Воскресные чтения 21.05.2023

МЦCА МА~Z ВЪ И& ДН&Ь

Недёлz, ѕ7 z, по пaсцэ, њ слэп0мъ. Глaсъ, є7.

Ст7aгw ґпcла и3 є3ђали1ста їwaнна бGосл0ва.

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T їwaнна, ст7aгw є3ђaліz чтeніе. [за?, lд.]

В0 времz џно, ми1мw и3дhи ї©ъ, ви1дэ человёка слёпа t рж cтвA. и3 вопроси1ша є3гw2 ўченицы2 є3гw2, гlюще, рaв ви, кто2 согрэши2, сeй ли, и3ли2 роди1телz є3гw2 да слёпъ роди1сz; tвэщA ї©ъ, ни сeй согрэши2, ни роди1телz є3гw2, но да kвsтсz дёла б9іz на нeмъ. мнЁ подобaетъ дёлати дёла послaвшагw мS, д0ндеже дн7ь є4сть. пріи1 детъ н0щь, є3гдA никт0же м0жетъ дёлати. є3гдA в8 ми1рэ є4смь, свётъ є4смь ми1ру. сіS рeкъ, плю1ну нa зе млю, и3 сотвори2 брeніе t плюновeніz, и3 помaза џчи брeніемъ слэп0му, и3 речE є3мY, и3ди2 ўмhисz в8 купёли силоaм8стэ, є4же сказaетсz п0сланъ. и4де же и3 ўмhсz, и3 пріи1де ви1дz. сосёди же и3 и4же бsху ви1дэли є3гw2 прeжде, ћкw слёпъ бЁ, гlаху, не сeй ли є4сть сэдsи и3 просS; џвіи гlаху, ћкw сeй є4сть. и3нjи же гlаху, ћкw под0бенъ є3мY є4сть. џнъ же гlаше, ћкw ѓзъ є4смь. гlаху же є3мY, кaкотисz tверз0стэ џчи; tвэщA џнъ и3 речE, чlкъ нарицaемыи ї©ъ, брeніе сотвори2, и3 помaза џчи мои2, и3 речe ми, и3ди2 в8 купёль силоaмлю и3 ўмhй сz. шeдъ же и3 ўмhвсz прозрёхъ. рёша же є3мY, кто2 т0й є4сть; гlа, невёмъ. вед0ша же є3гw2 к8 фарисewмъ, и4же бЁ и3ногдA слёпъ. бёже суб0та, є3гдA сотвори2 брe ніе ї©ъ, и3 tвeрзе є3мY џчи. пaки же вопрошaху є3гw2 и3 фарисeє, кaкw прозрЁ; џнъ же речE и4мъ, брeніе поло жи2 мнЁ нa nчи, и3 ўмhхсz, и3 ви1жу. гlаху же t фари сeй нёцыи, нёсть сeй t ~бGа чlкъ, ћкw суб0ту нехра ни1тъ. џвіи гlаху, кaкw м0жетъ чlкъ грёшенъ, сице вA знaменіz твори1ти. и3 распрS бЁ в8ни1хъ. гlаху ќбw слэпцY пaки, ты2 что2 гlеши њ нeмъ, ћкw tвeрзе џчи твои2. џнъ же речE, ћкw пррbкъ є4сть. не ћша ќбw вёры їюдeє њ нeмъ, ћкw слёпъ бЁ и3 прозрЁ, д0ндеже воз8 гласи1ша роди1телz тогw2 прозрёвшагw. и3 вопроси1ша | гlюще, сeй ли є4сть сн7ъ вaю, є3г0же вы2 гlете ћкw слёпъ роди1сz, кaкw ќбw нhнэ ви1дитъ; tвэщaста же и4ма роди1телz є3гw2 и3 рёста, вёмы ћкw сeй є4сть сн7ъ нaю, и3 ћкw слёпъ роди1сz, кaкоже нhнэ ви1дитъ, невёмы. и3ли2 кто2 tвeрзе є3мY џчи, мы2 невёмы. сaмъ в0зрастъ и4мать, самого2 вопроси1те, сaмъ њ себЁ да гlетъ. си2 - 236 - рек0ста роди1телz є3гw2, ћкw боsстасz жид0въ. ќжебо сz бsху сложи1ли жи1дове, да ѓще кто2 є3гw2 и3сповёсть хrтA, tлучeнъ с0нмища да бyдетъ. сегw2 рaди роди1телz є3гw2 рек0ста, ћкw в0зрастъ и4мать, самого2 вопроси1те. воз8гласи1ша же втори1цею чlка и4же бЁ слёпъ, и3 рёша є3мY, дaждь слaву бGу. мы2 вёмы, ћкw чlкъ сeй грё шенъ є4сть. tвэщa же џнъ, и3 речE, ѓще грёшникъ є4сть, невёде, є3ди1но вёмъ, ћкw слёпъ бёхъ, нhнэ же ви1жу. рёша же є3мY пaки, что2 сотвори2 тебЁ, кaкw tвeрзе џчи твои2; tвэщA и4мъ, рек0хъ вaмъ ќже и3 неслhшасте, что2 пaки х0щете слhшати, є3дA и3 вы2 ўче ницы2 є3гw2 х0щете бhти; nни1же ўкори1ша є3гw2, и3 рёша є3мY, ты2 ўчени1къ є3си2 тогw2, мh же мwmсeовы є3смы2 ўченицы2. мы2 вёмы ћкw мwmсeови глаг0ла бGъ. сег0 же невёмы t кyду є4сть; tвэщA чlкъ, и3 речE и4мъ, њ сeмъ бо ди1внw є4сть, ћкw вы2 невёсте t кyду є4сть, и3 tвeрзе џчи мои2; вёмъ же ћкw грёшники бGъ непослyшаетъ. но ѓще кто2 бGочтeцъ є4сть, и3 в0лю є3гw2 твори1тъ, тогw2 послyшаетъ. t~ вэка нёсть слhшано, ћкw кто2 tвeрзе џчи слёпу рождeну; ѓще небы2 бhлъ сeй t ~ бGа, не м0глъ бы твори1ти ничес0же; tвэщaша и3 рёша є3мY, во грэсёхъ ты2 роди1лсz є3си2 вeсь, и3 тh ли - 237 - ны2 ўчи1ши; и3 и3з8гнaша є3гw2 в0нъ. ўслhша ї©ъ, ћкw и3з8гнaша є3гw2 в0нъ. и3 њбрёте є3гw2, речE є3мY, ты2 вёруешили в 8 сн7а б9іz; tвэщA џнъ и3 речE, и3 кто2 є4сть гDи, да вёрую в8 него2; речe же є3мY ї©ъ, и3 ви1дэлъ є3си2 є3гw2, и3 гlzи с 8 тоб0ю, т0й є4сть. џнъ же речE, вёрую гDи, и3 поклони1сz є3мY.

Ин 9:1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Исус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

Доколе Я в мире, Я свет миру.Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

 Он сказал в ответ: Человек, называемый Исус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Повели сего бывшего слепца к фарисеям.А была суббота, когда Исус сделал брение и отверз ему очи.

Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Исус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

Исус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

[є3ђaліе, t їwaнна. за ? , X7а.] В0 времz џно, стоsху при кrтЁ ї©овэ, мт77ри є3гw2, и3 сестрA мт77ре є3гw2, мaріz клеHпова, и3 мaріz магдалhни. ї©ъ же ви1дэвъ мт77рь и3 ўченикA стоsща, є3г0же люблs ше, гlа мт77ри своeй, жeно сE сн7ъ тв0й. пот0мъ же гlа ўченикY, сE мт77ри твоS. и3 t тогw2 часA поsтъ ю5 ўче ни1къ во своs си. Сeй є4сть ўчени1къ свидётельствуzи њ си1хъ, и4же и3 написA сіS. и3 вёмъ ћкw и4стинно є4сть свидётельство є3гw2. сyть же и3 и4на мн0га, ћже сотво ри2 ї©ъ, ћже ѓще по є3ди1ному пи1сана бывaютъ, ни са момY мню2 всемY ми1ру в8мэсти1ти пи1шемыхъ кни1гъ, ґми1нь.

Ин 19:25 При кресте Исуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Исус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. 

Ин 21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Исус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

 

 

 

 

АПОСТОЛ

T дэsній, ст7hхъ ґпcлъ
чтeніе. [за?, lи.]

В0 дни џны, бhсть и3дyщимъ ґпcлwмъ на моли1тву, рабhнz нёкаz и3мyщи дyхъ волх0вскіи срёте нaсъ, ћже дёланіе мн0гw даsше господeмъ свои1мъ волхвyю щи. тA послёдовавши пaвлу и3 нaмъ, в8зывaше гlющи, сjи чlцы раби2 бGа вhшнzгw сyть, и4же возвэщaютъ нaмъ, пyть спасeніz. сeже творsше на мн0ги дни2. стужи1въ же си2 пaвелъ, и3 њбрaщьсz к8 дyхови речE, запрещaю ти и4менемъ ї©а хrтA, и3зhди и3з8 неS, и3 и3зhде в8 т0мъ часЁ. ви1дэвше же госп0діе є3S, ћкw и3зhде надeжда дёланіz и4хъ. поeмше пaвла и3 си1лу, привлек0ша на т0ргъ ко кнzзeмъ. и3 вeдше и4хъ и3 воев0дамъ рёша, сіи2 чlцы возмущaютъ грaдъ нaшъ їюдeе сyще. и3з8вэщaютъ nбhчаz, ћже недост0итъ нaмъ пріимaти, ни твори1ти ри1млzнwмъ сyщемъ. и3 сни1десz нар0дъ на ни1хъ, и3 воев0ды растерзaвше и4мъ ри1зы, велsху пaлицами би1ти и4хъ. мн0ги же дaвше и4мъ - 231 - рaны, в8сади1ша в8 темни1цу. завэщaвше темни1чному стрaжу твeрдw стрещи2 и4хъ. ћкоже ќбw таково2 завэ щaніе пріeмъ, в8сади2 и4хъ во внyтренюю темни1цу, и3 н0зэ и4хъ заби2 в8 клaдэ. Въ полyнощи же пaвелъ и3 си1ла молsщасz поsста бGа. послyшаху же и4хъ ю4зни цы. внезaпу же трyсъ бhсть вeліи, ћкw поколэбaти сz њсновaнію темни1чному. tверз0шажесz ѓбіе двeри всS, и3 всёмъ ю4зы њслабёша, возбyждьжесz темни1ч ныи стрaжь, и3 ви1дэвъ tвeрсты двeри темни1цы, и3з8 влeкъ н0жь хотsше себE ўби1ти, мнS и3збёгша ю4зни ки. воз8гласи1 же глaсомъ вели1кимъ пaвелъ гlz, ничт0 же сотвори2 себЁ ѕлA, вси1 бо є3смы2 здЁ. проси1въ же свэщи2, в8скочи2, и3 трeпетенъ бhвъ, припадE к8 пaвлу и3 си1лэ, и3 и3звeдъ и4хъ в0нъ и3 речE, госп0діе чт0 ми подо бaетъ твори1ти, да спасyсz; nнaже рек0ста, вёруй въ гDа ї©а хrтA, и3 спасeшисz ты2, и3 вeсь д0мъ тв0й. и3 гlаста є3мY сл0во гDне, и3 всёмъ и4же в8 домY є3гw2. и3 поeмъ | в8 т0й чaсъ н0щію, и3змы2 t рaнъ. и3 крести1сz сaмъ и3 свои2 є3мY вси2 ѓбіе. в8вeдъ же | в8 д0мъ св0й, и3 постaви трапeзу, и3 возрaдовасz со всёмъ д0момъ свои1мъ, вёровавъ бGу.

 

 

Послание к Евреям святого апостола Павла

Глава 4.

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак, выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.

Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

[t соб0рнагw послaніz їwaннова. за?, X7и.]

Е$же бЁ и3спeрва, є4же слhшахомъ, є4же ви1дэхомъ nчи1 ма нaшима, є4же ўзрёхомъ, и3 рyки нaши њсzзaша њ словеси2 жив0тнэмъ. и3 жив0тъ kви1сz. и3 ви1дэхомъ, и3 свидётельствуемъ, и3 возвэщaемъ вaмъ жив0тъ вёч ныи, и4же бЁ ў nц7а, и3 kви1сz нaмъ. є4же ви1дэхомъ и3 слhшахомъ, повёдаемъ вaмъ, да и3 вы2 њбщeніе и4мате с8 нaми. и3 пріњбщeніе же нaше, со nц7eмъ и3 съ сн7омъ є3гw2 ї©омъ хrт0мъ. и3 сіS пи1шемъ вaмъ, да и3 рaдость вaша бyдетъ и3сп0лнена. И# сіE є4сть њбэтовaніе є4же слhшахомъ t негw2, и3 повёдаемъ вaмъ, ћкw бGъ свётъ є4сть, и3 тмы2 в8 нeмъ нёсть ни є3ди1ныz. ѓще ре чeмъ ћкw причaстіе и4мамы с8 ни1мъ, и3 во тмЁ х0димъ, лжeмъ и3 нетвори1мъ и4стины. ѓще ли же в0 свэтэ х0 димъ, ћкоже сaмъ т0й є4сть в0 свэтэ, причaстіе и4ма мы дрyгъ к0 другу. и3 кр0вь ї©а хrтA сн7а є3гw2 њчи1стив8 нaсъ t всsкогw грэхA.

1Ин 1:1

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, –

ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, –

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Исусом Христом.

И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

[Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Исуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас.

 

 

 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 1-2 И мимоидый виде человека слепа от рождества. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися

 

И мимоидый виде человека слепа от рождества. Будучи весьма человеколюбив и заботясь о нашем спасении, а притом желая заградить уста нечестивым, Господь не опускает ничего, что только Ему подобало, хотя бы никто Ему не внимал. Это знал и Пророк, и потому говорил: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити ти (Пс. 50, 6). Поэтому-то и теперь, – когда не приняли Его высокого учения и даже назвали Его беснующимся и покушались убить, – Он, выйдя из храма, исцеляет слепого. Таким образом, Своим отсутствием Он укрощает их ярость, а совершением чуда смягчает их жестокосердие и упорство и удостоверяет в словах Своих. И совершает Он чудо не обыкновенное, но такое, которое теперь только в первый раз последовало: от века бо несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (9, 32). Слепому, быть может, кто-нибудь и отверзал очи, но слепорожденному – еще никто. А что Спаситель, выйдя из храма, пошел нарочно для этого дела, видно из того, что Сам Он увидел слепого, а не слепой подошел к Нему, – и так пристально посмотрел на него, что обратил внимание и учеников. Вот это и подало им повод к вопросу; видя, как Он пристально смотрит, они спросили Его, говоря: кто согреши, сей ли, или родителя его? Странный вопрос! Как он мог согрешить до рождения? Или как мог быть наказан за грехи родителей? Каким же образом они пришли к такому вопросу? Прежде того, исцелив расслабленного, (Христос) сказал: се, здрав еси, ктому не согрешай (5, 14). Итак, вспомнив, что тот расслаблен был за грехи, они говорят: пусть тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому что он слеп от рождения. Или родители его? Но нельзя и этого, потому что сын не наказывается за отца. Таким образом, как мы, когда видим страдающее дитя и говорим: что сказать о нем, что сделало это дитя? – этим не спрашиваем, а выражаем недоумение, так точно и ученики, когда говорили это, не столько спрашивали, сколько недоумевали.

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 3-5 Отвеща Исус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем: Мне подобает делати дела Пославшаго Мя, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати: егда в мире Есмь, свет Есмь миру

 

Что же Христос? Ни сей согреши, ни родителя его (ст. 3). Этим, впрочем, Он не освобождает их от грехов; не просто сказал: ни сей согреши, ни родителя его, но присовокупил: яко слеп родися. Но да прославится Сын Божий. Согрешил и он, и родители его; но не в этом причина слепоты.

 

Не означает также (Христос) этими словами и того, что не этот, а другие подвергались слепоте по этой причине, то есть за грехи родителей, потому что за грехи одного нельзя наказывать другого. Если же допустим это, то должны будем допустить и то, что (слепорожденный) согрешил до рождения. Значит, как словами: ни сей согреши не то утверждает, что можно от рождения согрешить и быть за то наказанным, так равно, сказавши: ни родителя его, выражает не ту мысль, что можно быть наказанным за родителей. Такое мнение (Господь) опровергает чрез Иезекииля: живу Аз, глаголет Господь, аще будет еще глаголема притча сия: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша (см.: Иез. 18, 3). Да и Моисей говорит: да не умрут отцы за сыны (Втор. 24, 16). И об одном царе повествуется, что он потому не сделал этого (не убил детей убийц), что соблюдал закон Моисеев (4Цар. 14, 6). Если же кто скажет: как же написано: отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода (Исх. 20, 5)? – то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим из Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет то же самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления. А что это именно о них сказано, в том вполне уверится всякий, кто вникнет в это место. Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота – не зло. И Кто привел (слепца) из небытия в бытие, Тот имел власть и оставить его в таком положении. А некоторые говорят, что эта частица (??? – да, чтобы) и указывает здесь не на причину, а на последствие, – точно так же, как и в другом месте, где говорится: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут (9, 39). Не для того, конечно, пришел Христос, чтобы видящие слепы были. Равным образом Павел говорит: разумное Божие яве есть в них… во еже быти им безответным (Рим. 1, 19, 20), – хотя Господь не для того явил им это, чтобы они лишены были оправдания, а для того, чтобы получили оправдание. И опять в другом месте: закон же привниде, да умножится прегрешение (Рим. 5, 20), – хотя закон прившел не для этого, а для обуздания греха.

 

Видишь ли, что эта частица везде указывает на последствие? Как отличный домостроитель, построивши одну часть дома, другую оставляет недоконченною для того, чтобы остальными постройками защитить себя пред неверующими в устройстве всего дома, так и Бог укрепляет и исправляет тело наше, как бы некоторую обветшавшую храмину, – исцеляет иссохшую руку, укрепляет расслабленные члены, выпрямляет хромых, очищает прокаженных, воздвигает больных, восстановляет расслабленных голенями, воскрешает мертвых, отверзает смежившиеся очи, дает зрение тем, которые никогда его не имели. Исправляя, таким образом, все эти недостатки нашей немощной природы, Он являет Свое могущество. Когда же (Христос) говорит: да явится слава Божия, говорит о Себе, – не об Отце, потому что слава Отца была явна. Так как знали, что Бог создал человека, взяв персть от земли, то и Христос поступил таким же образом. Если бы сказал Он: Я – Тот, Кто взял персть от земли и создал человека, то это показалось бы невыносимым для слушателей; а когда Он показал это на деле, – они уже не могли оскорбляться. Вот почему, взяв персть и растворив ее слюной, Он таким образом обнаружил сокровенную Свою славу. Не малая слава в том, чтобы Его признали за Содетеля твари. А из того действительно следовало заключать и о прочем: часть служила ручательством за целое; несомненность большего удостоверяла и в меньшем. Ведь человек превосходнее всей твари, а глаз превосходнее всех наших членов. Вот почему Христос создал зрение не просто, а вышесказанным образом. Глаз хотя по величине и малый член, но необходимее всего тела. На это указывает и Павел, когда говорит: аще речет ухо, яко несмь око, несмь от тела: еда сего ради несть от тела? (1Кор. 12, 16). Хотя все в нас служит доказательством премудрости Божией, но глаз – по преимуществу. Он управляет всем телом; он всему телу придает красоту, он украшает лицо, он служит светильником для всех членов. Что солнце во вселенной, то глаз в теле. Погаси свет в солнце, – и все погибнет и придет в смятение; погаси свет в глазах, – бесполезны будут и ноги, и руки, и душа. Без глаз становится невозможным познание. Посредством их мы познали Бога: невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть (Рим. 1, 20). Таким образом, глаз служит светильником не только для тела, но еще больше, чем для тела, – для души. Потому-то он и помещен как бы на некотором царском месте – вверху, и председательствует над другими чувствами. Вот его-то и устрояет Христос. Потом, чтобы ты не подумал, что Он имеет нужду в веществе, когда творит, и чтобы знал, что и в начале Он не имел нужды в брении (Кто произвел из ничего высшие существа, Тот тем более мог сотворить глаз без вещества), дабы, говорю, ты знал, что Он делает это не по нужде, а для того чтобы показать, что Он же был Творцом и в начале, – помазавши брением, говорит: иди, умыйся (9, 7). Познай, что Я не имею нужды в брении, чтобы сотворить глаза, но да явится на нем (слепом) слава Моя. А что Он о Себе Самом сказал эти слова: да явится слава Божия, видно из того, что затем прибавил: Мне подобает делати дела Пославшаго Мя (ст. 4). То есть: Мне должно явить Себя и совершить дела, которые могли бы показать, что Я делаю то же, что и Отец, – не подобное только, но то же самое. А это служит знаком большого равенства и говорится только о тех, из которых один нисколько не отличен от другого. Кто же будет еще противоречить, видя, что Он может то же, что и Отец? Он не только образовал глаза, не только отверз их, но и даровал зрение; а это служит доказательством, что Он вдохнул и душу, потому что без действия души и самый совершенный глаз никогда не может ничего видеть. Итак, Он даровал и силу души, Он дал и члены со всеми принадлежностями – с артериями, нервами и жилами, с кровию и со всем прочим, из чего слагается наше тело. Мне подобает делати, дондеже день есть (ст. 4). Что значат эти слова? И какую они имеют связь? Очень тесную. Вот значение этих слов: дондеже день есть, – доколе можно людям веровать в Меня, доколе продолжается эта жизнь, Мне подобает делати. Приидет нощь, то есть будущее время, егда никтоже может делати (ст. 4). Не сказал: когда Я не могу делать, но: когда никтоже может делати, то есть когда не будет уже ни веры, ни трудов, ни покаяния. А что делом Он называет веру, видно из того, что, когда Ему говорили: что сотворим, да делаем дела Божия? – Он отвечает: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он (6, 28–29). Но почему же этого дела не может никто делать в то время? Потому, что не будет уже и веры, но, волею или неволею, все будут повиноваться. Итак, – чтобы кто-нибудь не сказал, что Он делает это по тщеславию, – Он показывает, что делает все для пользы людей, так как они только здесь имеют возможность веровать, а там уже не могут сделать для себя ничего полезного. Поэтому-то Он исцелил слепого, несмотря на то что тот даже не подходил к Нему. Впрочем, что слепой достоин был исцеления и если бы имел зрение, то уверовал бы и приступил бы ко Христу, даже, если бы услышал от кого о Его присутствии, и тогда не преминул бы сделать этого, – видно из последующего, из его мужества и веры. Ему естественно было подумать и сказать: что это такое? Сотворил брение, помазал мне глаза и сказать: иди, умыйся. Разве не мог исцелить, и потом уже послать в Силоам? Я часто умывался там вместе со многими другими, и не получил никакой пользы. Если бы имел Он какую-либо силу, то исцелил бы теперь же. Так говорил и Нееман об Елисее. Получив приказание идти омыться в Иордане, он не поверил, несмотря на великую славу Елисея. Но слепой был чужд неверия, не возражал и не рассуждал сам с собою: что это такое? Брение ли нужно было возложить? Оно скорее может ослепить. Кто когда прозревал таким образом? Нет, он не подумал ничего такого. Видишь ли его твердую веру и доблесть душевную? Приидет нощь. Этим показывает, что и после креста будет иметь попечение о нечестивых и многих привлечет, потому что еще день есть; но затем уже окончательно отвергнет их. На это и указывает словами: егда в мире есмь, свет есмь миру (ст. 5). То же самое говорил Он и другим: веруйте, дондеже свет имате (12, 36).

 

Как же Павел назвал настоящую жизнь ночью, а ту (будущую) – днем? Этим он не противоречит Христу, но говорит то же самое, только не по словам, а по мыслям. Нощь, говорит он, прейде, а день приближися (Рим. 13, 12). Ночью называет настоящее время по причине сидящих во тьме, или по сравнению с тем (будущим) днем. Христос ночью называет будущее, потому что тогда уже не будут делать грехов; а Павел ночью называет настоящую жизнь, потому что живущие во зле и неверии находятся во тьме. Таким образом, беседуя с верными, сказал: нощь прейде, а день приближися, так как (верные) имеют насладиться тем светом; ночью же называет прежнюю жизнь и говорит: отложим дела темная. Видишь ли, что в них-то, по его словам, и заключается ночь? Потому и прибавляет: яко во дни, благообразно да ходим, чтобы мы могли насладиться тем светом. Если же так прекрасен этот свет, то подумай, каков будет тот. Сколько солнечный свет лучше светильничного, столько же, или еще гораздо более, будущий лучше нынешнего. Вот на это и указывал Христос, когда говорил: солнце померкнет (Мк. 13, 24), то есть от обилия того света не будет видно и солнца.

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 8-9 Соседи же и иже бяху видели его прежде, яко слеп бе, глаголаху: не сей ли есть седяй и просяй? Овии глаголаху, яко сей есть

 

Необычайность события приводила их даже к неверию, несмотря на то что сделано было так много, чтобы устранить всякое недоверие. Некоторые говорили: не сей ли есть седяй и просяй? О, как велико человеколюбие Божие! До чего не снизошел Христос, когда великою благостию исцеляет нищих, и тем заграждает уста иудеям! Не славных только, и знаменитых, и облеченных властию, но и простых удостаивает одинакового попечения, потому что пришел для спасения всех. И что было с расслабленным, то же случилось и с слепым. Ни тот не знал, кто таков исцеливший его, ни этот. Это произошло оттого, что Христос удалился, а Он всегда удалялся после исцелений, чтобы устранить от чудес всякое подозрение. Незнавшие, кто Он таков, каким, в самом деле, образом могли благоприятствовать Ему и помогать в устроении этих дел? Что же касается этого слепого, то он не был и из числа тех, которые ходят повсюду, но сидел при вратах храма. Но между тем как все недоумевают о нем, что говорит он сам? Аз есмь. Не устыдился прежней слепоты, не убоялся ярости народа, не отказался объявить себя, чтобы возвестить о Благодетеле.

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 10-12 Глаголаху же ему: како ти отверзостеся очи; Отвеща он и рече: Человек нарицаемый Исус брение сотвори и помаза очи мои и рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся. Шед же и умывся, прозрех. Реша убо ему: кто Той есть; Глагола: не вем

 

Глаголаху ему: како ти отверзостеся очи? (ст. 10). Он отвечает: Человек, глаголемый Исус. Что ты говоришь? Человеку ли творить такие дела? Но он еще не знал о Нем ничего великого. Человек, глаголемый Исус, брение сотвори и помаза (ст. 11). Смотри, как он правдив. Не сказал, из чего сделал брение: чего не знает, о том и не говорит. Не видел он, что (Христос) плюнул на землю; а что помазал – это узнал он по ощущению и осязанию. И рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся (ст. 11). Об этом ему сказало чувство слуха. Но откуда знал он Его голос? Из Его разговора с учениками. Таким образом, он все это рассказывает, опираясь на свидетельство самого дела, и, однако ж, не может сказать о способе исцеления. Если же по отношению к чувственному и осязаемому нужна вера, то тем более по отношению к невидимому. Реша убо ему: где Той есть? Глагола: не вем (ст. 12). Спрашивали: где Той есть, уже замышляя против Него убийство. Но заметь: как далек Христос от желания суетной славы! Он не оставался вместе с исцеленными, потому что не хотел приобретать славы, ни увлекать народ, ни выказывать Себя. Заметь и то, как все согласно с истиною отвечает слепой. Иудеи хотели найти Христа, чтобы отвести его к священникам; но так как не нашли Его, то ведут слепого к фарисеям для более строгого допроса. Потому-то и евангелист замечает, что была суббота, чтобы показать злой их умысел и причину, по которой они искали (Спасителя), то есть они полагали, что нашли возможность оклеветать чудо – мнимым нарушением закона. И это видно из того, что они, лишь только увидели слепого, ничего другого не сказали ему, а только: како отверзе очи твои? И заметь, как говорят. Не сказали: как ты прозрел? – но: како отверзе очи твои? – представляя ему случай оклеветать Его за такое дело. Но он отвечает им кратко, как людям, которые уже все слышали. Не упомянув ни об имени, ни о словах, сказанных ему: иди, умыйся, он прямо говорит: брение возложи мне на очи, и умыхся, и вижу, – как будто они уже сильно оклеветали Его и сказали: смотри, что делает Исус в субботу – помазывает брением. Но ты обрати лучше внимание на то, как не смущается слепой. Когда его спрашивали соседи и он отвечал, не подвергаясь никакой опасности, тогда не так много значило сказать истину. Но удивительно то, что и теперь, находясь в большом страхе, он не отказывается, не говорит ничего несогласного с прежними словами. Что же фарисеи или, лучше, что вместе с ними и другие? Привели его, полагая, что он откажется, но услышали противное, – то, чего не желали, – и точнее узнали все дело. Так было с ними и при всех чудесах; но это мы яснее покажем впоследствии.

 

Свт. Иоанн Златоуст 

Ст. 25-27 Стояху же при кресте Исусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина. Исус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си

 

Стояху же при кресте жены (19, 25). Немощнейший пол явился тогда наиболее мужественным: так все переменилось! Христос, поручая Матерь Свою ученику, говорит: се, сын Твой (ст. 26). О, какою великою честию Он почтил Своего ученика! Так как Сам уже отходил, то и поручил на попечение ученику. Как Мать, она, естественно, скорбела и искала покровительства; а потому Он справедливо вручает ее возлюбленному ученику и говорит ему: се, Мати твоя (ст. 27). Это Он сказал с тем, чтобы соединить их взаимною любовию. Ученик так и понял и потому поят ю во своя си (ст. 27). Но почему Христос не упомянул ни о какой другой жене, хотя и другие стояли при кресте? Чтобы научить нас оказывать предпочтение своим матерям. Действительно, как в том случае, когда родители препятствуют в делах духовных, не должно и знать их, так, напротив, когда они нисколько в том не препятствуют, им надобно воздавать все должное и предпочитать их всем другим людям, за то, что они нас родили, за то, что воспитали, за то, что понесли из-за нас множество трудов и горя. Этим Христос заграждает уста и бесстыдству Маркионову. В самом деле, если Он не родился по плоти и не имел матери, то почему Он только о Ней одной показывает столь великое попечение?

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 16-21 Бысть же идущым нам на молитву, отроковица некая имущая дух пытлив срете нас, яже стяжание много даяше господем своим, волхвующи. Та последовавши Павлу и нам, взываше глаголющи: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения. Се же творяше на многи дни: стужив же си Павел, и обращся, духови рече: запрещаю ти именем Иисуса Христа, изыди из нея. И изыде в том часе. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их, поемше Павла и Силу, влекоша на торг ко князем. И приведше их к воеводам, реша: сии человецы возмущают град наш, иудее суще: И завещавают обычаи, яже не достоит нам ни приимати ни творити, римляном сущым

 

Имущая дух. Что это за демон? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе это та женщина - Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену, и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. Сии человецы раби Бога вышняго суть. О дух нечистый! если ты знаешь, что они возвещают путь спасения, то почему не удаляешься их? Стужив же си Павел, т. е. быв возбужден и взволнован. Заградив ей уста, хотя она говорила и истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз только не принял, а отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из отроковицы. Итак дух действовал коварно, Павел же разумно. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их. Везде виною зла - деньги. В видах обогащения господа отроковицы желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одною своей страстью - сребролюбием. Демон говорил, что человецы сии раби Бога вышняго суть, а они говорят, что человецы сии возмущают град наш; демон говорил, что они возвещают нам путь спасения, а господа отроковицы говорят, что они завещавают обычаи, яже не достоит нам приимати.

 

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 22-34 И снидеся народ на них: и воеводы растерзавше им ризы, веляху палицами бити их. Многи же давше им раны, всадиша в темницу, завещавше темничному стражу, твердо стрещи их. Иже таково завещание прием, всади их во внутреннюю темницу, и ноги их заби в кладе. В полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога: послушаху же их юзницы. Внезапу же трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша. Возбужден же темничный страж, и видев отверсты двери темницы, извлек нож, хотяше себе убити, мня избегша юзники. Возгласи же гласом велиим Павел, глаголя: ничтоже сотвори себе зла: вси бо есмы зде. Просив же свещи вскочи, и трепетен быв, припаде к Павлу и Силе. И извед их вон, рече: господие, что ми подобает творити, да спасуся? Она же рекоста: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И глаголаста ему слово Господне, и всем, иже в дому его. И поемь я в тойже час нощи, измы от ран, и крестися сам и свои ему вси абие. Введ же я в дом свой, постави трапезу, и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу

 

И снидеся народ на них. Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть вышний Бог, а Павел раб Его; что сам он утверждал, говоря: Павел раб Иисус Христов (Рим. 1:1). Внезапу же трус бысть велий, так что темничный сторож пробудился; и отворились двери, так что случившееся изумило его. Но узники не видели этого; иначе все они бежали бы. А чтобы сторожу не показалось, что это случилось само собой, последовало вслед за землетрясением и то, что двери отворились, свидетельствуя ему о необычайности этого явления. Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И в темнице не давал себе покоя Павел; и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение. И поем я в тойже час нощи, измы от ран. Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов, И возрадовася со всем домом своим, веровав Богу, хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat