Воскресные чтения 11.02.2024

МЦCА ГЕНУА~РIZ ВЪ К&F ДН&Ь

Недёлz, lѕ z по н7 це. Глaсъ, G. [Пл]
Ст7aгw сщ7енном§нка и3гнaтіz бGон0сца.

С™hхъ мyченикъ ромaна, їaкwва, филофez, и3пeрхіz, ґви1ва, їуліaна, париг0ріz. С™hхъ мyченикъ силуaна є3пкcпа, луки2 діaкона, и3 м0кіz чтэцA. С™hхъ герaсима, питири1ма, и3 їHны є3пкcповъ пeрмскихъ. Прпdбнагw nц7A нaшегw лаврeнтіz печeрскагw.  

В этот день пострадали иноки Соловецкие, архимандрит Никанор, инок Макарий и иже с ними

 

О жизни Игнатия известно немногое. Именно он был тем младенцем, которого Христос взял на руки и благословил (Мф.18:2–5). 

Некоторые полагают, что он был сирийцем, на основании стиля языка его посланий. Очевидно, что он был одним из первых христианских авторов нееврейского происхождения или, по крайней мере, не включенного в культуру иудейской религии. Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, он был арестован в Антиохии во время правления Траяна и отправлен в Рим на казнь. За время пути он написал семь посланий церковным общинам, через которых пролегал его путь (Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирны и Рима), а также одно послание Поликарпу Смирнскому. Достигнув Рима, он был брошен на растерзание львам 20 декабря 107 года.
______

В ночь на 29 января 1676 года за отказ принять новопечатные книги царскими войсками, после многолетней осады, был взят Соловецкий монастырь. ⠀

После прибытия исправленных патриархом Никоном книг в 1657 году братия Соловецкого монастыря во главе с архимандритом Илией постановила запереть их на замок и продолжила молиться по-старому. В течение нескольких лет иноки жили в относительном мире. Но после смерти архимандрита Илии на его место был поставлен архимандрит Варфоломей. На соборе в Москве в 1666-1667 годах Варфоломей осудил древлее благочестие и старые книги. ⠀

Монахи обратились в Москву с просьбой о новом главе. В Москве согласились, но прислали архимандрита Иосифа, также предавшего древний чин анафеме. ⠀
Согласно легенде, Варфоломей с Иосифом прибыли после собора с бочками меда, вина и пива. И напились. Оба были схвачены братией монастыря и высланы с Соловков. ⠀

Фактическим главой Соловецкого монастыря стал старец Никанор. Узнав о произошедшем, царь Алексей Михайлович отправил стрельцов на Соловки для захвата монастыря силой в 1668 году. Началась 8-летняя осада. ⠀

Когда армия прибыла на место, то обнаружила, что монастырь заперт и укреплен. Стрельцы расставили пушки, все хозяйственные постройки разрушили. Однако осаждающие никак не могли преодолеть сильную оборону современной Соловецкой крепости и защиту Пресвятой Богородицы (Никанор ежедневно освящал стены святой водой с молитвами к Богородице).⠀

Однако инокам все же суждено было пострадать. Один из них, Феоктист, по примеру Иуды, был подкуплен и показал стрельцам тайный вход в монастырь. Иноки встретили стрельцов крестным ходом, когда те проникли внутрь. Последние разграбили монастырь, а воевода Мещеринов любовался развалинами, которые он сделал, и множеством пленников. ⠀

Одних Мещеринов четвертовал, других бросал в реки, третьих забивал до смерти. Иноков жгли огнём и подвешивали за рёбра на крюках. ⠀

Из 500 защитников в живых осталось лишь 14. Выжившим монахам было разрешено похоронить убитых. После им было знамение: крест, охваченный святым пламенем. Возле него горела свеча. Иноки подошли к ней, покадили и поклонились как знаку мученической кончины своих братьев. ( ссылка : https://vk.com/ukhtomsky_community?w=wall-208523312_1149 )

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T луки2, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ?, §г.] В0 времz џно, є3гдA прибли1жисz ї©ъ во їєрих0нъ, слэ пeцъ нёкіи сэдsше при пути2 просS. слhшавъ же на р0дъ мимоходsщь, вопрашaше что2 ќбw є4сть сE. повё даша же є3мY, ћкw ї©ъ назарzни1нъ ми1мw х0дитъ. и3 возопи2 гlz, ї©е сн7е дв7довъ поми1луй мS. и3 пред8и3дy щіи, прещaху є3мY да ўмолчи1тъ. џнъ же пaче мн0жае вопіsше, сн7е дв7довъ поми1луй мS. стaвъ же ї©ъ, повелЁ привести2 є3гw2 к8 себЁ. прибли1жьшужесz є3мY к8 не мY, вопроси2 є3гw2 гlz, что2 х0щеши да ти2 сотворю2; џнъ же речE, гDи, да прозрю2. ї©ъ же речE є3мY, прозри2, вёра твоS спасe тz, и3 ѓбіе прозрЁ. и3 вослёдъ є3гw2 и3дsше, слaвz бGа. и3 вси2 лю1діе ви1дэвше, воз8дaша хвалY бGови.

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Исус Назорей идет. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давыдов! помилуй меня. Исус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Исус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. (Лк.18:35-43)

[є3ђaліе, t мaрка. за?, м7а. под8 главY] В0 времz џно, пріи1де ї©ъ и3 ўченицы2 є3гw2 в8 каперна yмъ, и3 в8 домY бhвъ, вопрошaше и4хъ, что2 на пути2 в8 себЁ помышлsсте; nни1 же молчaху, дрyгъ к0другу бо стzзaшасz на пути2, кто2 є4сть б0ліи; и3 сёдъ пригласи2 џба нaдесzте, и3 гlа и4мъ, ѓще кто2 х0щетъ стaрэи бhти, да бyдетъ всёхъ мeньшіи, и3 всёмъ слугA. и3 пріи1мъ nтрочA, постaви є5 посредЁ и4хъ. и3 њбъє1мъ є5, речE и4мъ, и4же ѓще є3ди1но таковhхъ nтрочaтъ пріи1 метъ в0 и3мz моE, менE пріeмлетъ. и3 и4же менE пріeм летъ, не менE пріeмлетъ, но послaвшаго мS. tвэщA є3мY їwaннъ, гlz, ўчи1телю, ви1дэхомъ нёкоего и4ме немъ твои1мъ и3з8 гонsща бёсы, и4же нех0дитъ по нaсъ, и3 воз8брани1хомъ є3мY, ћкw непослёдуетъ нaмъ. ї©ъ же речE, небрани1те є3мY. никт0же бо є4сть и4же сотвори1тъ си1лу њ и4мени моeмъ, и3 воз8м0жетъ в8ск0рэ ѕлосл0 вити мz. и4же бо нёсть на вы2, по вaсъ є4сть. и4же боѓще напои1тъ вы2 чaшу воды2 в0 и3мz моE, ћкw хrт0вы є3стE. ґми1нь гlю вaмъ, непогуби1тъ мзды2 своеS.

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Исус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. (Мк.9:33-41)

 

[є3ђaліе, t їwaнна. за?, lѕ.] РечE гDь ко пришeдшимъ к8 немY їюдewмъ, ѓзъ є4смь двeрь, мн0ю ѓще кто2 в8ни1детъ, спасeтсz, и3 вни1детъ и3 и3зhдетъ, и3 пaжить њбрsщетъ. тaть неприх0дитъ, рaзвэ да ўкрaдетъ и3 ўбіeтъ и3 погуби1тъ. ѓзъ пріи д0хъ, да жив0тъ и4мутъ, и3 ли1шьше и4мутъ. ѓзъ є4смь пaстырь д0брыи. пaстырь д0брыи, дш7у свою2 полагaетъ за nвцA. ґ наeмникъ и4же нёсть пaстырь, є3мyже несyть nвцA своS, ви1дитъ в0лка грzдyща, и3 њста влsетъ nвцA и3 бёгаетъ. и3 в0лкъ расхи1титъ и4хъ, и3 распyдитъ nвцA. ґ наeмникъ бэжи1тъ, ћкw наeмникъ є4сть, и3 неради1тъ њ nвцaхъ. ѓзъ є4смь пaстырь д0б рыи, и3 знaю моS, и3 знaютъ мS моS. ћкоже знaетъ мS nц7ъ, и3 ѓзъ знaю nц7а, и3 дш7у мою2 полагaю за nвцA. и3 и4ны nвцA и4мамъ, ћже нёсуть t дворA сегw2. и3 тhz ми подобaетъ привести2. и3 глaсъ м0й ўслhшат8 , и3 бyдетъ є3ди1но стaдо, и3 є3ди1нъ пaстырь.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:9-16)

АПОСТОЛ

Къ тимоfeю послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за?, ©п, t полY.] Чaдо тимоfeе, вёрнw сл0во, и3 всsкому пріsтію дост0йнw. ћкw хrт0съ ї©ъ пріи1де в8 мjръ грёшники спасти2, t ни1хже пeрвыи є4смь ѓзъ. но сегw2 рaди поми1лованъ бhхъ, да њ мнЁ пeрвомъ покaжетъ ї©ъ хrт0съ всE долготерпёніе, за џбразъ хотsщихъ вёровати є3мY в8 жи1знь вёчную. цRю1 же вэк0мъ, нетлённому, неви1 димому є3ди1ному премyдру бGу, чeсть и3 слaва в0 вэки вэк0мъ, ґми1нь.

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Исус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Исус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. (1Тим.1:15-18)

[за?, т№i. под8 главY] И# никт0же соб0ю пріeмлетъ чeсть, но звaныи t~ бGа. ћкоже и3 ґарHнъ, тaкw и3 хrт0съ. не себE прослaви бhти первосщ7eннику, но гlавыи к8 немY. сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди 1 хъ тS. ћкоже и3 и4ндэ гlетъ, ты2 є3си2 сщ7eнникъ в0 вэки п0чину мелхиседeкову. И $ же в0 днехъ пл0ти своеS, молeніz же и3 моли 1 твы к8 могyщему спасти2 є3гw2 t смeрти, с8 в0племъ крёпкимъ и3 со слезaми принeсъ. и3 ўслhшанъ бhвъ t бlгоговёинства, и 4 бо сн7ъ сhи, на вhче t нyду же пріsтъ послушaніе. пострадaвъ же исоверши2 всS, бhсть всёмъ послyшающимъ є3гw2 вин0 венъ спасeнію вёчному. наречeнъ t ~ бGа первосщ7eнникъ, п0чину мелхиседeкову.

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. (Евр.5:4-11)

[къ є3врewмъ. за?, т}i.] Брaтіе, так0въ нaмъ подобaше ґрхієрeй, прпdбенъ, не ѕл0бивъ, без8сквeрненъ, и3 tлучeнъ t грёшникъ, и3 вhше небeсъ бhвъ, и4же не и4мать по всS дни2 нyжу, ћкоже первосщ7eнницы прeжде њ свои1хъ грэсёхъ жeрт ву приноси1ти, пот0мъ же њ людски1хъ. сіe бо сотвори2 є3ди1ною себE принeсъ. зак0нъ бо чlки поставлsетъ первосщ7eнники и3мyщіz нeмощь. сл0во же клsтвеное, є4же по зак0нэ, сн7а в0 вэки совершeна, главa же њ гlемыхъ, таковA и4мамы первосщ7eнника, и4же сёде њдеснyю пrт0ла вели1чествію нa нб7сэхъ. с™hмъ служи1 тель, и3 ски1ніи и4стиннэй. ю4же соњружи2 гDь, ґ не чlкъ.

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. (Евр.7:26-28)

Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. (Евр.8:1-2)

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 35-43 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Исус Назорей идет. Тогда он закричал: Исус, Сын Давыдов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давыдов! помилуй меня. Исус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Исус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу

Во время пути Господь совершает чудо над слепым, чтобы и прохождение Его не было учением бесполезным для нас и для учеников Христовых, чтобы мы во всем, всегда и везде приносили пользу, а праздного у нас не было бы ничего. Слепец веровал, что Он (Исус) есть ожидаемый Христос (ибо, вероятно, как воспитанный между иудеями, он знал, что Христос от семени Давыдова), и кричал громким голосом: «Сын Давыдов! помилуй меня». И словами «помилуй меня» выражал, что он имеет о Нем какое-то божественное понятие, а не считает просто человеком. Подивись, пожалуй, и настойчивости его исповедания, как он, несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал; ибо горячность изнутри двигала им. Поэтому и Исус подзывает его к Себе, как поистине достойного приблизиться к Нему, и спрашивает его: «чего ты хочешь от Меня?» Спрашивает не потому, будто бы не знает, но чтобы находящимся тут не показалось, что тот просит о том, а Он подает другое: тот, например, просит денег, а Он, желая показать Себя, исцеляет слепоту. Ибо зависть может клеветать и таким безумным образом. Поэтому Господь спросил, и когда открыл, что он желает прозреть, прозрение ему и дает. Смотри и на отсутствие гордости. «Вера твоя, - говорит, - спасла тебя», поскольку ты уверовал, что Я есмь проповедуемый оный Сын Давыдов Христос, и высказал такую горячность, что не молчал, несмотря на запрещение. Из сего мы научаемся тому, что когда мы просим с верой, то не так бывает, что мы просим сего, а Господь подает иное, но именно то самое. Если же мы просим сего, а получаем иное, то явный знак, что мы просим не доброго и не с верой. «Просите, - сказано, - и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4, 3). Примечай и власть: «прозри». Кто из пророков исцелял так, то есть с такой властью? Отсюда и глас, происшедший от истинного Света (Ин. 1, 9), стал светом для больного. Заметь и благодарность исцеленного. Ибо он пошел за Исусом, славя Бога и других располагая к прославлению Его.

___

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 32-37 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, - говорит Исус, - вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 38-40 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Исус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас

Не по соревнованию какому-либо и не по зависти сын громов возбраняет тому человеку изгонять бесов, но желает, чтобы все, призывающие имя Христово, и последовали за Христом и чтобы все ученики составляли одно тело. При начале же евангельской проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения; но, видя, как могущественно имя Исусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды, и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных. Что же Спаситель? Он не позволил Иоанну возбранять совершавшему знамения: «Не запрещайте ему, - говорит, - ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». То есть, как будет злословить Меня тот, кто именем Моим приобретает себе славу и призыванием Меня совершает чудеса? По-видимому, Господь противоречит Сам Себе, ибо в другом месте говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня». Но сии слова сказаны о бесах, которые стараются отвлечь сущих от Бога и рассеивают Божие достояние, а здесь говорится о людях, которые чрез других, делающих чудеса, приводятся к Богу.

Григорий Нисский, свт. (†394)  

И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Бог не предписывает Своим рабам ничего невозможного. Он показал Свою любовь ко всем и благость собственного Божества столь обильную и богатую, что предоставил каждому способность творить что-либо хорошее по желанию, чтобы никто из старающихся спастись не оказался к тому неспособным. «Кто напоит, - говорит Он, - во имя ученика даже только чашей холодной воды, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

___

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами: «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (Деян. 5, 41). «И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, внутренний и внешний (Рим. 7, 22; 2Кор. 4, 16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и дела плотские умерщвляет во Христе (Рим. 8, 13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка (Пс. 22, 1).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 10-13 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах

Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить, называя ворами их и подобных им. А Я, говорит, пришел для того, чтобы имели жизнь. Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Потом ведет речь и о страданиях и говорит: Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец, – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее. Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. Они, говорит, не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники. А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб (Ин. 18, 8; 17, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. Ибо пришли, сказано, с мечами и кольями, чтобы взять Его (Лк. 22, 52). Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (1Пет. 5, 8), и скорпионом (Лк. 10, 19), и змием (Быт. 3, 1; Пс. 90, 13). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить. – Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ст. 14-16 Я есмь Пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой: и будет одно стадо, и один Пастырь

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: Я знаю Моих, и Мои знают Меня, как написано: познал Господь Своих (2Тим. 2, 19). Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: как Отец знает Меня, и Я знаю Отца, то есть: Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет: «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения: «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными, Но слова: «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. - «Есть у меня и другие овцы». Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. «И тех надлежит Мне привесть». Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. «И будет одно стадо, и один Пастырь». Во Христе Исусе нет ни иудея, ни язычника (Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

_______

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Исус пришел в мир спасти грешников.

Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись.

Из которых я первый.

Почему же он, сказав в другом месте: по правде законной непорочный (Флп. 3:6), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне грех, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча - свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: прославленное даже не оказывается славным (2Кор. 3:10).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Но для того я и помилован, чтобы Исус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной

Обрати внимание на смирение его. Для того, говорит, я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников - Павел. Этим апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но все долготерпение, как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во всей милости, во всем Его человеколюбии, а не отчасти, подобно тем, которые отчасти согрешили. В пример, говорит, то есть для примера, для утешения и для прощения всех, кто хочет веровать.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь

Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. Единому премудрому сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один Бог, как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. Честь и слава не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом

Указывает и другой отличительный признак первосвященника, открывающийся также во Христе, - тот, что Он не Сам Собой присвоил священство, но что Он призван от Бога и, таким образом, получил его. Здесь же он намекает на тогдашних иудейских первосвященников, которые добивались сана, приобретая его через покупку и нарушая закон.

как и Аарон

Ибо и Аарон, сначала призванный Богом чрез Моисея, таким образом священствовал, не сам присвоив себе этот сан. И опять, когда жезл расцвел, было показано, что он был послан Богом; и тогда, когда огонь пожрал посягавших на священство (Числ. гл.16 и 17).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4).

Что Христос всюду говорил: Я послан от Бога и не пришел Сам от Себя (Ин. 8:42), то же и Павел указывает теперь, именно, что Он послан от Бога, и не Сам прославил Себя, но Тот, Кто сказал Ему, то есть Тот прославил Его. Это прими к сведению вообще. Посему, так как Аарон имел много чувственных признаков того, что он послан от Бога, как сказано выше, а Христос не имел ничего чувственного, напротив, даже более: противники Его и убийцы в то время пользовались большим уважением, они все делали и всем правили, - то показывает доказываемое на основании пророчеств, именно, что Он послан от Бога. Казалось бы, пророчество из второго псалма не согласно с тем, что предполагается. Предполагается, без сомнения, на основании какого-либо места Писания показать, что Христос - посланный от Бога Первосвященник; между тем это свидетельство показывает то, что Он рожден от Отца. И действительно, то, что Он рожден от Бога, есть предуготовление к рукоположению от Бога. Затем прими в соображение и то, что сказал потом в сто девятом псалме: из чрева прежде денницы рождение Твое. Потом немного спустя прибавил: Ты священник вовек, по чину Мелхиседека. Павел соединил здесь сказанное в обоих псалмах о рождении, как бы говоря следующее: чтобы ты не подумал, что говорится о ком-нибудь другом: Ты священник вовек, но именно о Рожденном прежде денницы, и это никто иной, как Тот, о Котором во втором псалме говорится, что он рожден ныне: выражение прежде денницы означает вечное; а также и ныне означает «от начала», то есть, от Отца. Второй же псалом, очевидно, относит все ко Христу. Посему о Христе сказано и Ты священник вовек. Пусть скажут иудеи: кто другой был иереем по чину Мелхиседекову, кроме Христа? Не все ли были под законом? Не все ли субботствовали и приносили жертвы? Итак, совершенно очевидно, что это сказано о Христе, ибо только Он один освятил жертву хлебом и вином, как и Мелхиседек. В каком же смысле сказал вовек? - в том, что и теперь, с телом, которое принес за нас пред Богом и Отцом, то есть самые страдания за нас представляет как великое побуждение, без слов говоря Отцу: за человеческое естество Твой Сын подвергся этому: помилуй же тех, за кого Я снисшел пострадать. Или: что приношение, каждый день совершаемое и имеющее совершаться чрез служителей Божиих, имеет Первосвященником и Священником и Жертвой Самого Господа, Себя за нас освящающего, закалаемого и раздаваемого. И всякий раз, как совершается это, смерть Господня возвещается.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4).

Что Христос всюду говорил: Я послан от Бога и не пришел Сам от Себя (Ин. 8:42), то же и Павел указывает теперь, именно, что Он послан от Бога, и не Сам прославил Себя, но Тот, Кто сказал Ему, то есть Тот прославил Его. Это прими к сведению вообще. Посему, так как Аарон имел много чувственных признаков того, что он послан от Бога, как сказано выше, а Христос не имел ничего чувственного, напротив, даже более: противники Его и убийцы в то время пользовались большим уважением, они все делали и всем правили, - то показывает доказываемое на основании пророчеств, именно, что Он послан от Бога. Казалось бы, пророчество из второго псалма не согласно с тем, что предполагается. Предполагается, без сомнения, на основании какого-либо места Писания показать, что Христос - посланный от Бога Первосвященник; между тем это свидетельство показывает то, что Он рожден от Отца. И действительно, то, что Он рожден от Бога, есть предуготовление к рукоположению от Бога. Затем прими в соображение и то, что сказал потом в сто девятом псалме: из чрева прежде денницы рождение Твое. Потом немного спустя прибавил: Ты священник вовек, по чину Мелхиседека. Павел соединил здесь сказанное в обоих псалмах о рождении, как бы говоря следующее: чтобы ты не подумал, что говорится о ком-нибудь другом: Ты священник вовек, но именно о Рожденном прежде денницы, и это никто иной, как Тот, о Котором во втором псалме говорится, что он рожден ныне: выражение прежде денницы означает вечное; а также и ныне означает «от начала», то есть, от Отца. Второй же псалом, очевидно, относит все ко Христу. Посему о Христе сказано и Ты священник вовек. Пусть скажут иудеи: кто другой был иереем по чину Мелхиседекову, кроме Христа? Не все ли были под законом? Не все ли субботствовали и приносили жертвы? Итак, совершенно очевидно, что это сказано о Христе, ибо только Он один освятил жертву хлебом и вином, как и Мелхиседек. В каком же смысле сказал вовек? - в том, что и теперь, с телом, которое принес за нас пред Богом и Отцом, то есть самые страдания за нас представляет как великое побуждение, без слов говоря Отцу: за человеческое естество Твой Сын подвергся этому: помилуй же тех, за кого Я снисшел пострадать. Или: что приношение, каждый день совершаемое и имеющее совершаться чрез служителей Божиих, имеет Первосвященником и Священником и Жертвой Самого Господа, Себя за нас освящающего, закалаемого и раздаваемого. И всякий раз, как совершается это, смерть Господня возвещается.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Он, во дни плоти Своей

Днями плоти Его обозначает время жизни Его во плоти; это не значит, что ныне Он сложил с Себя плоть; ни в коем случае: ибо Он имеет ее, но плоть нетленную и стоящую выше ее плотских и безвинных страстей, - голода, жажды, утомления и тому подобного. Это место апостол заимствовал у Давыда, который в сто четырнадцатом псалме говорит: буду призывать Его во все дни мои (Пс. 114:2). Весь этот псалом апостол относит ко Христу.

С сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти

Это сказано о плоти, ибо как Бог Он не нуждается в этом. Но допустим, что Он и молился, но, без сомнения, и не с воплем и не со слезами, ибо это не свойственно Богу, но должно бесспорно отнести к человечеству Единого Христа, чтобы, с одной стороны, показать истинность воспринятого естества, а, с другой, вместе с тем и попечение о нас, и явить избыток любви. Ибо за нас Он молил об этом, приняв наше естество, чтобы подавить в Самом Себе боязнь нашего естества пред смертью. Потом обрати внимание, что нигде в Евангелиях не написано, чтобы Он молился о воскресении, но напротив, Он явно говорил со властью: разрушьте храм сей, и воздвигну его (Ин. 2:19), и: власть имею опять принять душу Мою (Ин. 10:18).

И услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын

И это по причине плоти и немощи слушателей: ибо у них еще не было надлежащего понятия о Нем. Мысль здесь следующая: таково было благоговение Его, что то, что Он был услышан, было более делом Его благоговения, чем благодати Божией; и за это почтил Его Бог и внял Его молитве, хотя, как Сын, Он и имел к Нему естественное дерзновение: настолько было велико Его благоговение и достойно почтения. Поэтому, не унывайте, имея Господа, Которого выслушивает Отец. Итак, о чем вы ни попросите Его, исполнит для вас: об этом и Сам Христос в Евангелии говорит ученикам: ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14:28), и: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию

Привык, говорит, повиноваться Богу Отцу, научившись сему путем страданий. Кажется просто невероятным то, что здесь говорится. Ибо каким образом научился послушанию чрез страдания Тот, Кто до страданий настолько был послушным Отцу, что и сами страдания воспринял вследствие послушания? Ибо, говорит, был послушен даже до смерти (Флп. 2:8). Итак, понимай, что, так как они, как малодушные, оказывались непослушными, то он говорит уничиженное о Сыне Божием, чтобы таким состоянием Его убедить их повиноваться и оказывать послушание воле Божией, и чтобы они не падали духом в несчастьях, но ожидали бы помощи свыше. Ибо, говорит, и Сын, претерпевши страдание за послушание, был услышан Отцом, и душа Его была избавлена от смерти. И с того времени Он постоянно научился повиноваться Богу, так как послушание имеет большую силу. Итак, если Он получил пользу от страданий, то тем более вы можете получить. Видишь ли, как апостол Павел ради пользы слушателей дошел до того, что, казалось бы, говорит нечто несообразное. Но слушай и далее.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И, совершившись

Итак, совершенство достигается путем страданий. Для чего же вам негодовать на бедствия, которые вас совершенствуют?

Сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного

То есть не только Сам спасся, но и другим доставил спасение: и не временное, каково в войнах, но вечное. Для кого же? - послушных Ему. Как же вы являетесь непослушными и подвергаетесь опасности лишиться спасения? Видишь ли, что всей этой речи апостолом придан такой вид вследствие малодушия слушателей. Кроме того, усматривай и здесь возвышенное. Ибо, говорит, сделался виновником спасения, что свойственно Богу. Ибо нет никакого другого, кроме Бога, виновника такого спасения.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Пс. 109:4)

Так как, говорит, Он пострадал, принесши Себя Самого в жертву, то за это и наречен Первосвященником. Сверх того, хотя Он принес в жертву и кровь, однако не по чину иудейских первосвященников, но по чину Мелхиседека. Ибо как тот не был помазан человеком, так и Христос, - но Богом, чрез Единосущного Ему Духа. Как тот не приносил требуемых законом жертв, так и Этот, тот царь, так и Этот, - и в бесчисленном другом.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать

Намереваясь говорить о преимуществе священства Христова, он заранее обличает слушателей, указывая, что по младенчеству их он высказал столь уничиженное о Христе, занялся учением о плоти Христовой. Ведь, если бы они не были немощными, он давно бы напомнил им о более возвышенном. Вследствие вашей слабости, говорит, является трудно объяснимым для вас учение о том, каким образом Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседекову; И так как вы не разумеете, то поэтому я не могу вполне объяснить вам. Так, коринфянам говорит, что не может беседовать с ними о духовном, так как в них споры и разногласия (1Кор. 3:3), почему и именует их плотскими. А так как у этих невежество происходило от скорбей, то их он называет не плотскими, но немощными. Сказав: сделались, он показывает, что они были некогда здоровыми, а после сделались такими.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу

Из этих слов ясно, что как выше, так и теперь говорит о плоти. Ибо, кто может сказать подобное о Боге, и не постыдится ли, прилагая это к непостижимой природе Божией? Итак, Он - святой. Такой, Который не оставляет ничего должного, что подобает Ему совершить; и непричастный злу, то есть чужд коварства и зла. И не было лжи в устах Его (Ис. 53:9; ср. 1Петр. 2:22).

Непорочный

И это также кто может назвать похвалой для Бога: ибо Он имеет такую природу, что не оскверняется. Ясно, что говорит это о человечестве одного Христа.

Отделенный от грешников и превознесенный выше небес

Первосвященники по закону, говорит, хотя бы и были во всем прочем святыми, однако, как люди, не чужды пороков и не вполне отделены от грешников. Ибо как иначе, если и сами они причастны прегрешениям? И кроме того, никто из них не был на небе: наш же Первосвященник, вместе с тем, что Он преисполнен всякой добродетели и отделен от грешников, еще и превознесен выше небес, воссев на самом престоле Отца. Выражение превознесенный, как очевидно, употреблено о Нем по плоти. Ибо, как Бог Слово, Он всегда был выше небес.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа

Сказавши, что наш Первосвященник отделен от грешников, теперь он распространяется об этом и говорит, что Он настолько свободен от грехов, что, и принесши в жертву собственное тело, не за Самого Себя принес его, ибо как возможно это, когда Он не совершил греха, но за нас. Есть, однако, и другое преимущество. Первосвященники по закону ежедневно приносили жертвы, так как они не могли сразу очистить; Он же принес жертву, имеющую такую великую силу, что в один раз очистил чрез нее мир. Итак, Христос и в этом отношении превосходит священников.

Ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого

Что это значит? То, что Он принес жертву за грехи людские, а не за Самого Себя. Однажды, говорит, священнодействовал, после же этого воссел одесную Отца, как Господь. Чтобы ты, слыша, что Он священник, не подумал, что Он постоянно стоит и священнодействует, показывает, что Он стал священником по домостроительству. Когда же домостроительство было окончено, Он снова воспринял собственное величие.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи

Чтобы ты не подумал, что хотя однажды принес, однако и за Самого Себя, то теперь доказывает, что не за собственные Свои грехи принес. Ибо закон поставляет первосвященниками простых людей, имеющих немощи, то есть тех, которые не могут противостоять греху, но которые и сами, как немощные, подвергаются падениям. Он же, как Сын, будучи так силен, как может иметь грех? А не имея греха, для чего бы Он принес жертву за Самого Себя? Но и за других не много раз, а однажды. Как всемогущий, Он чрез единичное приношение жертвы в силах был совершить все. Под немощью разумей, как во многих местах говорит сам Павел, грех и даже смерть. Ибо, так как первосвященники по закону смертны и немощны, то они и сами не были безгрешными, и других не могли очистить. Он же бессмертен и силен. Послушай и то, что следует далее.

А слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного

Наблюдай противоположения. Там закон, здесь слово клятвенное, то есть вернейшее, истиннейшее: там люди, конечно, рабы, здесь Сын, разумеется, Господь: там немощные, то есть претыкающиеся, имеющие грехи, повинные смерти, здесь же - совершенный во век, то есть вечный, всемогущий, не ныне только, но всегда безгрешный. Посему, если Он совершенен, если никогда не согрешает, если всегда жив, то ради чего Он принес бы жертву за Самого Себя, или вообще много раз за других?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

Главным (т.е. «головным», - Прим.Ред.) всегда называется самое важное; когда кто-нибудь в немногом хочет передать самое существенное, то говорит, что он обращает на это внимание во главе всего, подобно тому как голова, хотя и мала по величине, составляет важнейшую часть тела. Так и теперь апостол говорит: главное же в том, о чем говорим, то есть я выскажу самое важное и вкратце обнимающее многое: - мы имеем Первосвященником Бога. Ибо сидение не свойственно никому другому, кроме Бога. Заметь же, как, сказав много униженного, именно: Первосвященник, ходатайствует пред Отцом, и то, что свойственно человечеству, восходит к высокому и к тому, что свойственно Божеству. Поступает же так всегда, как и Наставник его в Евангелии, чтобы чрез уничиженное руководить слушателем, так чтобы он воспринял слово: ибо иначе слушатель не понимает, если не восходит постепенно; чрез возвышенное же он научает, что то униженное было снисхождением. Престолом же величия называет престол Отца, или потому, что Отец мог быть назван величием для Него, или же просто потому, что престол величия есть наивысший престол.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)  

И есть священнодействователь святилища

Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: кому когда от Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи? (Евр. 1:13-14), как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: воссел одесную престола, снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: «святым служитель», т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, - Прим.Пер.), Он - наш Первосвященник.

И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек

Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная - само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх. 31:2), или Моисей, эту же - Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: воздвиг исключает и то и другое.

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat