МЦCА ДЕКАБРZ@
ВЪ И&I ДН&Ь
Глaсъ, є7. [Пл] С™aгw великом§ника севастіaна, и3 дружи1ны є3гw2: тракели1на презви1тера, маркели1на и3 мaрка діaконовъ, никострaта казнохрани1телz, каст0ра, тивyртіz, кастyла, клaвдіz и3 с™hz мyченицы з0и. Kвлeніе и3к0ны пrтhz бцdы є3втр0пьевскіz, въ лёто, ¤ѕ™.
Прпdбнагw nц7A нaшегw флорez, є3пкcпа ґми1нскагw. Прпdбнагw nц7A нaшегw и3 исповeдника михaила синкeлла. И$же во с™hхъ nц7ъ нaшихъ мед0ста, патріaрха їєросали1мского и3 капит0на, є3пкcпа корсyнскагw.
МУЧЕНИК СЕВАСТИАН МЕДИОЛАНСКИЙ И ДРУЖИНА ЕГО: НИКОСТРАТ, ЗОЯ, КАСТОРИЙ, ТРАНКВИЛЛИН, ПРЕСВИТЕР, МАРКЕЛЛИН И МАРК, ДИАКОНЫ, КЛАВДИЙ, СИМФОРИАН, ВИКТОРИН, ТИВУРТИЙ И КАСТУЛ
Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284–305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь.
«Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».
Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у Ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Исуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.
Марк сказал: «Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах». Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.
В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещеных было 64 человека.
Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли Святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения Таинств. Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.
Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти. После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление – принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море. Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.
Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.
Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.
ЕВАНГЕЛИЕ
Церковно-славянский текст | Синодальный перевод |
T матfez, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за ?, №.] Кни1га родствA ї©ъ хrт0ва, сн7а дв7дова сн7а ґвраaмлz. ґвраaмъ роди2 и3саaка. и3саaкъ же роди2 їaкwва. їaкwвъ же роди2, їю1ду, и3 брaтію є3гw2. їю1да же роди2 фарeса и3 зaра, t fамaры. фарeсъ же роди2, є3ср0ма. є3ср0мъ же роди2, ґрaма. ґрaмъ же роди2 ґминодaва. ґминодaвъ же роди2, наасс0на. наасс0нъ же роди2, салм0на. салм0нъ же роди2 во0за t рахaвы. во0зъ же роди2 nви1да t рyfы. nви1дъ же роди2 їєссez. їєссeй же роди2 дв7да цRz. дв7дъ же цRь роди2 сол0мона t ўрjины. сол0монъ же роди2 ровоaма. ровоaмъ же роди2 ґвjz. ґвjz же роди2 ѓсса. ѓсса же роди2 їwсафaта. їwсафaтъ же роди2 їwрaма. їwрaмъ же роди2 nзjю. nзjz же роди2 їwаfaма. їwаfaмъ же роди2, ґхa за. ґхaзъ же роди2 є3зекjю. є3зекjz же роди2 манасjю. манасjz же роди2, ґм0на. ґм0нъ же роди2 їwсjю. їwсjz же роди2 їєх0нію, и3 брaтію є3гw2, в8 преселeніе вавилHн ское. по преселeніи же вавилHнстэмъ, їєх0ніz роди2 салафjилz. салафjиль же роди2 зоровавeлz. зоровавeль же роди2 ґвіyда. ґвіyдъ же роди2 є3ліаки1ма. є3ліаки1мъ же роди2 ґз0ра. ґз0ръ же роди2 сад0ка. сад0къ же роди2 ґхи1 ма. ґхи1мъ же роди2 є3ліyда. є3ліyдъ же роди2 є3леазaра. є3леазaръ же роди2 матfaна. матfaнъ же роди2 їaкwва. їaкwвъ же роди2 їHсифа, мyжа мRjина, и3з8 неs же ро ди1сz ї©ъ, гlемыи хrт0съ. Всёхъ же род0въ t ґвраaма до дв7да, р0дове четhре нaдесzте. и3 t дв7да до преселe ніz вавилHнскагw, р0дове четhре нaдесzте. и3 t пресе лeніz вавилHнскагw до хrтA, р0дове четhре нaдесzте. Ї©ъ хrт0во ржcтво2, си1це бЁ. њбручeнэ ќбw бhвши м™ри є3гw2 мRjи їHсифови, прeжде дaже несни1тисz и4ма, њбрётесz и3мyщи в0чревэ t~ д¦а с™а. їHсифъ же мyжъ є3S прaведенъ сhи, и3 нехотS є3S њбличи1ти, восхотЁ тaй пусти1ти ю5. сіs же є3мY помhслившу, сE ѓнGлъ гDнь во снЁ kви1сz є3мY, гlz, їHсифе сн7у дв7дов8 , не ўб0йсz пріsти мRіaмъ жены2 твоеS. р0ждьшеебосz в8нeй, t~ д¦а є4сть с™а. роди1тъ же сн7а, и3 наречeши и4мz є3мY ї©ъ. т0й бо спасeтъ лю1ди своS t грёхъ и4хъ. сe же всE бhсть, да сбyдетсz речeнное t~ гDа прор0комъ гла г0лющемъ. сE дв7аz в0 чревэ пріи1метъ, и3 роди1тъ сн7а, и3 нарекyтъ и4мz є3мY є3мманyилъ. є4же є4сть сказaемо, с8 нaми бGъ. востaвъ же їHсифъ t снA, сотвори2 ћкоже повелЁ є3мY ѓнGлъ гDнь. и3 пріsтъ женY свою2, и3 не знazше є3S, д0ндеже роди2 сн7а своегw2 пeрвеньца, и3 наречE и4мz є3мY ї©ъ. | Родословие Исуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Исус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Исуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарек Ему имя: Исус. (Мф.1:1-25) |
АПОСТОЛ
къ є3врewмъ послaніе, с™aгw ґпcла пaвла. [за ? , тк7и.] Брaтіе, вёрою пріи1де ґвраaмъ нa землю њбэтовaніz, ћкоже на чю1жду. в8 кр0вы всели1сz, со и3саaкwмъ, и3 їaковwмъ, с8 наслёдникома њбэтовaніz тог0жде. ждa ше бо њсновaніе и3мyщагw грaда, є3мyже худ0жникъ и3 содётель бGъ. Вёрою приведE ґвраaмъ и3саaка, и3скушa емь, и3 є3динор0днагw приношaше, њбэтовaніz пріe мыи. к8 немy же гlано бhсть, ћкw њ и3саaцэ наречeт8 тисz сёмz. помhсливъ ћкw и3 и3з8 мeртвыхъ воскре си1ти си1ленъ є4сть бGъ. тёмже того2 и3 в8при1тчи пріsтъ.вёрою и3 њ грzдyщихъ бlгослови2 и3саaкъ, їaкwва, и3 и3сaва. вёрою їaкwвъ ўмирaz, коє3г0ждо сhна їHси фова бlгослови2, и3 поклони1сz на конeцъ жезлA є3гw2. вёрою їHсифъ ўмирaz, њ и3схожeніи сын0въ ї}левъ пaмzтьствова, и3 њ костёхъ свои1хъ заповёда. вёрою мwmсeй роди1всz сокровeнъ бhсть три2 мёсецы t nц7ъ свои1хъ, занE ви1дэша красно2 nтрочA, и3 не ўбоsшасz повелёніz царeва. Вёрою мwmсeй вели1къ бhвъ, tвe ржесz нарицaтисz сhнъ дщeри фараHновы, пaче же и3зв0ли страдaти с8 людьми2 б9іими, нeжели и3мёти врeменнагw грэхA слaдость. б0льшее богaтство вмэ ни1въ є3гЂпетскихъ сокр0вищь, поношeніе хrт0во, взи рaше бо на м8здовоздаsніе. Вёрою њстaви є3гЂпта, не ўбоsвсz ћрости царeвы. неви1димаго бо ћкw ви1дz терпsше. вёрою сотвори2 пaсху и3 проли1тіе кр0ви, да непогублszи перворожeныz, к0снетсz и4мъ. вёрою пре и3д0ша чермн0е м0ре, ѓки п0сусэ земли2. є3мyже и3ску шeніе пріeмше є3гЂптzне, и3стопи1шасz. вёрою и3 стёны їєрих0нскіz пад0ша, њбхожeніемъ седми1хъ днeхъ. вёрою раaвъ блуднaz непоги1бе с8 проти1вльшимисz, пріи1мши сх0дники с8 мjромъ, и3 и3нhмъ путeмъ и3з8вeд ши. И# что2 є3щE гlю; недостaнетъ бо ми2 повёствующу лёто, њ гедеHнэ, варaцэ же и3 самpHнэ, и3 є3фfaи, њ дв7дэ же, и3 самyилэ, и3 њ други1хъ прор0цэхъ. И$же вё рою побэди1ша цrтвіz, содёzша прaвду, получи1ша њбэтовaніz, загради1ша ўстA льв0мъ. ўгаси1ша си1лу џгненую. и3збhша nстреS мечA. воз8мог0ша t нeмо щи. бhша крёпцы во бранёхъ. њбрати1ша в8 бёгство полки2 чюжи1хъ. пріsша же и3 жены2 t воскrніz мeрт выz своS. и3нjи же и3з8біeни бhша непріeмше и3збавлe ніz, да лyчшее воскrніе ўлучaтъ. друзjи же ругaніемъ и3 рaнами и3скушeніе пріsша. є3щe же и3 ќзъ и3 тем ни1цъ. кaменіемъ побіeни бhша. претрeни бhша, и3ску шeни бhша, ўбjйствомъ мечA ўмр0ша. прои3д0ша в8 ми1лотэхъ, и3 в8 к0зіzхъ к0жахъ. лишeни скорбsще, њѕл0блени, и4хже небЁ дост0инъ вeсь мjръ, в8 пустh нzхъ скитaющесz, и3 в8 горaхъ и3 в8 вeртьпахъ, и3 в8 пр0 пастехъ земнhхъ. и3 сjи вси2 послушествовaни бhвше вёрою, непріsша њбэтовaніz, бGу лyчше что2 њ нaсъ пред8зрёвшу, да не без8 нaсъ совершeнство пріи1мутъ. | Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. (Евр.11:9-31) |
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Книга родства Исуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля
Когда услышишь слова Евангелия: «книга родства Исуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля», разумей здесь рождение по плоти. Ибо Он Сыном Давида соделался под конец веков, а Сын Божий Он есть прежде всех веков, безначально. В первом случае Он получил то, чего не имел, а здесь что имеет, имеет всегда, быв рожден от Отца. Он двух имеет Отцов, Давида по плоти, и Бога Отца по Божеству. Но рождение от Давида и во времени подлежит и изысканиям, и родословному исчислению, а рождение по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, ни родословному исчислению. Ибо «род Его кто исповесть» (Ис. 53:8); Бог Дух, как Дух, как бестелесный, духовно родил рождением неизследимым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7), «днесь» здесь есть не что либо недавнее, но вечное, безвременное, «днесь», прежде всех веков: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109:3).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Авраам родил Исаака
С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что «от его семени благословятся все народы». Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит «отец языков», а Исаак - «радость», «смех». Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака.
Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его
Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 3-5 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари
Иуда выдал Фамарь замуж за Ира, одного из своих сыновей; когда же этот умер бездетным, то он сочетал ее с Аинаном, который также был его сыном. Когда и этот лишился жизни за свою срамоту, то Иуда ни с кем уже не соединял ее браком. Но она, сильно желая иметь детей от семени Авраамова, сложила с себя одежду вдовства, приняла вид блудницы, смесилась с свекром своим и зачала от него двух детей-близнецов. Когда пришло время родов, первый из сыновей показал из ложесн руку, как будто первым родится он. Повивальная бабка тотчас отметила показавшуюся руку ребенка красной нитью, чтобы можно было узнать того, кто родится первым. Но ребенок увлек руку в чрево, и прежде родился другой младенец, а потом уже и тот, который прежде показал руку. Поэтому родившийся первым был назван Фаресом, что значит «перерыв», ибо он нарушил естественный порядок, а тот, который увлек руку, - Зарою. Эта история указывает на некоторую тайну. Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельскою жизнью. Посмотри на Авраама, который ради Бога оставил отца и дом и отрекся от естества. Посмотри на Иова, Мелхиседека. Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась, но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа. Евангелист упомянул об этих двух младенцах потому, что рождение их означало нечто таинственное. Кроме того, хотя Фамарь, по-видимому, и не заслуживает похвалы за то, что смесилась с свекром, но и о ней упомянул евангелист для того, чтобы показать, что Христос, принявший ради нас все, принял и таковых предков. Точнее: чтобы тем, что Он Сам родился от них, освятить их, ибо он не пришел «призвать праведников, но грешников».
Фарес родил Есрома. Есром родил Арама, Арам родил Аминадава. Аминадав родил Наассона. Наассон родил Салмона. Салмон родил Вооза от Рахавы
Некоторые думают, что Рахав есть та Раав-блудница, которая приняла соглядатаев Исуса Навина: она и их спасла, и сама спаслась. Матфей упомянул о ней для того, чтобы показать, что как она была блудница, так и все собрание язычников, ибо они блудодействовали в своих делах. Но те из язычников, которые приняли соглядатаев Исуса, то есть апостолов, и уверовали в их слова, эти все спаслись.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 4-8 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию
Вышеупомянутый Наассон есть родоначальник племени Иуды, как мы читаем в книге Чисел (Чис. 1:2).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 7-11 Соломон родил Ровоама. Ровоам родил Авию. Авия родил Асу. Аса родил Иосафата. Иосафат родил Иорама. Иорам родил Озию. Озия родил Иоафама. Иоафам родил Ахаза. Ахаз родил Езекию. Езекия родил Манассию. Манассия родил Амона. Амон родил Иосию. Иосия родил Иоакима. Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон
Переселением Вавилонским называется тот плен, который позже перенесли иудеи, уведенные все вместе в Вавилон. Вавилоняне и в другое время воевали с ними, но озлобляли их умереннее, тогда же совершенно переселили их из отечества.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-16 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля. Салафииль родил Зоровавеля. Зоровавель родил Авиуда. Авиуд родил Елиакима. Елиаким родил Азора. Азор родил Садока. Садок родил Ахима. Ахим родил Елиуда. Елиуд родил Елеазара. Елеазар родил Матфана. Матфан родил Иакова. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Исус, называемый Христос
Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон - не вести родословие по женской линии (Числ. 36:6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен.
Афанасий Великий, свт. (†373)
Всех же родов от Авраама до Давида родове четыренадесяте, и от Давида до преселения вавилонскаго родове четыренадесяте, и от преселения вавилонскаго до Христа родове четыренадесяте
Почему о родах сказано здесь: родове четыренадесяте, когда лиц поименовано двенадцать? Думаю потому, что Евангелист вместо одного рода полагал самое преселение, и вместо другого — Христа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Рождество Исуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом
Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того, чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было.
прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго
Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее
Мария старалась убедить Иосифа, что Ее зачатие было от Духа, но он не соглашался, так как дело было неслыханное и совсем новое. Когда Иосиф видел лицо Ее радостным, чрево же непраздным, он из-за своей праведности помышлял о том, чтобы не подвергать Ее бесчестию и позору, но молча отпустить, ибо ни греха Ее не знал, ни о зачатии Ее не был уверен, откуда оно произошло…
…Но праведность его враждебна и противна закону, который сказал: «Рука… твоя прежде всех… должна начать побивать ее камнями» (ср. Втор. 17:7), а он хотел тайно отпустить Ее. Но Иосиф знал, что это зачатие было особенное и случились вещи, несвойственные положению женщин и состоянию беременных новобрачных, ибо все признаки давали ему знать, что дело сие произошло от Бога. Ибо никогда ни в чем он не замечал в Марии чего-либо постыдного и не мог не верить Той, Которая имела многие свидетельства: Захарию немого, Елисавету зачавшую, возвещение Ангела, взыграние Иоанна и пророчество его отца, – ибо все это со многим другим возвещало о девственном зачатии. Потому праведно он помыслил о том, чтобы тайно отпустить Ее. Ибо если бы он знал, что зачатие Ее произошло не от Духа Святаго, то было бы несправедливо не огласить Ее.
Однако же хорошо зная, что это есть дело Божие, хотя дивное само по себе, но для других невероятное, он рассудил в своем уме, что справедливо будет отпустить Ее.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго
Ибо, если ты сомневаешься, то услышь пророка Исаию, глаголющего: «се, Дева… зачнет» (Ис. 7:14), и Даниил говорит: «камень отсеченный без (содействия) рук» (ср. Дан. 2:34). Сие не подобно другому изречению: «взгляните на гору и долину», где указывает мужа и жену; здесь же сказал: «без (содействия) рук» 1). Как Адам в создании Евы исполнил дело отца и матери, так и Мария – в рождестве Господа нашего…
…Кроме того, помыслил, что, быть может, столь великому делу каким-либо образом причинено будет что-либо нечистое, если они будут сожительствовать вместе. И тщательнее размышляя в себе, сказал: не знаю, не будет ли мне какого-либо греха, если назовусь отцом Божественного рождения. И боялся жительствовать с Нею, говоря: да не погублю как-либо имя девы. Поэтому Ангел сказал ему: «не бойся принять Марию».
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
родит же Сына
Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. » Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это - «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.
и наречешь имя Ему Исус
Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.
ибо Он спасет людей Своих от грехов их
Здесь истолковывается, что значит слово «Исус», именно - Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих » - не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит
Не думай, что это недавно сделалось угодным Богу, - давно, изначала. Ты, Иосиф, как воспитанный в законе и знающий пророков, вдумайся в сказанное Господом. Не сказал «реченное Исайей», но «Господом», ибо не человек говорил, но Бог устами человека, так что пророчество вполне достоверно.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
се, Дева во чреве приимет
Евреи говорят, что у пророка стоит не «дева», но «молодая женщина». Им надобно сказать, что на языке Священного Писания юная женщина и дева - одно и то же, ибо молодой женщиной оно называет нерастленную. Затем, если бы родила не дева, то как это могло бы быть знамением и чудом? Ибо выслушай Исайю, который говорит, что «ради этого Господь Сам даст вам знамение» (Ис. 7:14) , и тотчас добавляет «се, Дева» и далее. Поэтому, если бы не дева родила, не было бы и знамения. Итак, евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо «дева» ставят «молодая женщина». Но стоит ли «молодая женщина» или «дева», во всяком случае, имеющую родить должно считать девой, чтобы это было чудом.
и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог
Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Исусом Христом? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз» (Ис. 8:3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, - прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень
Посмотри на пробудившуюся душу, как быстро она убеждается.
и принял жену свою
Матфей постоянно называет Марию женою Иосифа, изгоняя худое подозрение и научая, что она была женою не другого кого-либо, а именно его.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
и не знал Ея, как наконец Она родила
то есть никогда не смешивался с нею, ибо слово «как» (дондеже) означает здесь не то, будто до рождения не знал ее, после же познал, но что он совершенно никогда не познал ее. Такова особенность языка Писания; так, не возвратился вран в ковчег, «доколе не иссякла вода от земли»(Быт. 8:6) , но он не возвращался и после этого; или еще: «Я с вами во все дни до скончания века»(Мф. 28:20), а после скончания разве не будет? Каким образом? Тогда тем более. Подобно этому и здесь слова: «как наконец родила» понимай в том смысле, что Иосиф не знал ее ни прежде, ни после рождения. Ибо как Иосиф прикоснулся бы к этой святой, когда хорошо знал ее неизреченное рождение?
Сына Своего первенца
Называет Его первенцем не потому, что будто она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он первый родился и единственный: Христос есть и «первородный», как родившийся первым, и «единородный», как не имеющий второго брата.
и он нарек имя Ему: Исус
Иосиф показывает и здесь свое послушание, потому что он сделал то, что сказал ему ангел.
_____
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой
Ту землю, говорит, которую Бог обетовал даровать ему и семени его, он населил как чужую. В каком смысле «чужую»? Ибо он купил и могилу для Сарры (Быт. 23:4), и однако, не усомнился и не сказал: солгал Бог, но уверовал, что Обетовавший, без сомнения, дарует ее.
И жил в шатрах
Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое.
С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования
И Исаак и Иаков, говорит, жили на ней также, как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потом он переходил с одного места на другое (Быт. 26). Иаков же не только был гоним со страхом пред Исавом, но и на обратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (Быт. 35). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17:8). Однако они не были неверующими.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
ибо он ожидал города, имеющего основание
Потому, говорит, на земле той и поселились в палатках, не имеющих основания, что ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных. Потом, они, получав земное обетование, пренебрегали им и стремились к небесному. Вы же, верующие, получив обетование о небесном, желаете земного; и как вам не стыдно?
которого художник и строитель Бог
Какая похвала этому городу, что художником его является Бог!
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою и сама Сарра (будучи неплодна)
Словами и сама Сарра апостол пристыжает их, как бы так говоря: женщина уверовала, и неужели вы не устыдитесь, если окажетесь малодушнее женщины? Как же уверовала та, которая засмеялась? Да, уверовала, хотя и рассмеялась, ибо потом, будучи обличена, она устрашилась, что было плодом веры. Ибо ясно, что она уверовала, что Беседующий с ней есть кто-то великий и выше человека.
Получила силу к принятию семени
То есть она получила способность к восприятию и удержанию в себе семени Авраама. Или, так как люди, тщательно изучившие это, говорят, что и женщина вносит от себя как бы некое семя, то ни в каком случае так не должно быть понято выражение: к принятию семени, то есть как будто и сама Сарра дала семя.
И не по времени возраста родила
Выше сказал, что была бесплодна, теперь говорит, что и не по времени возраста родила. Итак, у нее был двоякий недостаток, – один от природы, – была бесплодна, другой – от старости.
Ибо знала, что верен Обещавший
Верен, то есть считала истинным, ибо Он обещал: буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын (Быт. 18:14).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском
Вера совершила не только то, что она родила, но и столько родила, сколько не родят и плодовитые жены. Таким образом, два чуда. В каком же смысле они были бесчисленными? Ведь они часто были исчисляемы. Или это сказано преувеличенно, по обычаю Писания, как например: мы видели города, достигающие даже до неба (ср. Чис. 13:29); или сказал: бесчислен, имея в виду тех, которые постоянно рождаются вновь.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Все сии умерли в вере, не получив обетований
Здесь возникают два вопроса: как апостол, сказав о Енохе, что он «переселен был так, что не видел смерти», теперь говорит: все сии умерли и еще, как сказал он теперь: не получив обетований, хотя сказал, что «Авель говорит еще», в силу того, что всеми прославляется и что Енох переселен был, что Ной получил награду, будучи спасен с домом своим и будучи назван праведным; и что Авраам родил сына от Сарры. Поэтому слова: все сии умерли понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. Не получив обетований – справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, – Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха – переселением, Ноя – спасением от потопа, Авраама – деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке получит во сто крат, а в будущем наследует жизнь вечную (Мф. 19:29).
а только издали видели оные, и радовались
Здесь апостол дает понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетований относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетований. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: все сии.
и говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле
Не только на обетованной земле, но и на всей вселенной. Поэтому и не подобало получить ее. Они были достойны не ее, а неба. Потомки же их получили ее, ибо они были достойными земли. Я у вас пришлец и поселенец (Быт. 23:4), говорил Авраам сынам Хетовым. Но они и все были таковы, как свидетельствует Давид: странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38:13).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 14-15 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться
Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
но они стремились к лучшему, то есть к небесному
Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.
посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом
В силу такой добродетели, говорит, они являются настолько великими пред Богом, что Он, будучи Богом всего мира, невидимого и видимого, не стыдится называть Себя особо их Богом (Исх. 3:15), так как они являются равноценными всей твари, или лучше, Бог называется Богом видимого мира, как Творец и Господь; поэтому Он – Бог и языческих народов; а для них Он, как друг, что важнее.
ибо Он приготовил им город
Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою Авраам, будучи искушаем (Быт. 22)
Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17:8), – Тот же повелевает: «принеси во всесожжение сына твоего (Быт. 22:2). Поэтому говорится, что Авраам искушаем, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными.
В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить
Достойно удивления то, что он, не имея другого сына, на котором мог бы ожидать исполнения обетования, но имея только одного, однако принес его в жертву. Почему же? По великой вере. Ибо он веровал, что Бог силен и после заклания его, воскресив его из мертвых, исполнит обетование, и чрез него, ожившего, умножит семя. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).
почему и получил его в предзнаменование
Что значит: в предзнаменование? То есть в образ, в показание тайны, относящейся ко Христу. Ибо как тогда Исаак был оставлен, овен же был заклан, так один Христос, будучи в одно и то же время Богом и человеком, по человечеству был принесен в жертву за нас, Божественная сущность же осталась непричастной страданию. Вообще же, Авраам был образом Бога Отца, Исаак – Сына Божия: так как Бог по Своему великому человеколюбию решил совершить это великое и превосходящее разум таинство – отдать Сына Своего за нас, то и желал даровать это, не как собственный Свой дар, но как бы отплатить долг, говоря при этом как бы следующее: Я ничего нового не даю человеческому естеству, принося за него в жертву Сына Своего. Ибо Авраам принес сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долг, а не дар даю. Или в предзнаменование, то есть в овне Авраам принес Исаака в жертву, то есть заменил овном, который был образом Исаака, то есть заклан был изображавший собой Исаака.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава
Как он мог бы обещать сыновьям своим столько благ, сам живя на чужой земле, если бы он не веровал, что Бог дарует обетованное? Что значит: в будущее? Или – в блага будущего века, ибо они знали о воскресении и для них понятны были эти благословения, или – в блага на этой земле, которые имели получить они сами, или потомки их. Предпочитает же Иакова Исаву, как добродетельного, как получившего права первородства и во всем достойного предпочтения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова (Ср. Быт. 48) и поклонился на верх жезла своего.
Сыновья Иосифа – Манассия и Ефрем; и хотя Манассия был старший, Ефрем же – младший, однако Иаков благословил Ефрема более великими благословениями и крестообразным возложением рук, и так сильно верил, что сбудутся его благословения и колено Ефремове будет господствовать, что и самим делом показал. Ибо поклонился Иосифу в знаменование поклонения всего народа. Как же поклонился? на верх жезла своего, то есть опершись на жезл по причине старости. Некоторые говорят: поклонился на верх жезла Иосифа, знаменуя чрез жезл скипетр царствования, долженствующий быть предметом поклонения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления
Перечислив великих мужей, при помощи веры совершивших свои подвиги, говорит и о родителях Моисея, людях неизвестных, ободряя тех малодушных тем, что даже второстепенные дела таких людей имеют значение. Далее выставляет на вид даже блудниц, чтобы еще более пристыдить их. Итак, говорит, ради чего скрыли трехмесячного ребенка, и притом вопреки повелению убивать детей мужского пола? Как не убоялись? Ясно, они веровали, что он будет спасен. Почему же они веровали, что он будет спасен? потому что видели они, что дитя прекрасно, то есть красиво, привлекательно на вид, и уверовали, что Бог возлюбил его прямо с пеленок. Они, как говорят, и намеревались бросить его, но, когда дитя мило улыбнулось, оставили его: так у него все было божественно.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 24-25 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение
Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение
Дошел до самого дорогого для них примера, – до Моисея, почему и останавливается на нем пространнее. Строй его мыслей таков: верою Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой. Когда? Придя в возраст, то есть достигши уже мужества. Очевидно, потому, что надеялся взамен того получить нечто большее. Слово же отказался показывает сильную ненависть и внутреннее отвращение к распоряжениям царя. Смотри, как он называет грехом – не страдать с братьями. Это и чрез пророков Бог порицает: и не болезнуете о бедствии Иосифа (Ам. 6:6); и еще: не исходила оплакивать дому ближнего своего (общая мысль из Ам. 5). И на сетующих у пророка Иезекииля полагается знамение; а тех, которые не терпели ничего подобного, ангелам дается повеление избивать (Иез. 9:4–6). Если же те, кто добровольно не страдает со страждущими, погрешают, то что должно думать о тех, кто причиняет зло другим и вообще совершает зло? Итак, участие в царской роскоши называет временным греховным наслаждением.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища
Не сказал: блага, отложенные на небесах, но, показывая добродетель его и снова их ободряя, сказав: поношение Христово. Ибо как впоследствии Христа поносили те, кто был Им облагодетельствован, и, наконец, распяли, – так прежде поступили и с Моисеем те, кои пользовались от него благодеяниями. Ибо тот самый еврей, который Моисеем был избавлен от руки египтянина, на другой день сказал ему: кто поставил тебя начальником или судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? (Исх. 2:14). Вообще, без сомнения, подвергнуться поношениям или мучениям со стороны своих ближних и благодетельствуемых, – это поношение Христово. И всякое поношение за добро, направленное против делающего его, и вообще напрасное нападение, – это поношение Христово. Так и Господь подвергался злословию, назывался другом мытарей за то, что вкушал с ними ради спасения их. Посему, как роскошь греховна, так поношение – Христово. Итак, не негодуйте, если терпите притеснения со стороны соплеменников, взирая на столь славного Моисея и, что еще важнее, на Самого Христа. И ропот на Моисея при скале был поношением Христовым. Ибо скала – это Христос (1Кор. 10:4).
ибо он взирал на воздаяние
Очевидно, очами веры.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского
Что скажешь? В книге Исхода ведь написано: Моисей испугался, потому что узнали об этом деле (Исх. 2:14). Но: не убоявшись понимай здесь в том смысле, что Моисей снова явился в Египет и принял на себя начальство над евреями. Ибо боящемуся совсем не следовало возвращаться и приниматься за прежнее. Но так как он снова возвратился, то показал, что верует в Бога. Итак, почему же не остался в Египте, но оставил его, если действительно не боялся? Потому что подвергать себя явной опасности и говорить: неужели Бог не спасет меня? – это свойственно искушающему Бога и диавольское дело, как и диавол говорил Господу: бросься вниз (Мф. 4:6). Или не убоявшись гнева царского понимай так, что он убежал, уверовав, что убежит и что царь, как разгневанный против него, не будет преследовать его с своей стороны, а если и будет преследовать, то не схватит его. Знаком этого служит то, что он предпочел проводить время вдали от ближних, и скрылся. Посему это – дело веры.
ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд
Ибо, как бы видя, что Бог пребывает с ним, так все терпел. Ибо иметь всегда в уме Бога – дело весьма великого терпения, как и Давид говорит: всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15:8) и далее.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их
Павел всюду попутно вводит таинство, как и здесь в ряду увещания упоминает о таинстве пасхи. Ибо пролитие крови той, то есть помазание косяков, обозначало пролитие Крови Господней, помазуясь которой, мы избегаем в ночи этой жизни истребителя перворожденных у всех тех, кто помазан. Посему Моисей, уверовав тогда, что помазание кровью спасет первенцев, повелел народу сделать это. Хотя то была кровь агнца, но однако, поскольку она изображала Кровь Христа, она обнаружила такую силу. Вы же, будучи помазаны истинной Кровию, ужели не надеетесь оградиться ею? Конечно, да. И совершил пасху, то есть вкушение агнца и опресноков, и горьких трав, и уверовал, что народ, вышедши из Египта, будет спасен. Ибо обряд той вечери был приноровлен к выходу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою перешли они Чермное море, как по суше
Чтобы не говорили: к чему выставляешь неподражаемых мужей? в пример привел и народ. Подражайте, говорит, по крайней мере тем из толпы, кто уверовал, что вода не потопит их, и так ободрились, надеясь на Бога, что они пройдут среди моря по суше (Исх. 14:21–22); таким образом, вера невозможное делает возможным. Почему же вы не веруете?
на что покусившись, Египтяне потонули
И никто, говорит, не может сказать, что то было в воображении, что воды не было. Ибо что было море, – это доказали египтяне, которые, хотя постарались войти в море, но были потоплены им, так как вода вдруг устремилась против них, при переходе же евреев она стояла стеной: так и впоследствии пламень, направленный против трех отроков, показал, что он действительно пламень, когда истребил вавилонян, равно как и львы, приготовленные против Даниила, разорвали клеветников его.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении
Верою: ибо когда Бог повелел, то Исус Навин и народ не усомнились в этом и не сказали: что такое? Разве трубные звуки могут разрушить камни и крепости? Но уверовали, что это будет, и было (Нав. 6).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными
Вот, о чем я и выше сказал, выводит самую презренную личность, чтобы устыдить их и чрез нее, если они, действительно, окажутся хуже такой женщины, и вместе с тем показал, что сила веры велика, если она производит такое действие даже и в презренных людях. Итак, и она показала свою веру, скрыв мужей, которых разыскивали, как соглядатаев. Она не скрыла бы, если бы не уверовала, что город будет взят. Ибо так говорила она: «Я знаю, что вы возьмете эту землю; ибо мы слышали о делах ваших» (ср. Нав. 2:9–10). И она поверила слышанному; те же, кто не поверил чудесам Божиим, погибли.
Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat