет тело на должное, то и его делает духовным, а если удаляется от духа и предается злым пожеланиям, то и сама становится более земною. Видишь ли из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении? Почему же он (добрые дела) называет «плодом» духа? Так как злые дела происходят только от нас, поэтому он и называет их делами, между тем, добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия. Затем, перечисляя добрые дела, на первом месте поставляет корень их, говоря так: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23). В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, (апостол) и здесь с удивительною мудростью отверг закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже премудрости, даруемой Духом.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 24-26 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать
«…Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Чтобы не спросили: «кто же это такие?» – он из самых дел указывает тех, которые поступают так, называя снова здесь плотию злые дела. Ведь таковые, конечно, не убили своей плоти, – иначе как бы они стали жить – распятое, без сомнения, мертво и недеятельно, – но говорит о совершенстве их мудрости. Хотя страсти и досаждают им, но восстают на них совершенно без успеха. Итак, если такова сила духа, то им и жить будем, им только и будем довольствоваться. Указывая на это, и сам (апостол) прибавил: «Итак, будем жить духом, и по духу и поступать должны (Гал. 5:25), живя по его законам». Это именно и значит – «поступать должны», то есть: «будем довольны силою духа и не станем искать дополнения в законе». Затем, желая показать, что вводящие обрезание делают это по честолюбию, говорит: «Не будем тщеславиться, в чем заключается причина всех зол, не будем друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5:26). Ведь от тщеславия рождается зависть, а от зависти происходят все те бесчисленные виды зла».
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости
Так как многие между ними, думая сдержать согрешающих, действовали при этом под влиянием собственных страстей, будучи движимы к тому любоначалием, то он говорит: если и впадет, то есть увлечен будет силой демонской, вы, духовные, исправляйте, то есть не наказывайте, а наставляйте в духе кротости. Не сказал - кротостью, но: в Духе кротости, показывая, что это Духу угодно, и снисходительное исправление грешников есть дар духовной благодати.
наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным
Дабы не возгордился исправляющий другого, он предостерегает его: смотри, говорит он, и береги себя, чтобы и тебе не впасть в то же самое, подвергшись искушению от противника. И выразительно сказал: наблюдая за собою, напоминая тем о человеческой слабости.
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community