Воскресные чтения 07.05.2023

МЦCА ҐПРЕ~ЛZ ВЪ К&Д ДН&Ь

Недёлz, д7 z, по пaсцэ, њ раз8слaбленэмъ.

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Церковно-славянский текст

Синодальный перевод

T їwaнна, с™aгw є3ђaліz чтeніе. [за? , дi7.]

В0 времz џно, в8 зhде ї©ъ во їєrли1мъ. є4сть же во їєrли1 мэхъ на џвчей купёли, ћже гlетсz є3врeйски виfeз да, пsть притв0ръ и3мyщи. в8 тёхъ слежaше мн0жество болsщихъ, слэпhхъ, хромhхъ, сухи1 хъ, чaющихъ дви жeніz воды2. ѓнGлъ бо гDнь на всsко лёто схождaше в8 купёль, и3 воз 8мущaше в0ду. и3 и 4 же пeрвэе влaзzше по воз 8мущeніи воды2, здрaвъ бывaше, kцёмъ же недy гомъ њдержи1 мъ бывaше. Бёже тY нёкіи чlкъ, три1де сzте и3 џсмь лётъ и3мhи в8 недyзэ своeмъ. сего2 ви1дэв8 - 216 - ї©ъ лежaща, и3 разумёвъ, ћкw мн0га лёта ќже и3мs ше в8 недyзэ, гlа є3мY, х0щеши ли цёлъ бhти; tвэ щA є3мY недyжныи, є4й гDи, человёка не и4мамъ, да є3гдA воз8мути1тсz водA, в8вeржетъ мz в8 купёль. є3гдa же прихождY ѓзъ, и4нъ прeжде менE слaзитъ. гlа є3мY ї©ъ, востaни, воз8ми2 џдръ тв0й, и3 ходи2. и3 ѓбіе здрaвъ бhсть чlкъ. и3 взeмъ џдръ св0й, и3 хождaше. бёже су б0та в8 т0й дн7ь. гlаху же жи1дове и3сцэлёвшему, суб0 та є4сть, и3 недост0итъ ти2 взsти nдрA своегw2. џнъ же tвэщA и4мъ, и4же мS сотвори2 цёла, т0й мнЁ речE, воз8ми2 џдръ тв0й, и3 ходи2. вопроси1ша же є3гw2, кто2 є4сть чlкъ рекjи ти2, воз8ми2 џдръ тв0й и3 ходи2; и3сцэлё выи же невёдzше кто2 є4сть; ї©ъ бо ўкл0ньсz, нар0ду сyщу на мёстэ. пот0мъ же њбрёте є3гw2 ї©ъ в8 цRкви, и3 речE є3мY, сE здрaвъ бhсть, к8томY несогрэшaй, да не г0рше ти2 что2 бyдетъ. и4де же чlкъ и3 повёда їюдewмъ, ћкw ї©ъ є4сть, и4же мz сотвори2 цёла.

Ин 5:1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Исус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Исус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Исус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Исус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Исус.

 

 

 

АПОСТОЛ

T дэsній, с™hхъ ґпcлъ чтeніе. [за?, к7г.]

В0 дни џны, бhсть петрY посэщaющу всёхъ, сни1ти и3 ко с™hмъ живyщимъ в8 ли1дэ. њбрёте же тY чlка нёкоего и4менемъ є3нez, t nсми1хъ лётъ лежaща на nдрЁ, и4же бЁ раз8слaбленъ. и3 речE є3мY пeтръ, є3нeе, и3сцэлsетъ тS ї©ъ хrт0съ, в8стaни с8 постeли своеS. и3 ѓбіе в8стA. и3 ви1дэша є3гw2 вси2 живyщіи в8 ли1дэ и3 во ґс8сарHнэ, и4же њбрати1шасz к0 гDу. Во їwпjи же бЁ нёкаz ўчени1ца и4менемъ тави1fа, ћже сказaема гlетсz - 213 - сeрна. сіS бsше и3сп0лнена бlги1хъ дёлъ, и3 ми1лостыни и4хже творsше. бhсть же в0 дни тhz болёвши є4й ќмрети. њмhвше же ю5, положи1ша в8 г0рницэ. бли1зъ же сyщи ли1дэ їwпjи. ўченицh же слhшавше, ћкw пeтръ є4сть в8 нeй, послaша двA мyжа к8 немY, молsще є3гw2 не њблени1тисz пріити2 до ни1хъ. в8стaвъ же пeтръ и4де с8 ни1ми. є3г0же пришeдша, воз8вед0ша въ г0рницу. и3 пред8стaша є3мY всS вдови1цы плaчуще, и3 показaюще ри1зы и3 nдeжы, є3ли1ка творsше с8 ни1ми сyщи сeрна. И#згнaвъ же в0нъ всS пeтръ, и3 прекл0нь колёна помо ли1сz. и3 њбрaщьсz к8 тёлу речE, тави1fо в8стaни. nнaже tвeрзе џчи свои2, и3 ви1дэвши петрA сёде. подaвъ же є4й рyку, воз8дви1же ю5. и3 призвaвъ же с™hz и3 вдови1цы, постaви ю5 жи1ву. ўвёдано же бhсть сE по всeй їwпjи, и3 мн0зи вёроваша в8 гDа.

Деян 9:32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Исус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

 

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ

https://i.ytimg.com/vi/iIaYwWmeDfc/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGGUgVChBMA8=&rs=AOn4CLAXIuy9YxL8sJXa0vHahLeGNPzYgQ

 

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 1-4 После сего был праздник Иудейский, и пришел Исус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью

 

Был праздник иудейский; думаю, что праздник Пятидесятницы. Господь идет на праздник частью для того, чтобы не явиться противником закона, но показаться участником в празднике народа, частью для того, чтобы большее число людей привлечь к Себе учением и знамениями, и особенно народ бесхитростный. Ибо на праздники обыкновенно сходятся и земледельцы, и городские ремесленники, которые в прочие дни занимаются работами. - Купальня называлась «овчею», потому что к ней пригоняемы были жертвенные овцы и в ней омывались их внутренности. Многие думали, что вода получала некоторую божественную силу от одного того, что в ней омывались внутренности жертв, что потому и Ангел сходил на сию воду как на избранную и чудодействовал. Кажется, Божественный Промысл предустроил чудо в этой купальне для того, чтобы издалека вести иудеев к вере во Христа. Так как имело быть даровано крещение, имеющее великую силу и величайший дар, ибо оно очищает от грехов и оживляет души, то Бог предживописует крещение в иудейских обрядах и дает иудеям, например, воду, очищающую их от нечистот, хотя не существенных, а мнимых, например, от нечистоты вследствие прикосновения к мертвецу или к прокаженному, и много подобного; дает также и чудо этой купальни, руководящее их к принятию крещения. Ангел, нисходивший по временам, возмущал воду и сообщал ей целительную силу. Ибо не от естества воды, чтобы ей исцелять самой по себе (в таком случае это было бы всегда), но все зависело от действия Ангела. Так и у нас вода крещения есть простая вода, но чрез божественное нисхождение, получив благодать Духа, она уничтожает душевные болезни. Слеп ли кто, то есть имеет поврежденные очи душевные и не может различить добро от зла; хром ли кто, то есть неподвижен к деланию добра и преуспеянию в добре; иссох ли кто совершенно, то есть находится в состоянии отчаяния и не имеет в себе ничего доброго, - вода сия всех исцеляет. И тогда слабость не позволяла некоторым получить исцеление, а ныне мы не имеем никакого препятствия к крещению. Ибо за выздоровлением одного прочие не остаются без исцеления; но, хотя бы вся вселенная сошлась, благодать не уменьшится.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 5-7 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня

 

Терпение расслабленного изумительное! Тридцать восемь лет он был болен, каждогодно ожидал избавления от болезни, но предваряем был сильнейшими; однако же он не отставал и не отчаивался. Почему Господь и спрашивает его, желая показать нам терпение сего человека. Спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Так я сказал, что Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он отвечает весьма кротко. Да, говорит, Господи, я желаю, но не имею человека, который бы опустил меня в воду. Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день рождения своего, как мы, малодушные, делаем, и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко. Хотя он и не знал, Кто спрашивает его, но, может быть, считал Христа полезным для себя уже и в том одном, что опустит его в воду, и потому хочет привлечь и расположить к себе своими речами. - Христос же не сказал: хочешь ли, Я исцелю тебя? - для того, чтобы не показаться тщеславным.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 8-10 Исус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

 Повелевает взять постель для того, чтобы никто не счел оного за привидение. Ибо если бы члены больного не утвердились и не укрепились, он не мог бы носить постель. - Не требует от него веры прежде исцеления, как от некоторых других, потому что больной не видел еще Его сотворившим знамение. Ибо от тех, от которых Господь требовал веры, Он требовал ее не прежде чудес, но совершивши чудеса перед ними. - Смотри, пожалуй, как он зараз услышал и уверовал. Он не подумал сам в себе и не сказал: не шутит ли Он, что приказывает мне тотчас встать? Я в тридцать восемь лет болезни не получал исцеления, и теперь вдруг встану? Ничего такого он не подумал, но поверил и встал. - Исцеляет «в субботу», научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить в субботу.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 11-13 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Исус скрылся в народе, бывшем на том месте

Нужно удивляться смелости этого человека пред иудеями. Они настойчиво говорят ему: не должно тебе брать свою постель в субботу; а он смело проповедует им своего благодетеля: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал». Он как бы так говорит: вы безумствуете, когда приказываете мне не слушать Того, Кто исцелил меня от болезни, столь продолжительной и трудной. - Иудеи не спрашивают его, Кто исцелил тебя, но «Кто сказал тебе: возьми постель?» Так они добровольно смежили себе глаза для добра, а мнимое нарушение субботы постоянно выставляли на вид. - Исус скрылся частью для того, чтобы в Его отсутствие свидетельство об исцелении было свободно от всякого подозрения и не подумали бы, что человек этот благоприятствует Ему, но свидетельствует об истине; частью для того, чтобы еще более не воспламенить ярость иудеев. Ибо и один только вид ненавидимого придает ненавидящим немалую искру ненависти. Посему Он оставляет, чтобы дело это исследовалось само по себе. Ибо иудеи - обвинители, перенесши событие на исследование и рассуждения, делают оное тем более гласным.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 14-16 Потом Исус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Исус. И стали Иудеи гнать Исуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу

 

Из слов Господа расслабленному: «вот, ты выздоровел, не греши же более», мы научаемся, во-первых, что болезнь с этим человеком приключилась за грехи, и во-вторых, что учение о геенне истинно и что мучение вечно. Где же ныне те, которые говорят: в один час я соблудил, за что же буду нести бесконечное наказание? Ибо вот и сей человек не столько лет грешил, сколько терпел наказание; но почти целую жизнь человеческую провел в наказании. Грехи судятся не по продолжительности их, а по самому естеству преступлений. Научаемся вместе и тому, что хотя мы понесем тяжкое наказание за прежние грехи, но если опять впадем в те же грехи, потерпим еще большее наказание. И весьма справедливо. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот подвергается большим мукам, потому что он бесчувствен и нерадив. - Для чего, скажешь, не все так наказываются? Ибо мы видим, что многие порочные пользуются здоровьем и благоденствием. Но то, что они не потерпели здесь ничего, будет поводом к большему наказанию там. На сие-то указывая, Павел говорит: «Будучи судимы от Господа», то есть здесь, «наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром», то есть там (1Кор. 11, 32). Ибо здешние страдания суть вразумления, а тамошние - наказания. - Ужели же все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Ибо одни из них бывают за грехи, как случилось с этим расслабленным; и в книге Царств видим, что некто впал в подагру за грехи (4Цар. 5, 27; 15, 5). Другие бывают для прославления и обнаружения, как случилось с Иовом, чтобы открылась его добродетель. Иные бывают от рассеянности, например от невоздержания и пьянства. - Некоторые из слов Господа «не греши более» выводят догадку, что Господь знал, что сей расслабленный объявит о Нем иудеям и укажет после встречи с Ним в храме, и насчет этого говорит: не греши же. Но не так. Человек сей оказывается благочестивым. Ибо Исус находит его в храме. Если бы он не был благочестив, он возвратился бы домой и предался бы отдыху и наслаждению, и убег бы от ярости иудеев и словопрения. Но ничто подобное не отвлекло его от храма. - Узнав Исуса, смотри, как благоразумно он объявляет об Нем иудеям. Не говорит, как они желали слышать, что Исус сказал: возьми постель, но: «исцелил меня», чего они не хотели слышать, обвиняя Его в нарушении субботы. - Если иудеи стали гнать Господа, то чем виноват в этом человек сей, объявивший им об Нем? Он проповедовал об Исцелителе с доброю целью, с тем, чтобы и прочих привлечь к вере. Если же они стали гнать Благодетеля, то это - их вина. - Под овчею купелью разумей, пожалуй, благодать крещения, которою Господь Исус, закланное за нас Овча, омылся, крестившись за нас. Купель эта имеет пять ходов. Ибо в крещении являются четыре добродетели и созерцание с догматами. Итак, естество человеческое, на подобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в воскресение и в суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления. Ибо не имело Человека, Который бы спустил в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком. А когда стал человеком, тогда исцелил естество наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотию и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра, - Возмущение воды в купальне означает то, что в ней возмущаются духи злобы, сокрушаемые и попираемые благодатью Святаго Духа. О, если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижны ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть смысла человеческого, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получает исцеление. Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя. - Сию купель покаяния возмущает Ангел. Какой? Ангел великого совета Отчего, Христос и Спаситель. Ибо если божественное учение не коснется нашего сердца и не произведет в нем возмущения напоминовением о муках в будущем веке, то купель сия не будет действенна, и здоровья расслабленной душе не бывает. - Справедливо она может быть названа овчею. Ибо в ней, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и незлобивых, уготовляющих себя в жертву живую и благоугодную Богу. О, если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем.

 

 

 

Блаж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 32-35 И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущым в Лидде. Обрете же тамо человека некоего именем Енеа, от осми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен. И рече ему Петр: Енее, исцеляет тя Исус Христос: востани с постели твоея: и абие воста. И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу

 

Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено конечно в особенности в назидание многих. Потому что Лука говорит: и видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то апостолы и хромого не спрашивали. Итак как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них конечно распространилась раньше: да грядущу Петру, говорит Лука, поне сень его осенит некоего от них (Деян. 5:15); потому-то там и много было сотворено чудес, а здесь тогда только было положено начало им.

Блж. Феофилакт Болгарский 

Ст. 36-43 Во Иоппии же бе некая ученица именем Тавифа, яже сказаема глаголется Серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяще. Бысть же во дни тыя болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. Уведано же бысть се по всей Иоппии: и мнози вероваша в Господа. Бысть же дни доволны пребыти ему во Иоппии у некоего Симона усмаря

 

Именем Тавифа. Лука поставляет и имя ее, показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по божественному домостроительству. Бысть болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице, то есть, сделали все, что следовало сделать над умершим. Послаша же бывшие во Иоппии ученики к Петру, моляще его не обленитися приити до них. Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят чрез двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и делать им затруднения в деле проповеди. Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. И предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна. Выражение: с ними сущи, показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними, и жила с ними, и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися. Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа. Преклонь колена. Усердную совершает молитву. Потом поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. И призвав святыя и вдовицы, постави ю живу, одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершивши такое великое чудо, он ищет пристанища не у ней, и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.

Общество сщмч. Андрея (Ухтомского)
vk.com/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_community t.me/ukhtomsky_chat