Воскресные чтения 25.06.2023

МЦCА И#У~НIZ ВЪ В&I ДН&Ь

Недёлz, G z по н7 це. Глaсъ, в7.

Прпdбнагw nц7а нaшегw nнyфріz вели1кагw, и3 прпdбнагw nц7а нaшегw петрA ґfHнскагw.

 

 

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ

 

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T матfez, ст7aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, }i.]

РечE гDь, свэти1льникъ тёлу є4сть, џко. ѓще ќбw бyдетъ џко твоE пр0сто, всE тёло твоE свётло бyдетъ. ѓще ли џко твоE лукaво бyдетъ, всE тёло твоE тeмно бyдетъ. ѓще ќбw свётъ и4же в8 тебЁ, тмA є4сть, то2 тмA к0льми. никт0же м0жетъ двэмA господи1нома раб0та ти. лю1бо є3ди1наго возлю1битъ, ґ другaго возненави1 дитъ. и3ли2 є3ди1наго держи1тсz, њ друзёмъ же неради1ти нaчнетъ. нем0жете бGу раб0тати и3 мам0нэ. сегw2 рaди гlю вaмъ, непецhтесz дш7eю вaшею что2 ћсте, и3ли2 что2 піeте, ни тёломъ вaшимъ во что2 њблечeтесz; не дш7a ли б0льши є4сть пи1щи, и3 тёло nдeжди; воз8зри1те на пти1цы нбcныz, ћкw несёютъ ни жнyтъ, ни собирaютъ въ жи1тницы, и3 nц7ъ вaшъ нбcныи питaетъ и4хъ. невhли пaче лyчши и4хъ є3стE; кт0 же t вaсъ пекjисz, м0жетъ приложи1ти в0зрасту своемY лaкоть є3ди1нъ; и3 њ nдeжди что2 печeтесz; смотри1те кри1нъ сeльныхъ,кaкw растyтъ, нетруждaютсz ни прzдyтъ; гlю же вaмъ, ћкw ни сол0мwнъ вовсeй слaвэ своeй њблечeсz, ћкw є3ди1нъ t си1хъ. ѓще же сёно сeльное днeсь сyще, и3 ќтрэ в8 пeщь вметaемо, бGъ тaкw њдёетъ, немн0го ли пaче вaсъ маловёри. непецётесz ќбw гlюще что2 ћмы, и3ли2 что2 піeмъ, и3ли2 чи1мъ њдeждемсz; всёхъ бо си1хъ kзhцы и4щутъ. вёсть бо nц7ъ вaшъ нбcныи, ћкw трeбуете си1хъ всёхъ. и3щи1те же прeже цrтвіz б9іz, и3 прaвды є3гw2, и3 сіS всS приложaтсz вaмъ.

Мф 6:22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. //*Богатству. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

[є3ђaліе, t матfez. за?, м7г.]

РечE гDь свои1мъ ўченик0мъ, всS мнЁ преданA сyть nц7eмъ мои1мъ. и3 никт0же знaетъ сн7а, т0кмw nц7ъ. ни nц7а кто2 знaетъ, т0кмо сн7ъ, и3 є3мyже ѓще в0литъ сн7ъ tкрhти. пріидёте ко мнЁ вси2 труждaющіисz и3 њбременeніи, и3 ѓзъ пок0ю вы2. возми1те и4го моE на себE, и3 научи1тесz t менE, ћкw кр0токъ є4смь и3 сми рeнъ с®цемъ, и3 њбрsщете пок0й дш7aмъ вaшимъ. и4го бо моE бlго, и3 брeмz моE легко2 є4сть.

Мф 11:27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

 

 

 

 

АПОСТОЛ

 

 

Къ ри1млzномъ послaніе, ст7aгw ґпcла пaвла.
[за?, п7и.]

Брaтіе, њправдaвшесz ќбw вёрою, мjръ и4мамы к8 бGу, гDемъ нaшимъ ї©ъ хrт0мъ. и4мже и3 приведeніе њбрэ т0хомъ вёрою в8 бlгодaть сію2, в8 нeй же стои1мъ, и3 хвa лимсz ўповaніемъ слaвы б9іz. не т0чію же, но и3 хвaлимсz в8 ск0рбэхъ. вёдzще, ћкw ск0рбь терпёніе содёловаетъ. терпёніе же и3скyсство, и3скyсство же ўповaніе. ўповaніе же непосрами1тъ, ћкw любы2 б9іz и3зліsсz в8 с®цA нaша д¦омъ ст7hмъ дaннымъ нaмъ. є3щe бо хrт0съ сyщимъ нaмъ немощнhм 8 , нa времz за нечести1вых8 ќмре. є3двa бо за прaведника кто2 ќмретъ, за бlгaго же нeгли кто2 и3 дeрзнетъ ўмрети2; составлs етъ же свою2 люб0вь в8 нaсъ бGъ, ћкw и3 є3щE грёшни комъ сyщемъ нaмъ хrт0съ заны2 ќмре. мн0го же ќбо пaче њправдaни бhвше нhнэ кр0вію є3гw2, спасeмсz и4мъ t~ гнэва. ѓще бо врази2 бhвше, примири1хомсz к8 бGу смeртію сн7а є3гw2, мн0жае пaче примири1вшесz спа сeмсz в8 животЁ є3гw2.

 


Рим 5:1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

[к8 галaтwмъ. за?, сGi.] Брaтіе, пл0дъ д¦0вныи є4сть, любы2, рaдость, мjръ,долготерпёніе, бlгость, млrдіе, вёра, кр0тость, возде ржaніе, на таковhхъ нёсть зак0на. ґ и4же хrтY ї©у пл0ть распsша, со страстьми2 и3 похотьми2. ѓще живeм8 д¦омъ, д¦ови и3 прилагaемсz. небывaемъ тщеслaвни, дрyгъ дрyга раздражaюще, дрyгъ дрyгу зави1дzще; брa тіе ѓще и3 прeжде чlкъ в8падeтъ в 8 нёкое прегрэшeніе, вы2 д¦0вніи и3справлsйте таковaгw д¦омъ кр0тости. блюдhи себE, да не и3 ты2 и3скушeнъ бyдеши. дрyгъ дрy гу тzготы2 носи1те, и3 тaкw и3сп0лните зак0нъ хrт0въ.

Гал 5:22

 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

 

 

 

 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

 

Прп. Макарий Великий, Египетский  

Ст. 22-23 «Светильник телу есть око: аще убо будет око твое» светло, «все тело твое» просветится: «аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми»

Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, – все тело освещено; а когда попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: „если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы – свет мира – омрачитесь; «то тьма», то есть мир, «кольми»? Итак, Апостолы, став светом, послужили светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены были сами.

Блж. Феофилакт Болгарский  

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Никто не может служить двум господам

Под двумя господами разумеет тех, которые дают противоположные приказания. Мы, например, делаем своим господином дьявола, как и свое чрево богом, но наш Бог по природе и истинно есть Господь. Не можем мы работать Богу, когда работаем маммоне. Маммона же есть всякая неправда.

ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Видишь ли, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу, ибо корыстолюбие отторгает его от Бога?

Блж. Иероним Стридонский  

Ст. 25-26 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их

Поэтому Я говорю вам: Не будьте обеспокоены в душе своей тем, что будете есть, ни телом своим, во что будете одеваться

В некоторых священных списках прибавлено: «И что будете пить». - Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей. Но нам повелевается, чтобы мы не были озабочены тем, что будем есть, ибо в поте лица своего мы приготовляем себе хлеб: мы должны трудиться, но должны оставить озабоченность. Слова Господа: Не будьте озабочены в душе своей тем, что будете есть или в теле своем, во что будете одеваться (Ср.: Быт 3) мы должны понимать в отношении к телесной пище и одежде. Наоборот, о пище и одежде духовной мы всегда должны заботливо беспокоиться.

Душа не больше ли пищи, и тело - одежды

Эти слова имеют смысл такого рода: Тот, кто имеет попечение о большем, будет заботиться, конечно, и о меньшем.

Посмотрите на птиц небесных, что они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Разве же вы не гораздо больше их

Апостол учит нас, чтобы мы не мудрствовали больше, чем следует мудрствовать. Это указание (testimonium) должно соблюдать и в приложении к настоящему отрывку. Действительно, есть некоторые толкователи, которые пока хотят выступить за пределы, указанные [св.] отцами и вращаться в высоте, погружаются в глубину, утверждая, что птицы - это Ангелы небесные и прочие силы на служении у Бога, которые питаются промыслом Божиим без собственной заботы [об этом]. Если это так, как им кажется, то как можно понять следующие, относящиеся к людям слова: Разве же вы не гораздо больше их? Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, - птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь!

Свт. Иоанн Златоуст  

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

Далее, чтобы ты не подумал, что, когда Господь говорил: Славлю Тебя…, что Ты утаил сие… и открыл то младенцам (Мф. 11:26), сам по Себе не имел той же силы и не мог совершить того же, – так благодарит, говоря: Все предано Мне Отцем Моим. И тем, которые радуются, что им повинуются бесы, говорит: чему вы удивляетесь, что бесы вам повинуются? Моя суть вся: Все предано Мне. Когда же слышишь – предано, не предполагай тут ничего человеческого. Это выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога нерожденных. А что Он родился и вместе есть Владыка всего, это видно из других многих мест.

Далее Он предлагает нечто еще более важное, и тем направляет твое разумение: И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына. Незнающим кажется, что эти слова не зависят от предыдущих, между тем как они стоят с ними в тесной связи. Сказавши: Все предано Мне Отцем Моим, Господь дает разуметь эти слова, говоря: чему тут дивиться, что Я Владыка всего, когда Я имею и нечто большее? Я знаю Отца, и единосущен Ему. И на это последнее указывает Он прикровенно, говоря, что Он один так Его знает, потому что слова: Отца не знает никто, кроме Сына – это и означают.

И заметь, когда Он говорит это апостолам: тогда, когда они получили доказательства силы Его из самых дел, когда не чудодействующим Его только видели, но и сами во имя Его могли производить такие чудеса. Далее, так как он сказал раньше – открыл то младенцам (см. Мф. 11:26), (разумея Отца), то показывает, что и это Его же дело. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Не сказано: кому заповедует, или кому повелевает, но: кому Сын хочет открыть. Сын же, открывая Отца, открывает и Себя. Но это последнее, как известное всем, оставляет, а первое предлагает подробнее; и везде так же поступает, когда например говорит: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Этими словами Он научает и другому, именно объясняет, что Он во всем согласен и единомыслен со Отцем.

Не только Я, говорит Он, не противлюсь и не враждую против Него, но никому невозможно и придти к Нему, как только чрез Меня. Так как фарисеев вводило в соблазн в особенности то, что Он казался им противником Бога, то Он всеми мерами и опровергает эту мысль, и старается об этом не менее, чем и о знамениях, или еще и гораздо более. Когда же говорит: Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет о Нем Сын.

Блж. Феофилакт Болгарский  

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд – уверовать, исповедать и креститься. Но как не успокоиться, когда здесь ты уже не печалишься о грехах, какие были сделаны до крещения, а там охватит тебя покой?

Прп. Антоний Великий  

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Когда вселится Дух Божий в человека, то облегчает ему все дела его; иго Божие становится легким для него, как написано в Евангелии: возмите иго Мое на себеиго бо Мое благо (см. Мф. 11:30). Тогда человек не чувствует ослабления ни в исполнении добродетелей, ни в служении Богу, ни в ночных бдениях; он не гневается, когда другие оскорбляют его, и не имеет никакого страха ни к человеку какому-нибудь, ни к зверю, ни к духам, потому что при нём днем и ночью находится радость Господня: она питает его и просвещает ум его. Сия радость возращает душу человеческую, усовершает ее и возносит на небо, подобно как тело человеческое всегда питается и укрепляется хлебом и водою или другою пищею.
__________________________________________________________________________

Блж. Феофилакт Болгарский  

Ст. 1-2 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией

Здесь рассуждает Апостол о жизни по вере, дабы мы после того, как он столь много сказал в похвалу веры и унизил дела, не сделались нерадивыми. Так как вера оправдала нас, то не будем уже грешить, но имеем мир с Богом посредством угодной Ему жизни. Как же это будет? Через Господа нашего Иисуса Христа. Он, оправдавший нас, когда мы были грешниками, поможет нам и сохранится в правде Его; ибо через Него получили мы доступ к той благодати. Если он привел далече бывших, то тем паче удержит близ сущих. Привел же - нас к той благодати. Каким образом? Верою, то есть когда мы принесли веру. Что же это за благодать? Получение всех благ, какие подаются нам посредством крещения. В которой стоим, имея твердость и непоколебимость. Ибо божественные блага всегда стоят и никогда не отпадают. И не только твердо содержим полученное, но уповаем получить и прочее. Хвалимся, говорит, надеждою благ, которые даны будут нам в будущем: они, как относящиеся к славе Божией, непременно даны будут если не для нас, то для прославления Самого Бога.

Блж. Феофилакт Болгарский  

Ст. 3-4 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает

Не только, говорит, хвалимся благами будущими, но, что еще более, даже настоящими скорбями своими. Не смущайтесь же, говорит, тем, что мы в скорбях: это и есть похвала для христианина. Каким образом? Скорбь производит терпение, терпение же делает искушаемого опытным, а опытный человек, успокаивая себя в доброй совести той мыслью, что подвержен скорбям для Бога, уповает на воздаяние за эти скорби. А такое упование не бесплодно, не постыжает надеющегося. Человеческие надежды, не сбываясь, постыжают надеющихся, а божественные надежды не таковы. Ибо. Подающий блага бессмертен и благ, и мы, хотя и умрем, оживем, а затем ничто уже не воспрепятствует надеждам нашим сбыться.

Блж. Феофилакт Болгарский  

от терпения опытность, от опытности надежда

Ст. 3-4 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает

Не только, говорит, хвалимся благами будущими, но, что еще более, даже настоящими скорбями своими. Не смущайтесь же, говорит, тем, что мы в скорбях: это и есть похвала для христианина. Каким образом? Скорбь производит терпение, терпение же делает искушаемого опытным, а опытный человек, успокаивая себя в доброй совести той мыслью, что подвержен скорбям для Бога, уповает на воздаяние за эти скорби. А такое упование не бесплодно, не постыжает надеющегося. Человеческие надежды, не сбываясь, постыжают надеющихся, а божественные надежды не таковы. Ибо. Подающий блага бессмертен и благ, и мы, хотя и умрем, оживем, а затем ничто уже не воспрепятствует надеждам нашим сбыться.

Блж. Феофилакт Болгарский  

а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам

О будущем уверяет той любовью, которую показал уже к нам Бог. Говорит как бы так: не теряй веры; упование на божественные блага не тщетно: ибо Кто так возлюбил нас, что сделал нас чадами Божиими, без всякого труда нашего, посредством Духа Святого, Тот как не даст венцов после трудов? Излилась, говорит, любовь Божия в сердца наши, то есть является обильной и богатой в нас, имеющих в сердцах Самого Духа, Которого дал нам Бог.

Свт. Иоанн Златоуст  

Ст. 22-23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона

«Плод же духа: любовь, радость, мир…». Не сказал – «дело», но – «плод» духа. Что же, не излишняя ли душа? Если речь идет только о плоти и духе, то где душа? Или он говорит о существах, не имеющих души? В самом деле, когда зло приписывается плоти, а добро духу, то душе нет уже места. Но это совершенно не так, потому что воздержание страстей есть дело души и ей принадлежит; и если она, находясь посреди добродетели и порока, употребляет тело на должное, то и его делает духовным, а если удаляется от духа и предается злым пожеланиям, то и сама становится более земною. Видишь ли из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении? Почему же он (добрые дела) называет «плодом» духа? Так как злые дела происходят только от нас, поэтому он и называет их делами, между тем, добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия. Затем, перечисляя добрые дела, на первом месте поставляет корень их, говоря так: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23). В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, (апостол) и здесь с удивительною мудростью отверг закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже премудрости, даруемой Духом.

Блж. Феофилакт Болгарский  

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями

Как бы на тайный вопрос: кто это так добродетелен, как ты говоришь? - он отвечает: те, которые Христовы, то есть те, которые составляют удел Христов, распяли плоть, то есть умертвили телесные помыслы. Ибо они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти. Итак, он говорит не только об умерщвлении таких действий, но и самих причин их, то есть пожеланий.

Свт. Иоанн Златоуст  

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны

Это именно и значит: [по духу] и поступать должны, - т.е. будем довольны силою духа и не станем искать дополнения в законе.

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat